Рефераты. Статистические методы в исследовании потребления населения p> Как я упоминала ранее, в задачу статистики не входит ни разработка, ни обсуждение норм потребления населением товаров и услуг. Очевидно, что они призваны отражать современные научные представления о потребностях людей.
Их разработка является сложным делом. Но какими бы они ни были, это единственный инструмент оценки удовлетворения потребностей населения. На основе норм потребления отдельных товаров и услуг строится нормативный потребительский бюджет (в расчете на душу населения). Иногда нормативы устанавливаются статистическим путем. Так, международная практика в качестве норматива (эталона) потребления бытовых, жилищно-коммунальных и других услуг использует среднюю геометрическую из данных потребления этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней арифметической в тех случаях, когда изучаемое явление имеет устойчивые темпы роста. Этот же метод можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг: в расчете на душу населения где iN — индекс среднегодовой численности населения.

При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены. Это достигается или путем прямого использования сопоставимой (базисной) цены, или путем пересчета стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены
(тарифы) базисного периода, т. е. методом дефлятирования.

Наряду с показателем расходов на конечное потребление в аналитических целях введен показатель фактического конечного потребления, представляющий собой стоимость фактически потребленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.

Помимо показателя общего конечного потребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потребления на душу населения. Этот показатель нередко фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических публикациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения. Такие средние показатели необходимы лишь как общий фон для системы дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, социального положения, занятий, территории проживания и т. д.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Кпо) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (qp и (st) со стоимостью их нормативного набора ((qHp + (sнt):

где р — цена товара; q — количество фактически потребленных товаров; s — количество фактически потребленных услуг; t — фактический тариф за определенную услугу; qН — норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения; sн — норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

N — средняя численность населения за период.

Стоимость нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.

Разность числителя и знаменателя Кпо определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем.
Однако они приводят к искажению истинной величины недопотребления. В связи с этим предлагается расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:

При этом каждое фактическое потребление товаров и услуг принимается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, критериальным значением КПД будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя Кпд покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения
N, получим размер недопотребления в целом.

Оба показателя удовлетворения потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме средней арифметической величины, где в качестве осредняемых величин выступят индивидуальные (по видам товаров и услуг) коэффициенты удовлетворения потребностей населения, а весами — доля стоимости нормативного потребления каждого вида товаров и услуг в общей стоимости всего их набора. Это позволяет провести сравнительную оценку индивидуальных коэффициентов и, более того, выявить влияние каждого из них на общий показатель. Их можно представить следующим образом: где

Существенным фактором, воздействующим на уровень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, выступает насыщенность ими потребительского рынка, измеряемая коэффициентом и индексом насыщенности:

Коэффициент насыщенности определяется по данным наблюдения органами государственной статистики за изменением цен основных продовольственных и непродовольственных товаров по выборочной сети магазинов в 130 городах. Он рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации цен товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов.
Данный показатель не учитывает наличие товаров в неорганизованной торговле
— на городских и неформальных рынках.

Индекс насыщенности определяется как соотношение коэффициентов насыщенности за соответствующие периоды с учетом сопоставимости ассортимента товаров.

Важной задачей статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева
(Болгария):

где v1 и v0 — доли отдельных видов расходов домохозяиств в отчетном и базисном периодах.

Этот показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О ( Ks ( 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле: где vj и vi — доли отдельных видов расхода домохозяиств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов; j и i — номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

Изучение дифференциации потребления

Дифференциация потребления населения и домохозяйств изучается в различных аспектах: как между группами домохозяйств, выделенных по размеру, по составу, по имущественному положению, так и внутри этих групп.

При измерении дифференциации потребления могут использоваться метод статистической оценки гипотез, методология Парето—Лоренца—Джини, методы моделирования потребления и сравнительного анализа коэффициентов.

Рассмотрим применение некоторых из этих методов на примере изучения дифференциации потребления кофе в крайних децильных группах домохозяйств
(см. табл. 2).

Таблица 2

Дифференциация потребления кофе

в крайних децильных группах домашних хозяйств
|Потребле-ни|В % к итогу по 10%-ным |Потребление кофе |
|е кофе за |группам домохозяйств | |
|год, кг | | |
| |наименее |наиболее |в среднем по |общее по децильной |
| |обеспечен-н|обеспе-ченны|группе Пi |группе |
| |ых F1 |х F10 | | |
| | | | |первой |десятой |
| | | | |C1=ПiF1 |C10= ПiF10|
|Менее 3 |38 |6 |2 |76 |12 |
|3-5 |22 |12 |4 |88 |48 |
|5-7 |18 |34 |6 |108 |204 |
|7-9 |14 |28 |8 |112 |224 |
|9 и более |8 |20 |10 |80 |200 |
|Итого |100 |100 | |464 |688 |
|Обследова-н|126 |132 | | | |
|о | | | | | |
|домохо-зяйс| | | | | |
|тв | | | | | |

Вычислим показатели потребления по каждой децильной группе: а) среднее потребление кофе на одно домохозяйство в первой децильной группе в десятой децильной группе

б) дисперсию потребления в первой децильной группе в десятой децильной группе

в) коэффициент вариации потребления в первой децильной группе т. е. вариация умеренная и по потреблению кофе обследованные домохозяйства первой децильной группы неоднородны, в десятой децильной группе вариация потребления кофе в домохозяйствах десятой децильной группы слабая, а потребители достаточно однородны; г) доля потребляющих кофе от 3 до 7 кг в год в первой децильной группе w1 = 22 + 18= 40% = 0,4; в десятой децильной группе w10 = 12 + 34 = 46% = 0,46.

Оценка значимости показателей потребления производится при небольшом объеме единиц в каждой выделенной группе. В данном примере их применение нецелесообразно, так как в каждой группе обследовано более 100 домохозяйств: а) для среднего потребления где n — число обследованных хозяйств; б) для доли потребления в определенных границах

Расчетные значения t-критерия Стьюдента сравниваются с табличными
(tтабл при уровне значимости ( = 0,05 и числе степеней свободы df = n - 2).
Анализируемый показатель незначимо отличен от нуля при tфакт < tтабл. В этом случае показатель потребления статистически ненадежен. При tфакт ( tтабл рассматриваемый показатель статистически значимо отличен от нуля и надежен. При получении ненадежных показателей потребления необходимо увеличить число наблюдений или укрупнить выделенные группы (например, перейти от децильных к квинтильным группам).

Проанализируем статистическую оценку существенности различий в показателях потребления в сравниваемых группах. Для сравнения средних долей и коэффициентов вариации применяется t-критерий Стьюдента. При этом выдвигается нуль-гипотеза (Н0) о несущественных различиях между показателями, вычисленными по децильным группам. При tфакт < tтабл, ( =
0,05 и df = n1 + n2 - 2 нуль-гипотеза принимается. При tфакт ( tтабл нуль- гипотеза отвергается, что позволяет считать различия существенными.

Рассмотрим оценки существенности различий в потреблении по данным табл.
6.2. Оценка существенности различий в среднем потреблении кофе

Н0: П1(П10 ; так как tфакт > tтабл 1,96 при (= 0,05 и df = n1 + n2 - 2 = 126 + 132 –
2 = 256, гипотеза Hо отклоняется. Другими словами, выявлены различия в потреблении кофе в крайних децильных группах домохозяйств, в наиболее обеспеченной группе оно выше.

Оценка существенности различий в вариации потребления кофе

Н0: v1(v10 ; так как tфакт > tтабл, то гипотеза Н0 отклоняется. Выявлены существенные различия в вариации потребления в крайних децильных группах, и в наименее обеспеченной группе потребителей опо-требление более разнообразно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.