Рефераты. Закономерности движения информации и их влияние на технологию информационного производства

Библиотечно-информационное обслуживание (как и информационная деятельность в целом) практически представляет собой процесс знаково-символьного преобразования, который начинается с предъявления читателем запроса в библиотеку. Запрос представлен на естественном или искусственном языке (а язык, как трактует его ГОСТ 7.0--99, -- «система знаков, обеспечивающая коммуникацию и включающая набор знаков (словарь) и правил их употребления и интерпретации (грамматика)».

Обобщенная схема действия библиотечно-информационного работника выглядит следующим образом. Указанный работник (при помощи читателя или без него) переводит систему знаков запроса в систему знаков библиотечно-информационной службы (то есть в нужную для поиска классификационную систему, принятую в данном учреждении, процесс преобразования может быть многократным), после чего поисковый образ запроса (представляющий собой систему знаков) идентифицируется с поисковым образом документа (тоже включающим систему знаков). В случае совпадения поискового образа запроса и документа читателю может быть предоставлена необходимая ему информацию.

Часто читатель сам ищет информацию, и тогда ему помогает мета-информация (то есть информация об информации) -- система знаков и символов, содействующих доступу к библиотечным фондам, ориентированию в информации и созданию благоприятной среды.

Язык знаков и символов позволяет организовать документную информацию (по ГОСТ 7.0-99 -- это информация, содержащаяся в документах), благодаря чему она становится более доступной пользователям. Язык знаков и символов (вместе с естественным языком) служит для ориентирования пользователей в библиотечной среде, содействует коммуникационному процессу.

Таким образом, библиотечная технология строится на кодировании и декодировании информации, переводе ее с одного языка на другой.

Комплектатор осуществляет преобразование языка информационных потребностей пользователей в язык содержания заказываемых документов. Каталогизатор переводит язык содержания документов на информационно-поисковый язык классификационных индексов или предметных рубрик и библиографической записи. Специалист по обслуживанию читателей преобразует естественный язык информационного запроса в язык библиографической записи и классификационных индексов, затем идентифицирует их с соответствующими элементами информационно-поисковой системы (в справочном аппарате и фонде), затем содержание найденного документа идентифицируется с реальным запросом читателя. Разрабатывая библиографический указатель, библиограф преобразует язык содержания документов в язык библиографических записей, которые группирует (с помощью языка группировки) в соответствии с возможными информационными потребностями читателей (язык информационных потребностей и запросов). На уровне модели эти преобразования могут быть представлены как перевод языка информационных запросов пользователей на язык содержания текстов и наоборот.

Для осуществления этих преобразований в информационной технологии применяются разные информационно-поисковые языки (УДК, ББК, классификация Дьюи, рубрикатор ГСНТИ, языки ключевых слов, многочисленные ситуационные языки группировки библиографических записей и т. д.). При использовании компьютерной технологии преобразование одного языка в другой во многих случаях осуществляется программными средствами.

Наряду с языками преобразования информации, которые служат для организации доступа к отдельным документам, фактам, библиотеки и другие информационные службы используют языки ориентации пользователей, обеспечивающие доступ к средовым объектам (отдельным помещениям, разделам фонда, техническим средствам и т. п.). Это так называемые языки рекламы, цвета, освещения, озеленения, размещения оборудования и технических средств, интерьера помещений.

Какими символами обозначил бы современный человек библиотеку или другую информационную службу? Скорее всего, он выбрал бы для этого понятия «знания», «информация».

Как свидетельствуют социологические исследования, запросы современного пользователя в основном носят деловой характер. Он хочет получить информацию, знания, которые должны помочь ему в учебе, в поиске работы, в получении квалификации, в научной работе и даже в развлечении. При этом современный пользователь требует получения информации по принципу «здесь и сейчас». Поэтому ныне у библиотеки или любой другой информационной службы должен появиться лозунг: «Информацию, знания -- здесь и сейчас».

4. Определение количественных и качественных свойств информации

В процессе развития статической теории информации была выработана общая формула количества информации, которую можно применять и в непрерывных процессах. Статическая теория изучает информацию на уровне знаков и статистических соотношений между ними, что позволяет говорить о ней, как о синтаксической. Согласно этой теории, алфавит знаков задан, а вероятности соответствуют частотам их проявления и выражаются функциями распределения. Если подобное соотношение не соблюдается, то выразить информацию в двоичной форме и определить ее количество не представляется возможным. Таким образом, главная задача статической теории -- обеспечить правильность передачи сигналов, физических носителей информации, которые рассматриваются без учета других важных свойств информации -- ее содержания, смысла, ценности и т. д.

Однако в практической деятельности человек часто сталкивается именно с такими свойствами информации, поэтому в рамках математической теории информации стали разрабатываться нестатические подходы к определению количества информации. В настоящее время известен целый ряд так называемых теоретико-множественных подходов: алгоритмический, динамический, комбинаторный, топологический. Наряду с этим в последнее время осуществляются математические исследования возможности измерения не только количественных, но и качественных свойств информации -- ее смысла, ценности, полезности. Разрабатываются так называемые семантическая и прагматическая концепции информации.

Несмотря на различие математических теорий информации (синтаксической, семантической, прагматической), в них есть много общего, прежде всего в понимании информации как уменьшенной (снятой) неопределенности, поддающейся количественному измерению. Однако для многих видов социальной информации это означает, что ее содержание, смысл и ценность измеряются в знаках, строках, страницах, хотя хорошо известно, что одна и та же информация имеет для разных людей различные смысл и ценность. Следовательно, существующие математические теории применимы только там, где необходимо и возможно измерить информационную емкость определенных материальных систем, пропускную способность определенных каналов связи, количество передаваемой в сообщениях информации, то есть некоторые количественные характеристики качественных свойств информации. Поэтому наряду с математическими развиваются и другие, нематематические теории (концепции) информации: энергетические, философские, управленческие и экономические.

В энергетических концепциях информация рассматривается как специфическая форма энергетических процессов. Энергетические взаимодействия бывают двух видов: физические и информационные. Информационное взаимодействие осуществляется через энергетические процессы, носителем которых является сигнал, несущий информацию. Это относится и к высшему типу информации -- социальной информации. Устная речь, слово реализуются посредством энергии физических колебаний. Таким образом, можно говорить о теснейшей взаимосвязи информационных и физических процессов.

Философские теории информации связывают эти понятия с философскими понятиями «разнообразие» и «отражение». Концепцию разнообразия можно пояснить на следующем простом примере. Нельзя себе представить простейший механизм, все детали которого были бы совершенно одинаковыми. Только потому, что выступы одной детали заполняют пазы другой, а ось третьей входит во втулку четвертой и т. д., возможно функционирование механизма как целостной, упорядоченной структуры. Следовательно, лишь благодаря различию, разнообразию существует конкретная структура системы, утверждается ее упорядоченность, происходит взаимный обмен между компонентами и системы в целом со средой. Именно этот процесс позволяет системе находить вовне то, что ей необходимо для развития. Иными словами, упорядоченность системы в значительной мере определяется информационным разнообразием. Отсюда можно сделать вывод, что информационное разнообразие, информация есть важный фактор организации и самоорганизации, и именно поэтому мы рассматриваем данное понятие как фактор организации информатики.

Концепция отражения утверждает, что информация есть знание, результат отражения, обозначение содержания, полученного из внешнего мира. Однако это не всякое знание, не всякое содержание отражения, а знание, выраженное в сообщении.

Не существует знания вообще. Знание -- это локальное понятие, относящееся к конкретному человеку в определенное время. Отчужденное от конкретного носителя, превращенное в особую овеществленную и обобществленную форму, знание трансформируется в более общее понятие (категорию) -- информацию. Следовательно, социальная информация -- это форма представления знания.

Изобретение письменности открыло перед человечеством возможность осуществления двух противоположно направленных процессов: превращение знания в информацию и получение знания из информации. Книгопечатание, электро-, радио- и телесвязь увеличили эти возможности. Появление ЭВМ, средств передачи данных радикально меняет качественные и количественные характеристики этих процессов.

«Возникают вопросы, -- пишет академик В. Г. Афанасьев, -- можно ли неиспользуемые данные исключить из понятия «информация», тогда как и они могут храниться и передаваться? Обязательным ли является осмысливание информации, поскольку в ЭВМ информация перерабатывается, но не осмысливается? Для ответа на эти вопросы управленческая концепция информации вводит понятие «данные». Данные -- это всякие сведения, сообщения, знания, которые хранятся, передаются, перерабатываются, но характер информации приобретают тогда, когда получают содержание и форму, пригодную для использования человеком». Следовательно, данные -- это промежуточная форма представления знаний и информации.

Рассматривая различные трактовки понятия «информация», мы синтезировали новое понятие триады «знания -- данные -- информация». Совершенно очевидно, что эффективность процессов перехода «знание -- данные», «информация -- данные» и «знания -- информация» зависит от эффективности их организации. Каковы организационные формы этих переходов?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.