Рефераты. Статистический анализ розничного товарооборота, запасов и оборачиваемости товаров p> Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.

Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.
В соответствии с действующим законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:

Торговая выручка, сданная в банк

Ки = ———————————————————————— * 100 (1)

Объем розничного товарооборота

Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.

Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.

Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.

Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:

? * 100

V= ———— (2)

?

Средний процент выполнения плана (?) равен 104,6%. Среднее квадратическое отклонение (?) рассчитаем по формуле

2

S(Y- ?) 48803,48
? = ————— = ————— = ?567,4 = ± 23,8% (3)

Sm 86

Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно, коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).

Таблица №1

Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
|Кварта|План |Фактически |Процент |Y - ? |(Y - ?)| |
|л |розничного |выполнено, |выполнен| | |2 |
| |товарооборо|млн. руб. |ия (Y) | | |(Y - ?)|
| |та, млн. | | | | |m |
| |руб. (m) | | | | | |
|I |20 |16 |80,0 |-24,6 |605,16 |12103,2|
|II |21 |18 |85,7 |-18,9 |357,21 |0 |
|III |23 |28 |121,7 |+17,1 |292,41 |7501,41|
|IV |22 |28 |127,2 |+22,6 |510,76 |6725,43|
| | | | | | |11236,7|
| | | | | | |2 |
|И т о |Sm = 86 |90 |? = |— |— |48803,4|
|г о | | |104,6 | | |8 |

Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико— 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.

Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана розничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступления товаров. (Таблица №2)

Таблица №2

Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале
|Группы |Число |Розничный |Розничный |Поступление |
|магазинов|магази|товарооборот, |товарооборот |товаров в |
|по уровню|нов |тыс. руб. |в расчете на |расчете на один |
|выполнени| | |один магазин,|магазин |
|я плана, | | |тыс. руб. | |
|% | | | | |
| | |план |фактичес| |тыс. |отклонен|
| | | |ки | |руб. |ие от |
| | | | | | |товарооб|
| | | | | | |орота |
| | | | | | |(+. -), |
| | | | | | |% |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|До 80 |5 |280 |210 |42 |36 |-14,3 |
|80—84,9 |6 |590 |492 |82 |72 |-12,2 |
|85—89,9 |10 |2800 |2490 |249 |^229 |-8,0 |
|90—94,9 |2 |450 |430 |215 |229 |+6,5 |
|95—99,9 |7 |2320 |2268 |324 |344 |+6,2 |
|100—104,9|46 |19700 |19883 |432 |435 |+ 0,7 |
|105 и |24 |9070 |9802 |408 |411 |+0,7 |
|выше | | | | | | |
|Итого |100 |35210 |35575 |356 |— |— |

Для того чтобы выявить влияние поступления товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая сумма поступления делилась на число магазинов в группе). Цель заключается в том, чтобы выявить соответствие поступления покупательскому спросу Ясно, что чем больше разрыв между поступлением и товарооборотом, тем значительнее это несоответствие. Чтобы исключить влияние размера торгового предприятия, показатель отклонения поступления товаров от плана товарооборота исчислен в процентах к товарообороту.

Во-первых, данная группировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30% общего числа) не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти из них уровень выполнения плана — менее 80% Коэффициент вариации выполнения плана составил сравнительно небольшую величину — 5,9%. Однако общая сумма недовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнили план, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составило бы не 101,0%, а 102,6%

Во вторых, доля магазинов, не выполнивших план, в общем объеме товарооборота не достигает ј (164%) Это указывает на то что главным образом не справляются с плановым заданием небольшие магазины. Вывод подтверждают данные о товарообороте в расчете на один магазин.

В-третьих, выполнение плана связано с поступлением товаров в магазины.
Выявлена обратная зависимость уровня выполнения плана товарооборота от показателя отклонения поступления товаров от планового задания. Причем в двух группах поставка товаров по своему абсолютному размеру превышает объем продажи. В данном случае сказалось несоответствие поставки (по ассортиментному составу или качеству) спросу населения Недопоставка также приводит к невыполнению плана розничного товарооборота.

2.1 Анализ динамики товарооборота розничной торговли.

Рассмотрим анализ розничного товарооборота в динамическом аспекте с помощью индексного метода. Для индексного метода характерным является сопоставление двух периодов—отчетного и базисного. Объем розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным может увеличиться или уменьшиться под влиянием двух факторов — изменения объема товарной массы или розничных цен. В связи с этим в статистическом анализе используются три индекса: — индекс розничного товарооборота в фактических ценах,
—индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема),
—индекс цен.

Индекс товарооборота в фактических ценах рассчитывается по формуле

Sp1q1

Ipq = ——————— (4)

Sp0q0

где p1, p0 — цена за единицу товара соответственно в отчетном и базисном периодах; q1, q0 — количество проданного товара соответственно в отчетном и базисном периодах.

Особенностью данного индекса является то, что он отображает изменение объема розничного товарооборота в результате действия сразу двух факторов—товарной массы и розничных цен.

На втором этапе анализа динамики розничного товарооборота рассчитывается индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема) по следующей формуле:

Sp0q1

Iq = ————— (5)

Sp0q0

Особенностью индекса физического объема розничного товарооборота является то, что в нем элиминируется (исключается) влияние на динамику объема товарооборота фактора изменения розничных цен.

Если же элиминировать влияние количественного фактора, взвешивая цены по количеству проданных товаров отчетного периода, то будет получен следующий показатель, который называется индексом цен. Он может быть представлен в виде следующей формулы:

Sp1q1

ISpq(p) = ———— (6)

Sp0q1

Все три индекса связаны между собой и представляют единую систему[1], так называемую мультипликативную индексную факторную модель, которая позволяет разложить индекс товарооборота по факторам индекс товарооборота равен произведению индекса физического объема товарооборота на индекс цен:

Sp1q1 Sp0q1 Sp1q1

————— = ————— * —————, (7)

Sp0q0 Sp0q0 Sp0q1

то есть

ISpq= ISpq(q) * ISpq(p)

Абсолютный прирост розничного товарооборота представляет собой разность между товарооборотом отчетного периода и товарооборотом базисного периода, т. е. разность между числителем и знаменателем индекса товарооборота:

?Spq = Sp1q1 — Sp0q0 (8)

Часть этого прироста, которая приходится на долю количественного фактора, может быть выявлена при сравнении условного товарооборота отчетного периода в базисных ценах с базисным товарооборотом, т. е. прирост товарооборота вследствие изменения объема проданных товаров определяется как разность между числителем и знаменателем индекса физического объема товарооборота:

?Spq(q) = Sp0q1 — Sp0q0 (9)

И наконец, прирост товарооборота в результате изменения цен исчисляется при сопоставлении товарооборота отчетного периода и условного товарооборота в базисных ценах, т. е. как разность между числителем и знаменателем индекса цен:

?Spq(p) = Sp1q1 — Sp0q1 (10)

Сумма этих двух частных приростов образует общий прирост товарооборота

Sp1q1 - Sp0q0 = Sp0q1 - Sp0q0 + Sp1q1 - Sp0q1 , (11)

представленный в виде факторной модели:

?Spq = ?Spq(q) + ?Spq(p) , (12)

т. е. абсолютный прирост розничного товарооборота может быть разложен на количественный и ценностный факторы.

Рассчитаем сводный показатель розничного товарооборота на душу населения. Он рассчитывается по формуле:

O

D = —— (13)

?

где D - товарооборот на душу населения;

O - розничный товарооборот за год;

? - среднегодовая численность населения.
Товарооборот на душу населения является средней величиной из размеров оборота на душу городского и сельского населения.

SD?

? = ——— (14)

S?

где ? - товарооборот на душу отдельных групп населения,

? - среднегодовая численность отельных групп населения.

Его размер зависит не только от объема продажи на душу населения каждой группы, но и от структуры населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.