Информация в узком смысле (знания) - это только новые знания, принятые, понятые и оцененные как полезные для решения актуальных задач, побуждающие органы управления, менеджеров к принятию решений, к конкретным действиям.
Информация обладает следующими свойствами:
1. Всегда существует вещественный или энергетический носитель информации - сигнал.
2. Информация имеет количественные и качественные характеристики.
3. Информация не исчезает от употребления. Она может многократно использоваться.
4. Информация способна накапливаться. Объективной закономерностью развития человеческого общества является накопление информации, и этому процессу нет предела.
5. Существование информации определяется ее использованием. Неиспользуемая информация устаревает, т.е. теряет свою актуальность, полезность и ценность. Это свойство не противоречит предыдущему, т.к. накопление информации само определяется потребностью ее использования, фактором ее движения.
Значение информации в современном обществе определяется следующими факторами:
информация является важнейшим, ресурсом управления особого рода..
информация выступает как основа процесса управления.
информация выступает как основа коммуникаций в системе управления.
информация является предметом управленческого труда.
Таким образом, экономическое и социально-культурное развитие общества являются главными стимулами информатизации.
В то же время высокая мотивация информатизации есть необходимая, но не достаточная предпосылка ее развития. В обществе должны быть созданы определенные условия ее развития. Рассмотрим их более подробно.
Уровень технического развития. В 70- годы прошлого столетия развитие технических средств было главным тормозом информатизации в глобальном мировом масштабе. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Опережающее развитие технических средств фактически «заставляет» общество применять информационные технологии. Возник феномен отставания способности общества внедрять и использовать информационные технологии в различных сферах деятельности от возможностей технических средств информатизации.
Технический аспект условий информатизации включает две составляющие. Во-первых, это развитие электроники, средств коммуникаций, компьютерных сетей, персональных компьютеров, доступных практически каждому по стоимости и обеспечивающие весь комплекс услуг в информационных сетях, что является основным условием информатизации. Во-вторых, это инструментальные программные средства, обеспечивающие собственно работу всего комплекса технических средств. Сюда относят операционные системы (например, семейство Windows, OS2, Novell), интегрированные пакеты (MS Office), базы данных(Lotus, Oracle, DB2), средства проектирования (AutoCad), графические пакеты (Corel Draw), множество приложений и т.д.
Можно утверждать, что современный уровень технических средств и их производство в развитых странах достаточны для развития процессов информатизации.
Уровень информационного развития. Этот уровень определяют два фактора.
Первый - это средства доступа и получения информации и информационные услуги. Он непосредственно связан с развитием коммуникаций, средств хранения и доступа к информации, механизмов ее распространения.
Второй фактор - это уровень средств поиска и обработки информации, предоставления ее пользователю в наиболее доступной форме. С информационной стороны это эффективные механизмы поиска и адресации в глобальных сетях. С социально-гуманитарной - это направленность поиска и обработки информации на значимые для общества, социальных групп, личности виды деятельности. Именно этот фактор в силу принципа экспоненциального роста знаний информационного общества связан с комплексом психологических проблем информационных стрессов, компьютероманий и фобий.
В частности, в качестве оценки уровня информационного развития конкретной нации, общества может служить степень доступности к сети Интернет.
Уровень информационной культуры. Это мотивация (необходимость), возможность (доступ) и способность (информационная грамотность) общества, социальных групп, личности адекватно воспринимать информацию.
Уровень интеллектуального развития. Это возможность (благоприятная интеллектуально-информационная среда) и способность синтеза обществом, социальными группами, личностью новых знаний. С информационной стороны это эффективные механизмы и средства синтеза знаний (технологии искусственного интеллекта). С социально-гуманитарной - это образовательные технологии и механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества, группы, личности.
Страницы: 1, 2