Заключение
Рассмотрев структурное построение доходной части бюджета, мы видим что за несколько лет реформ здесь так и непроизошло коренных положительных изменений, проблема же межбюджетного федерализма тоже еще ждет разрешения.
Улучшение ситуации с поступлением налогов в бюджет после президентских выборов, к сожалению, также оказалось эфемерным. Уже в августе снова пошел спад собираемости налогов, а, по последним данным Госналогслужбы, общая сумма налоговых поступлении в сентябре сократилась по сравнению с августом еще на 24,1%, в том числе в федеральный бюджет( почти на 45%.
По данным 1998 года задолжность по предприятиям составила 202,848,454 тыс. руб. Общий итоговый дефицит бюджета составил 57872,10 млн.руб.
Руководство страны с полным основанием сочло такую ситуацию чрезвычайной и, соответственно, требующей чрезвычайных мер. Обеспечить поступление всех предусмотренных действующим законодательством налогов должна Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины при Президенте РФ, созданная в соответствии с президентским указом № 1428. В ее состав входят руководители финансовых и силовых ведомств. Идея, заложенная в ВЧК-2, весьма проста: к недоимщикам разные ведомства могут применять разные меры. Поэтому к злостным недоимщикам нужно применить все необходимые меры, для этого представителей всех ведомств следует собрать в единый комитет, которому и поручить данную проблему.
Однако, в том, что комиссии удастся достичь своей главной цели ( прижать крупнейшие предприятия-неплательщики, уже появились сомнения. Об этом практически и заявили на брифинге, состоявшемся 17 октября, главы двух министерств, подведомственные которым предприятия должны бюджету больше всех: Минтопа и Минпрома России. Несмотря на это, оперативная комиссия правительства по неплатежам, 14 октября сделала сенсационный шаг: дала шести крупным и суперзлостным неплательщикам неделю на погашение всех недоимок перед бюджетом, в случае же неуплаты в арбитраж будет подан иск о банкротстве. В ближайшее время будет оглашен список еще 10 предприятий- должников.
При этом, в первый список попали: АО «Татнефть»; АО «Пурнефтегаз»; АО «Москвич»; АО «Краснодарнефтеоргсинтез»; АО «Ачинский глиноземный комбинат»; АО «КамАЗ».
Однако, существует определенная вероятность, что дальше объявления списка должников дело вряд ли сдвинется: например, «Татнефть» и «КамАЗ» скорее всего будут вычеркнуты из первой шестерки, так как велико заступничество за них со стороны правительства Татарстана, что, по нынешней политической ситуации, несомненно, не может не учитываться. И хотя Мостовой убежденно доказывал, что путь, первым шагом по которому явилось оглашение «шестерки», единственно верен как с экономической, так и с нравственной точек зрения и именно в нажиме на крупнейших недоимщиков ( ключ к проблеме бюджетных неплатежей, но, с другой стороны, неверно было бы полагать, что и у других крупнейших предприятий не найдется своих заступников. А следовательно, процесс явно затянется. Тогда существует лишь один ответ: ВЧК был создан исключительно для МВФ, дабы показать, что правительство предпринимает все возможное по оздоровлению ситуации в бюджетно-налоговой сфере. Действительно, ведь банкротство 10-20 крупнейших предприятий будет по существу означать банкротство половины страны, социальные же проблемы станут неразрешимы. Получается, что гораздо дешевле поддерживать данные предприятия (на плаву( нежели банкротить их.
Но наиболее вероятно все-таки следующее развитие ситуации: правительство не позволит кому-либо из (шестерки( уйти, иначе бессилие первого станет очевидным. Некоторые из шестерки заплатят (как это обещал сделать КамАЗ), к другим же будет применена процедура банкротства.
Естественно, предприятия не закроют, но директора фирм будут вынуждены уйти со своих постов и будет введена сонация, т.е. внешнее управление, а уж временные управляющие в бюджет платить станут.
Если же это будет осуществлено, то успех работы ВЧК и в дальнейшем будет более или менее гарантирован. Может быть это и есть выход из казалось бы тупиковой ситуации с задолженностью по налоговым платежам в бюджет. С другой стороны ожидаемое принятие налогового кодекса должно также в определенной степени упорядочить общую ситуацию с налоговыми поступлениями в бюджет, следовательно, стоит все-таки ожидать положительных сдвигов в сфере доходов бюджета Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон (О федеральном бюджете на 1998 год( от 31 марта 1998 г. (с изм. и доп. от 24 апреля, 22 августа, 27 декабря 1997 г.) 1. Социальная статистика: Учебник под редакцией И.И.Елисеевой.-М.:Финансы и статистика, 1997. 1. Федеральный закон (О бюджетной классификации Российской Федерации(. Принят Государственной Думой 7 июня 1996 года. Одобрен Советом Федерации 26 июня 1996 года. 1. Федеральный закон (О федеральном бюджете на 1996 год( от 31 декабря 1995 г. (с изм. и доп. от 20 июня, 19, 21, 23 августа 1996 г.) 2. О предварительных итогах исполнения федерального бюджета в январе-июне 1995 года и задачах на второе полугодие. Министерство финансов Российской Федерации.
( ( ( 1. Ковалева А.М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1996. 2. Концепция бюджета: Pro et contra // Экономика и жизнь. 1996. № 42
(октябрь). 3. Льготы: быть или не быть // Экономика и жизнь. 1996. № 37 (сентябрь). 4. Налоги: федеральные и местные // Финансовая газета. 1996. № 12. 5. Хурсевич С.Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит // Финансы. 1996.
№ 4.
Приложения
Приложение 1
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ[8]:
1) НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА
. Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций
. Налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц)
. Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок
. Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, с доходов по иным ценным бумагам, за исключением доходов в виде процентов (дисконта), полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, налог с доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории
Российской Федерации
. Налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них
. Налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного бизнеса
. Подоходный налог с физических лиц 2) НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ
. Налог на добавленную стоимость
. Налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей, производимым на территории Российской Федерации
. Налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, производимым на территории Российской Федерации
. Налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей, ввозимым на территорию Российской Федерации
. Налог на добавленную стоимость по остальным товарам, работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, ввозимым на территорию Российской Федерации
. Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации
. Спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой
. Водка и ликероводочные изделия
. Коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное
. Другие алкогольные напитки
. Пиво
. Табачные изделия
. Ювелирные изделия
. Бензин автомобильный
. Легковые автомобили
. Газ
. Нефть, включая газовый конденсат
. Другие виды минерального сырья
. Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, ввозимым на территорию Российской Федерации
. Отдельные виды минерального сырья
. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов
. Налог на пользователей автомобильных дорог
. Налог с владельцев транспортных средств
. Налог на приобретение автотранспортных средств
. Лицензионные и регистрационные сборы
. Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлива и оптовой реализации алкогольной продукции
. Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом
. Прочие лицензионные и регистрационные сборы 3) НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД
. Единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства
. Единый налог на совокупный доход для юридических лиц
. Единый налог на совокупный доход для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 4) НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО
. Налоги на имущество физических лиц
. Налоги на имущество предприятий
. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
. Налог на операции с ценными бумагами 5) ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
. Платежи за пользование недрами
. Платежи за проведение поисковых и разведочных работ
. Платежи за добычу полезных ископаемых
. Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых
. Платежи за пользование континентальным шельфом
. Платежи за пользование минеральными ресурсами
. Плата за пользование живыми ресурсами
. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
. Лесные подати
. Платежи, связанные с пользованием водными объектами
. Плата за пользование водными объектами (водный налог)
. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7