Контакты SB2 и SH2 замкнуты при одинаковых уровнях, при неравных
разомкнуты. Контакты SP1 замкнуты при перекосе, не превышающем заданное
значение, при большем перекосе они разомкнуты.
Оперативная сигнализация у различных шлюзов устроена неодинаково. В
качестве примера рассмотрим принципиальную схему оперативной ламповой
сигнализации (рисунок 8), в которой КВ1 - контакт реле мигающего сигнала;
SQ1 - SQ3, SQ6 и SQ7 - контакты путевого выключателя, замкнутые при
открытых затворах ( воротах ); SQ4, SQ5, SQ8, SQ9 - то же, замкнутые при
закрытых воротах; KV - контакт реле блокировки ворот, замкнутый при
закрытых воротах; К12 и К32 - контакты реле разности уровней воды между
камерой и верхним и нижнем бьефами, замкнутые при уравненных уровнях. При
открытом затворе горит зеленая лампочка Н3, при закрытом - красная НК, при
движении затвора лампа мигает. Показанные на схеме замыкающие и
размыкающие контакты являются вспомогательными контактами оперативных
аппаратов управления операциями открытия О и закрытия Z затворов ( ворот
).
Пусть, например, ворота верхней и нижней голов шлюза закрыты, затворы
водопроводных галерей открыты и уровень в камере выровнен с уровнем
нижнего бьефа. В этом случае будут разомкнуты контакты путевого
выключателя SQ1, SQ4, SQ5 - SQ7 и замкнуты контакты SQ2, SQ3, SQ8, SQ9.
Будут замкнуты замыкающие контакты KV1 и К12 и закрыты все показанные на
схеме размыкающие контакты. В результате этого будут гореть красные лампы
НК3, НК4, НК16 - НК18 и зеленые Н36 - Н39.
Пусть получают питание катушки оперативных контакторов КО1 и КО2,
включающие двигатели приводов двустворчатых ворот в сторону открытия.
Створки ворот придут в движение. При этом разомкнутся размыкающие контакты
КО1 и КО2 и замкнутся замыкающие контакты КО1 и КО2. зеленые лампы НЗ13 -
НЗ15 загорятся мигающим светом. Контакты путевого выключателя SQ8 и SQ9
разомкнутся, и красные лампы НК16- НК18 погаснут. Когда створки полностью
откроются, потеряют питание катушки контакторов КО1 и КО2, откроются
замыкающие контакты КО1 и КО2 и закроются размыкающие вспомогательные
контакты КО1 и КО2. Поскольку при открытых створках контакты SQ6 и SQ7
замкнуты, зеленые лампы горят постоянным светом.
Ответной частью оперативной сигнализации является та часть, которая
относится к изменению уровней воды и перепадов. На многих шлюзах эти
устройства объединяют в общий водокомандный или водомерный прибор. В
качестве примера приведена схема комбинированных водомерных приборов,
которые измеряют уровни воды в камерах и бьефах, показывают их отметку и
значение напоров на верхние и нижние ворота.
Комплект водомерного прибора состоит из трех пар сельсинов ВС ( датчик
) и ВЕ ( приемник ). Они работают на исполнительные двигатели М через
дифференциальную механическую передачу, приводящую в движение счетное
цифровое устройство и вспомогательные контакты. Функциональная схема одной
пары сельсинов прибора приведена на (рисунке 9). Прибор работает по
принципу фазового управления, при ко-
тором у исполнительного двигателя нагрузки по току независимо от
угла рассогласования сельсинов всегда остаются примерно одинаковыми
по значению.
Особенностью и ценным свойством прибора является его самосинхронизация,
заключающаяся в способности системы приходить в состояние согласования при
появлении электрического питания, если рассогласование произошло при его
отсутствие. Это достигается благодаря тому, что предельный угол поворота (
рассогласования ) роторов сельсинов принят меньше 180о . Однако опыт
эксплуатации комбинированных водомерных приборов показал, что
чувствительность их при измерениях перепадов уровней 15 - 20 м
недостаточна.
Для шлюзов с малым напором а также для бьефов, в которых изменения
уровня воды сезонные и при шлюзовании не превышают 1,5 - 3 м, можно
повысить чувствительность следящей системы при фазовом управлении
увеличением угла поворота роторов сельсина - датчика и сельсина -
приемника ( в пределах 160о ) на единицу перепада уровня воды. Для
изменения соотношения перепада воды и угла поворота роторов в этом случае
необходимо изменить соответствующим образом передаточные числа механизмов
от поплавка к сельсину - датчику и от исполнительного двигателя к сельсину
- приемнику и счетному механизму.
1.4.г. Поисковая сигнализация. Бесперебойность работы шлюза в
значительной степени зависит от того, как быстро будет найдена и
ликвидирована неисправность в цепи управления, в результате которой тот
или иной привод отказывает в работе. Такой неисправностью часто может быть
разрыв цепи управления из - за того, что какой - либо контакт в ней не
сработал, то есть оказался разомкнутым. Поскольку таких контактов в схеме
электроприводов шлюза очень много, нахождение неисправного контакта без
специального устройства, называемым искателем повреждений, представляло бы
большую трудность.
Простейший искатель повреждений состоит из коммутатора SA и сигнальной
лампы HL, включаемых параллельно контролируемой цепи (рисунок 10). При
неисправности контролируемую электрическую цепь проверяют поворотом
рукоятки искателя, передвигая ползунок по контактам, наблюдают за
сигнальной лампой. По положению ползунка в котором загорается лампа,
находят неисправный контакт или участок цепи.
Усовершенствование рассмотренного искателя повреждений является
автоматический искатель. У него ползунок перемещается специальным
импульсным ( шаговым ) двигателем, который приходит в движение всякий раз,
когда нарушается блокировочная цепь. Это происходит в результате замыкания
размыкающего контакта контактора или реле, включенного в цепь блокировки.
С помощью шагового двигателя ползунок искателя толчками перемещается с
контакта на контакт и при достижении места разрыва останавливается. После
восстановления цепи импульсный двигатель доводит ползунок до начального,
нулевого, положения.
На статоре 1 шагового двигателя (рисунок 11) имеются две обмотки
постоянного тока, состоящие из трех катушек каждая. Катушки надеты на
сердечник статора. Якорь шагового двигателя 2 имеет два полюса. При
включении тока в одну из групп катушек другая группа, против которой
находится полюсы якоря, отключаются. В результате якорь поворачивается на
одно полюсное деление. Затем ток включается в другую группу катушек, а
ранее включенная отключается и якорь поворачивается еще на одно полюсное
деление.
Таким образом, посылая ток то в одну, то в другую группу катушек
двигателя, получают "шаговое" вращение якоря и ползункового устройства
искателя повреждений.
Ползунковые и автоматические искатели имеют существенные недостаток -
от искателя к каждому проверяемому контакту необходимо прокладывать
отдельный провод, а это, при значительном числе блокировочных устройств,
требует очень много контрольных кабелей. Кроме того, большое количество
проводов и контактов, само по себе усложняя установку, делает ее менее
надежной. В связи с этим было сконструировано более совершенное и надежное
телемеханическое устройство
- телеискатель.
К элементам, обеспечивающим работу телеискателя (рисунок 12),
относятся: реле искателя KV1; реле блокировки KV; линейный контактор КМ;
размыкающий контакт промежуточного реле максимальной защиты KVA;
замыкающий контакт промежуточного реле кнопки "Стоп" KVS; замыкающий
контакт реле восстановления К1; контакт датчика S, замкнутый только в
нулевом положении SA. При нормальной работе схемы, когда ни одно из
максимальных реле не сработало и замкнуты все контакты путевых
выключателей, контакты KVA, KVS, KV и KM замкнуты, катушки линейного
контактора КМ и реле блокировки KV получают питание. При этом подвижной
контакт телеискателя SA находится в нулевом положении ( как показано на
схеме ), размыкающий контакт КМ разомкнут и нижняя часть схемы не работает
( реле времени КТ1 - КТ3 обесточены ).
Если, например, сработает какое либо реле защиты ( пусть К5Н ), сразу
же получит питание катушка KVA ( на схеме не показана ), которая разомкнет
свой размыкающие контакты. В результате катушка КМ лишается питания и ее
замыкающий контакт КМ размыкается, а размыкающий контакт КМ замыкается.
Аналогичная картина наблюдается при размыкании какого - либо контакта
путевого выключателя. В этом случае теряет питание катушка блокировочного
реле KV и размыкается замыкающий контакт в цепи катушки КМ.
В результате замыкания контакта КМ получает питание катушка КТ1, реле
срабатывает и замыкает свои замыкающий контакт КТ1, который замыкает цепь
катушки КТ2. Последняя, получив питание, размыкает размыкающий контакт в
цепи катушки КТ1 и отключает ее от сети, но сама не теряет питание, так
как получает его через контакт КТ1, размыкающийся с выдержкой времени.
Кроме того, реле КТ2 замыкает контакты КТ2 и тем самым подготовит к работе
реле КТ3 и обеспечит питание первой группы обмоток шаговых двигателей L1M1
и L1M2. Роторы обоих двигателей поворачиваются на один шаг, и подвижной
контакт комутатора SA переходит в положение 1.
Если контакт К1Н замкнут, через него получает питание катушка KV1,
замыкающий контакт которой шунтирует контакт S, размыкающийся при переходе
контакта SA с нулевого в первое положение.
Вернемся теперь к работе реле времени КТ1 - КТ3. Поскольку реле КТ2
отключило катушку КТ1, то с выдержкой времени оно само потеряет питание,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14