Рефераты. Шпора по статистике p> Развитие статистики в России тесным образом связано с ' созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм.

Опыт развития статистики при советской власти обобщался в трудах В.И.
Хотимского, B.C. Немчинова, В.Н. Старовского, Б.С. -Ястремского и других ученых.

Таким образом, история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения вакоплеиг-юго человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизнью общества.

При подготовке управленческих и экономии ескгос кадров высшей квалыфикагрли для коммерческой деятельности 'их статистическое образование складывается из ряда учебных дисгщгтгт. Прежде всего — это общая теория статистики, являющаяся базовым курсом изучения как общепрофессгюнальной дгюгщглгты социсльно-экономгтеской статистики, так и проф-илируюгцгсс дисциплин: статистика коммерческой деятельности, статистические методы оценки и прогнозгуования рынка товаров и услуг и другие в зависимости от специапизации.
|Метод статистики |
|Для изучения своего |
|предмета статистика |
|разрабатывает и применяет|
|разнообразные методы, |
|совокупность которых |
|образует статистическую |
|методологию. Применение в|
|статистическом |
|исследовании конкретных |
|методов предопределяется |
|поставленными при этом |
|задачами и зависит от |
|характера исходной |
|информации. |
|Общей основой разработки |
|и применения |
|статистической |
|методологии являются |
|принципы диалектического |
|подхода к изучению |
|явлений жизни общества. |
|Это прежде всего |
|требование рассмотрения |
|фактов, характеризующих |
|изучаемые явления, в их |
|целостности, во |
|взаимосвязи и |
|взаимообусловленности, |
|что весьма важно при |
|статистическом изучении |
|причинных отношений. |
|Важнейшим положением |
|диалектического метода |
|познания является |
|рассмотрение изучаемого |
|явления в развитии, |
|движении от возникновения|
|до исчезновения. В |
|соответствии с этим общим|
|гносеологическим |
|требованием является то, |
|что статистика изучает |
|динамику |
|социально-экономических |
|явлений в их исторической|
|обусловленности. |
|При статистическом |
|изучении |
|социально-экономических |
|явлений руководствуются |
|положением |
|материалистической |
|диалектики о переходе |
|количественных изменений |
|в качественные. Это имеет|
|важное значение при |
|изучении количественных |
|изменений в массовых |
|социально-экономических |
|явлениях для познания |
|глубоких качественных |
|изменений. |
|Статистика опирается на |
|диалектические категории |
|случайного и |
|необходимого, единичного |
|и массового, |
|индивидуального и общего.|
| |
|Все многообразие |
|статистических методов |
|изучения коммерческой |
|деятельности в курсе |
|«Общая теория статистики»|
|систематизируется по их |
|целевому применению в |
|последовательно |
|выполняемых при этом трех|
|основных стадиях |
|экономико-статистического|
|исследования: |
|1) сбор первичной |
|статистической |
|информации; |
|2) статистическая сводка |
|и обработка первичной |
|информации; |
|3) анализ статистической |
|информации. |
|На первой стадии |
|статистического |
|исследования решается |
|задача получения |
|соответствующих |
|поставленной задаче |
|значений изучаемых |
|признаков по отдельным |
|единицам статистической |
|совокупности. Для |
|осуществления этой |
|начальной стадии |
|статистического |
|исследования применяются |
|методы массового |
|наблюдения. Требование |
|массовости единиц |
|наблюдения |
|обусловливается тем, что |
|изучаемые статистикой |
|закономерности |
|проявляются в достаточно |
|большом массиве данных на|
|основе действия закона |
|больших чисел. |
|Основное содержание |
|закона больших чисел |
|заключается в том, что в |
|сводных статистических |
|характеристиках действия |
|элементов случайности |
|взаимопогашаются, хотя |
|они и могут проявляться в|
|признаках индивидуальных |
|единиц статистической |
|совокупности. Так, |
|например, в условиях, |
|развитых рыночных |
|отношений каждый |
|покупатель магазина |
|выбирает именно тот |
|товар, который ему в |
|данный момент требуется. |
|Но в целом по магазину |
|возможно сравнительно |
|точно предвидеть как |
|общий объем, так и |
|структуру спроса за год, |
|отдельные сезоны и даже |
|дни недели. Для выявления|
|конкретных |
|закономерностей |
|покупательского спроса |
|необходима статистическая|
|информация, отображающая |
|специфику спроса по дням |
|недели, времени года и в |
|целом за год. |
|На второй стадии |
|статистического |
|исследования собранная в |
|ходе массового наблюдения|
|информация подвергается |
|статистической обработке,|
|включающей получение |
|итогов по изучаемой |
|совокупности в целом и |
|отдельным ее частям, |
|систематизацию единиц |
|совокупности по признакам|
|сходства и т.д. |
|Важнейшим методом второй |
|стадии статистического |
|исследования является |
|метод статистических |
|группировок, позволяющий |
|выделять в изучаемой |
|совокупности |
|социально-экономические |
|типы. Основное содержание|
|второй стадии |
|статистического |
|исследования заключается |
|в переходе от |
|характеристик единичного |
|к сводным (обобщающим) |
|показателям совокупности |
|в целом или ее частей |
|(групп). Отграничение |
|качественно однородных в |
|существенном отношении |
|групп |
|социально-экономических |
|явлений — одно из |
|непременных условий |
|научного применения в |
|статистическом |
|исследовании метода |
|обобщающих |
|статистических |
|показателей. Нарушение |
|принципа качественной |
|однородности изучаемой |
|совокупности приводит к |
|получению нетипичных |
|характеристик, искажению |
|результата исследования. |
|На третьей, |
|заключительной, стадии |
|статистического |
|исследования проводится |
|анализ статистической |
|информации на основе |
|применения обобщающих |
|статистических |
|показателей: абсолютных, |
|относительных и средних |
|величин, статистических |
|коэффициентов и др. |
|Анализ статистической |
|информации позволяет |
|раскрывать причинные |
|связи изучаемых явлений, |
|определять влияние и |
|взаимодействие различных |
|факторов, оценивать |
|эффективность принимаемых|
|управленческих решений, |
|возможные экономические и|
|социальные последствия |
|складывающихся ситуаций. |
|В сравнении обобщающих |
|статистических |
|показателей изучаемых |
|явлений определяются |
|количественные оценки их |
|распространенности в |
|пространстве и развития |
|во времени, |
|устанавливаются |
|характеристики связи и |
|зависимости. |
|Сопоставлением единичного|
|с общим определяются мера|
|развития индивидуального,|
|его отличие от других |
|единиц изучаемой |
|совокупности. |
|При анализе |
|статистической информации|
|широкое применение имеют |
|табличный и графический |
|методы. |
|В «Общей теории |
|статистики» |
|рассматриваются основные |
|категории и методы |
|статистической науки, |
|природа статистических |
|совокупностей, |
|познавательные свойства |
|современной |
|вычислительной техники. |
|Представляя базовый курс |
|статистической науки, |
|«Общая теория статистики»|
|основополагающей учебной |
|дисциплиной, с изучением |
|которой начинают |
|формироваться |
|необходимые |
|профессиональные |
|качества экономистов |
|высшей коммерсантов, |
|менеджеров. Создается |
|фундамент для усвоения и |
|статистической |
|методологии познания |
|закономерностей |
|социально-экономических |
|в условиях рыночной |
|экономики. |
|Статистика в своей |
|сущности призвана |
|определять характер и |
|форму данного явления по |
|отношению к совокупности |
|в соответствии с |
|фиксированным количеством|
|элементов, включаемых в |
|поле исследования, |
|которые оказывают |
|воздействие на |
|исследуемое явление. |


Задачи статистики в рыночной экономике.

Коренным вопросом осуществления радикальной экономической реформы в
России от командно-административных форм управления к экономическим. Это ставит перед статистикой как составной частью системы управления национальным хозяйством новые задачи задачи.

Исходя из изменений управления, роли и места предприятий, фирмы, межрегиональных отношений и отношений внешним миром, основными статистики на современном ее этапе являются:

1) всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей;

2) обобщение и прогнозирование тенденций развития национального хозяйства;

3) вьмвление имеющихся резервов эффективности общественного производства;

4) своевременное обеспечение надежной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйственных органов, а также широкой общественности.

В условиях изменения социально-политической роли статистики как фактора формирования общественного сознания особое значение имеет существенное расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Это является одним из крайне необходимьк направлений демократизации общества. Расширение публикаций статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах, в отдельных регионах, сосредоточить внимание на недостатках и упущениях для их устранения.

Возвращение статистике широкого общественного предназначения определяет главные направления ее развития: совершенствование анализа статистической информации, упорядочение отчетности, обеспечение ее достоверности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.