Рефераты. Развитие Российской Государственной статистики p> Ряд ученых (К. Ф. Герман, Д. А. Милютин, Н. И. Надеждин, Д. П.
Журавский и др.) уже тогда раскрывали содержание теории статистики как науки о статистической методологии; понимали необходимость первоочередного решения вопросов, связанных с источниками статистических данных, организацией и проведением статистического наблюдения, совершенствованием организации статистики; теоретически обосновали вопрос о группировке как категории статистической науки и широко использовали этот метод при изучении социально-экономических явлений; добились серьезных успехов в теории средних величин, динамических характеристик изучаемых процессов, в области статистического изучения взаимосвязи признаков и т.п.

Основной исторической заслугой российских статистиков этого периода было окончательное оформление и утверждение политико-экономического направления в русской статистической науке.

Теоретические разработки статистиков этих лет послужили надежной основой для конкретных статистических исследований. Но главное их значение состояло в положительном воздействии на последующее развитие статистики.

Идеи политико-экономического направления были заимствованы передовыми представителями правительственной статистики пореформенных лет, с ними связаны успехи земской статистики.

Глава 3. Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX века)

Вступивший в 1855 г. после смерти Николая I на царский престол его старший сын Александр II (1855-1881) в поисках более гибких методов управления пошел на некоторые крупные социальные преобразования. По указанию правительства в губерниях были созданы дворянские губернские комитеты по подготовке крестьянской реформы. 19 февраля 1861 года
Александром II были подписаны законопроекты об отмене крепостного права.

После падения крепостного права был проведен ряд реформ политического характера, в том числе и реформа местного управления.

В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масштабе губернии и уезда - земские учреждения (земства). В ходе реформ 60-х годов они появились в 33 губерниях России (к 1914 году - в 43-х). Земства должны были заниматься народным продовольствием и благотворительностью, промышленностью и торговлей, строительством дорог, почтой, страхованием, материальной помощью народному образованию и здравоохранению и т.п.

Органами земств были губернские и уездные собрания, созывавшиеся один раз в год, губернские и уездные земские управы, непосредственно ведавшие делами земств (исполнительные органы), избиравшиеся на трехлетний срок.

Земства контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право отменять постановления земского учреждения. Основным источником средств для деятельности земских учреждений были местные сборы, взимавшиеся с учетом стоимости недвижимого имущества и его доходности.

Земским учреждениям требовались подробные статистические данные, необходимые для правильного ведения хозяйств, которые не могли им дать правительственные органы. Многие земства взялись за организацию своей собственной местной статистики. К концу XIX века из 34 земских губерний в
25-ти были статистические органы. Создавались они либо путем приглашения на службу одиночных статистиков, в обязанности которых входили поиск и приведение в систему необходимого земству материала, либо созданием бюро.

Способом получения информации была выборка сведений из существующих первичных записей и в дополнение к этому - сбор данных на местах через волости, учителей народных училищ, других агентов, не экспедируя на места членов бюро.
Возникнув как оценочная, с началом сбора материалов об объектах земского обложения земская статистика очень скоро поставила перед собой задачи изучения экономической жизни России, состояния и развития деревни.

И в тех земствах, где статистики не ограничились определением ценности и доходности источников обложения, были сложнее организация и работа статистического бюро, богаче и разнообразнее собранные материалы. Среди таких земств выделяются два типа: Московский и Черниговский. Общее у них - сбор данных экспедиционным способом, т.е. члены статистического бюро, объезжали один за другим все уезды и на местах собирали материал по всем тем вопросам, которые требовались программой исследования. Различие состояло в целях и приемах работы.

Черниговская статистика остановилась на определении количества и качества земельных угодий, московская - на положении земледелия и земледельческого населения, на способах и формах приложения труда к земле.

У черниговских статистиков главнейшим предметом исследования была земля, у московских люди, обрабатывающие землю. По черниговской системе работа начиналась с выписки по угодьям, нанесения границ дач на топографическую карту, установления сортов почв на месте приехавшим членом бюро по заранее принятой классификации, получения сведений об урожайности в каждой даче.

По этим данным выводилась средняя урожайность сортов почвы в уезде, средняя урожайность дачи.

По московской системе сведения получались о каждой хозяйственной единице, входившей в состав уезда, и об общих условиях жизни и деятельности населения путем личного наблюдения с выездом служащих статистической службы на места. Существенной операцией при местном изучении селений было проведение подворной переписи, в которой по каждому домохозяину отмечалось: число жилых и нежилых строений и их размер, семейный состав с указанием числа рабочих по полу, количество надельной и купленной в собственность земли и способы ее обработки, количество арендуемой земли и арендные цены, число и род скота, число и размер необработанных полос, число наемных рабочих и др. До проведения подворной переписи производилась выборка различных данных из документов, имеющихся в волостях. Дополнительные сведения извлекались статистическим бюро из множества имеющихся книг и документов. Подворная перепись дополнялась обследованием общих условии селения. Московский способ организации земской статистики нашел более широкое распространение и был принят многими земствами. Имеющиеся первоначально различия постепенно стирались, сближались программы работ, вырабатывался определенный тип земской статистики, получивший схожую организацию во всех губерниях России.

Детальность учета в земской статистике превышала все, что встречалось ранее в статистической практике. Использовались развернутые программы наблюдения, совершенствовались методы наблюдения, широко применялись группировки, получили дальнейшее развитие статистические таблицы. В развитии земской статистики большую положительную роль сыграли съезды и совещания статистиков. С 1887 по 1917 год было созвано 17 съездов
(совещаний). Кроме исследования крестьянского быта, бюджетов, земские статистики занимались изучением народного образования, а с начала 80-х годов - санитарно-медицинской статистикой.

В своем развитии земская статистика прошла три этапа:

- возникновение и систематическое проведение статистических работ
(1870-1894); в этот период в организационном и финансовом отношении земские статистические органы были независимыми от правительства;

- расширение программ работ, включая проведение имущественной оценки
(1894-1900); в этот период деятельность земских статистических органов была поставлена под правительственной контроль;

- период, когда статистические работы земств субсидировались правительством (1900-1917), что ограничило их независимость. Практически статистические работы земств прекратились с началом первой мировой войны.

Земские статистики не только широко и умело толковали разнообразные статистические методы, но и занимались разработкой и комбинированным применением их. Ими были успешно разработаны методика опроса (основного тогда источника данных), карточные формуляры наблюдения, весьма умело применялись методы не сплошного учета и их комбинирование со сплошным учетом, выборочные обследования и т.п. Важной особенностью разработки материалов земскими статистиками было систематическое и широкое применение группировок, особенно комбинационных, предложенных Александром
Поликарповичем Шликевичем (1849-1909). В трудах земских статистиков раскрыты функции группировок как метода анализа связей и как приема для выделения типа явлений, что подготовило почву для последующего развития теории типологической группировки.

Существенный вклад в развитие земской статистики внесли В. И. Орлов
(руководитель Московского земского статистического бюро в 1876-1885 гг.),
П. П. Червинский, В. Е. Варзар, С. А. Харизоменов, В. Г. Громан
(руководитель статистики Пензенского земства), Ф. А. Щербина (руководитель статистического бюро Воронежского земства, член-корреспондент Российской
Академии наук (1904 г.) и др.

Работы по организации государственной статистики, активизировавшиеся в
40-50-х годах XIX века, продолжились и в 60-х.

Сложившаяся в эти годы, она сохранилась почти в том же виде на протяжении всего пореформенного периода.

Повелением Императора 27 июля 1861 года "для обеспечения успешного хода крестьянских дел" из Центрального статистического комитета в самостоятельное учреждение выделяется Земский отдел. Согласно утвержденному положению дела, вносимые в Совет Министра по земско-хозяйственному устройству, производятся и исполняются по Земскому отделу. (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 36, отделение 2).

Положение об устройстве статистической части при Министерстве внутренних дел было утверждено 30 апреля 1863 года Императором Александром
II (Мнение Государственного Совета с резолюцией Императора Александра II
"Быть по сему". Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том
38, отделение 1). В положении предусматривалось создание Статистического совета и Центрального Статистического комитета Министерства внутренних дел.

В соответствии с Положением 1863 года предметом деятельности
Статистического совета являлось "установление правильнейших и вернейших способов собирания и обработки статистических сведений в империи и однообразное направление всех работ по сей части". Статистическому совету поручалось: обсуждение способов производства всех статистических работ и мероприятий, касающихся сбора сведений по всей империи и требующих содействия разных ведомств; обсуждение производства частных статистических работ отдельных ведомств и установление общей формы для их издания; улучшение способов регистрации статистических данных, получаемых при обыкновенном делопроизводстве в разных ведомствах. По Высочайше утвержденному Положению 24 мая 1875 года Совет должен "содействовать министерствам и другим главным управлениям в работах по административной статистике", и "непременному рассмотрению Совета подлежат только те предметы, которые относят к устройству статистической части или к производству статистических работ по ведомству Министерства внутренних дел".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.