Известно, что:
Следовательно,
.
Cоотношение моды, медианы и средней арифметической указывает на характер распределения признака в совокупности, позволяет оценить его асимметрию. Если M0<Me< имеет место правосторонняя асимметрия. Если же <Me<M0 - левосторонняя асимметрия ряда. По приведенному примеру можно сделать заключение, что наиболее распространенная численность рабочих является порядка 467,6 чел. В то же время более половины турагентств имеют численность рабочих более 496,6 чел., при среднем уровне 510 чел. . Из соотношения этих показателей следует сделать вывод о правосторонней асимметрии распределения турагенств по численности персонала.
Мода и медиана в отличие от степенных средних являются конкретными характеристиками, их значение имеет какой-либо конкретный вариант в вариационном ряду.
Мода и медиана, как правило, отличаются от значения средней, совпадая с ней только в случае симметричного распределения частот вариационного ряда. Поэтому соотношение моды, медианы и средней арифметической позволяет оценить ассиметрию ряда распределения.
Мода и медиана, как правило, являются дополнительными к средней характеристиками совокупности и используются в математической статистике для анализа формы рядов распределения.
Аналогично медиане вычисляются значения признака, делящие совокупность на четыре равные (по числу единиц) части — квартели, на пять равных частей — квинтели, на десять частей — децели, на сто частей — перцентели.
Например, имеются следующие данные об отправке туристов:
Страны
Великобритания
Германия
Италия
Испания
Франция
Швейцария
Австрия
Швеция
Норвегия
Бельгия
Нидерланды
Греция
Португалия
Дания
Финляндия
Другие страны
Отправлено туристов, тыс. чел.
964
529
346
307
212
47
35
33
16
21
22
42
14
5
2
69
В данном примере варьирующий признак – число отправленных туристов.
Определим среднее количество отправленных туристов:
тыс. чел.
Простая средняя арифметическая применяется в случаях, когда имеются отдельные значения признака, т.е. данные не сгруппированы. Но можно их сгруппировать и тогда средняя будет исчисляться иначе:
xmin xmin+i
1. 2 194,4
2.194,4 386,8
3.386,8 579,2
4.579,2 771,6
5.771,6 964
Группы по отправке туристов
Количество групп
Накопленная частота
S
A
1
3
4
2-194,4
11
98,2
1080,2
194,4-386,8
290,6
871,8
386,8-579,2
483
15
579,2-771,6
-
675,4
771,6-964
867,8
Итого
x
3302,8
Таким образом, тыс. чел.
Теперь найдем структурные средние величины – Моду и Медиану.
тыс.чел.
Вывод: среднее значение отправленных туристов составляет 207 тыс. чел. Наиболее распространенное значение количества отправленных туристов– 114 тыс. чел. Значение количества отправленных туристов, которое делит группы на две равные части, составляет 141 тыс. чел.
Структурная группировка предприятий по объему продукции
i=
тыс. руб.
1. 10 18,2
2. 18,2 26,4
3. 26,4 34,6
4. 34,6 42,8
5. 42,8 51
Группа предприятий по объему продукции
Количество предприятий
% к итогу
А
10-18,2
18,2-26,4
26,4-34,6
6
34,6-42,8
42,8-51
10
40
100
Вывод:
ü У 14 предприятий, что составляет 35% объема продукции, находится в интервале от 10 до 18,2 тыс. руб.
ü У 14 предприятий, что составляет 35% объема продукции, находится в интервале от 18,2 до 26,4 тыс. руб.
ü У 6 предприятий, что составляет 15% объема продукции, находится в интервале от 26,4 до 34,6 тыс. руб.
ü У 2 предприятий, что составляет 5% объема продукции, находится в интервале от 34,6 до 42,8 тыс. руб.
ü У 4 предприятий, что составляет 10% объема продукции, находится в интервале от 42,8 до 51 тыс. руб.
Структурная группировка предприятий по годовой выработке одного работника
1. 200 248
2. 248 296
3. 296 344
4. 344 392
5. 392 440
6. 440 488
Группа предприятий по годовой выработке одного работника
200-248
7
17,5
248-296
25
296-344
8
20
344-392
392-440
440-488
2,5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6