Рефераты. Современные информационные продукты и услуги

Взятая в отдельности каждая из перечисленных характеристик полезности информационного продукта, не будет оказывать определяющего значения на мнение потребителя. Лишь в совокупности эти характеристики способны влиять на степень полезности и, тем самым, формировать потребительную стоимость информационного продукта.

Информационные продукты в силу утраты новизны и актуальности имеют свойство со временем изнашиваться. Старение информационного ресурса в процессе его движения отнюдь не мешает ему быть товаром, более того, этим он даже не отличается от многих продуктов материального производства, которые также изменяются в процессе хранения, транспортировки и т. п. [4, c. 75].

Среди отличительных особенностей информационных продуктов от материальных выделяют, по мнению некоторых экономистов, то, что производство информационных продуктов, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. С этим нельзя не согласиться. Тем не менее, относительно информационных продуктов данных факт создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности [4].

Важная особенность информации как товара состоит в ее способности приносить пользу, функционально не связанную с затратами на ее производство. В традиционном производстве его объемы пропорциональны капитальным затратам, но индустрия информационного общества не подчиняется этому классическому постулату экономической теории.

Подводя итоги рассмотрения свойств информационного продукта, хотелось бы отметить еще одну его особенность. Так как информация не исчезает при потреблении, она накапливается и может быть использована в дальнейшем для различных целей. Тот факт, что информация легко хранится и может быть структурирована, дает возможность производителю информационных продуктов более полно удовлетворять потребности покупателей, создавая информационные продукты, отвечающие индивидуальным требованиям заказчиков. В век развития и глобального использования информационных технологий такая перспектива становится еще более реалистичной.

Качество информационной продукции и услуг определяется, прежде всего, базой, использованной для их подготовки. Поэтому описание конкретного информационного продукта предусматривает характеристики привлеченных ресурсов. Это могут быть:

- совокупные информационные ресурсы региона и страны;

- зарубежные БД и документальные собрания;

- личностные знания специалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационного продукта [18].

В любой сфере изготовление по индивидуальному заказу уникального товара, требует больших временных и материальных затрат и обходится дороже. Для того чтобы учесть эту характеристику информационной продукции и услуг, введены нормы "Основание для осуществления обслуживания", включивший следующие признаки:

- индивидуальные запросы пользователей;

- повторяющиеся запросы (запросы аналогичного или близкого содержания, исходящие от разных пользователей, позволяющие тиражировать информационную продукцию, т.е. повторно или многократно использовать ее для обслуживания);

- типовые запросы или меню (запросы, сформулированные обслуживающим учреждением; абонент имеет право выбора услуг из предложенного ассортимента) [13].

Выбор вида услуг, ресурсов, подлежащих привлечению, критериев отбора материала и глубины его аналитической переработки, формы представления сведений зависит от причин, побудивших людей обратиться к информации, от особенностей их потребностей и уровня компетентности. Иногда цели обслуживания связывают со сферой деятельности людей (научно-исследовательская, производственная, педагогическая или учебная, любительская, сфера досуга), иногда - с характером решаемых задач (разработка новых объектов, их внедрение в практику, принятие управленческих решений и т.д.). Цель "Обучение пользователей навыкам информационного самообслуживания" вытекает из особенностей, действующих на рынке информационной продукции и услуг. Они проявляются в необходимости обеспечения общедоступности информации как неотъемлемого права человека демократического общества, с одной стороны, и во все возрастающей стоимости информационных продуктов и услуг, с другой. В этих условиях создание благоприятных возможностей для информационного самообслуживания ведет если не к устранению, то хотя бы к уменьшению трудностей, вызываемых указанными противоречиями. Успешное же самообслуживание требует повышения уровня информационной культуры личности.

Это лишь некоторые универсальные нормы важные для анализа и описания любой продукции и услуг, но не названы специализированные, значимые для характеристики отдельных групп однородных товаров. Так, например, для приобретения или продажи БД важны указания на используемое программное обеспечение и состав справочников и подсказок (помощи), их совместимости с другими системами. Для характеристики информационных услуг, предоставляемых с помощью внешних БД, необходимы сведения о возможной глубине ретроспективного поиска и периодичности актуализации БД.

2.База Данных, как информационная продукция

База Данных (БД) - это набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машинном носителе, в виде позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации [10].

Главной задачей БД является хранение и представление по требованию пользователя всей необходимой информации, исключая повторение и избыточность, а также сводя к минимуму вероятность возникновения сбоев в работе с данными и потери данных.

БД неразрывно связаны со всеми информационными ресурсами общества, создаются на их основе, а многие из них и могут использоваться только вместе с документальными источниками информации. Информационные ресурсы рассматриваются как важная часть национальных ресурсов, а проблемы их развития - как часть общих проблем информатизации общества.

Построение такой модели осуществляется в нескольких этапов с последовательным приближением к оптимальному варианту, который наиболее адекватно отражает моделируемую предметную область.

Для создания БД в первую очередь определяют интересующие объекты (например: поставщики, потребители, предприятия, работники), а затем выделяют для каждого объекта набор характеризующих его свойств - минимально возможную смысловую единицу («реквизит»). Например, свойствами предприятия могут быть: его название, адрес, расчетный счет в банке, тип выпускаемой продукции и т.п.

Объекты реального мира, сведения о которых хранятся в БД, называют «сущностями», а их актуальные признаки - «атрибутами». Вопрос об информационном содержании БД решается не только путем определения предметной области, но и с учетом интенсивности работы с различными видами информации, их динамическими характеристиками, частотой корректировок, степенью их взаимосвязи [6].

Как правило, пользователь интересуется не всей информацией, содержащейся в БД, поэтому необходимо обеспечить ему возможность выделения отдельной части (подмодели, локальной модели). Структура организации данных в БД должна учитывать связи между различными видами данных и обеспечивать быстрый доступ к ним.

Существует три основных типа логической организации данных: иерархическая модель - имеет структуру в виде графа и выражает только вертикальные связи типа подчинения нижнего уровня верхнему; сетевая модель - представляется в виде графы общего вида, где присутствуют горизонтальные и обратные связи; реляционная модель - совокупность таблиц, называемых «отношениями», над которыми выполняются операции, формулируемые в терминах реляционной алгебры, для реализации автоматизированного ответа на запросы пользователей системы. Наибольшее распространение в настоящее, время имеют реляционные БД. По назначению содержащейся информации различают БД: деловой информации (социальная информация, статистическая, коммерческая, финансовая, данные о продукции); информации для специалистов (научно-техническая, экономическая, маркетинговая, правоохранительная, исследовательская, технологическая информация и т.п.); массовой информации (правовая, библиотечно-библиографическая, архивная, учебная, справочная, информация о культуре, спорте, досуге и т.п.) [17].

Рассмотрим классификацию БД, с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов. БД принято разделять на библиографические и небиблиографические. Библиографические БД содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические БД имеют множество видов:

- справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов;

-полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры;

-числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные;

-текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам;

-финансовые, содержащие финансовую информацию, представляемую банками, биржами, фирмами;

-юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.

По способу доступа БД делят на размещенные, на хост-узлах (доступные через вычислительные сети); тиражируемые в коммуникативных форматах; тиражируемые программными средствами (включая CD-ROM); локальные.

Стандартные формы БД дополняются сегодня мультимедийными документами, графическими образами, хронологическими рядами, процедурными, или активными, данными. Источники для формирования БД - первичные документы: техническая документация, отчеты, специальные журналы, монографии, аналитические обзоры, материалы конференций, выставок и т.д.

Все больше используются также вторичные источники информации: средства массовой информации (СМИ) - статьи из газет и журналов, рефераты, лицензии, каталоги отечественных, и зарубежных фирм, рекламные объявления, регистрационные карточки, письма, анкеты, договора, прейскуранты.

Важнейшие характеристики БД - тематический состав (БД законодательной информации, информации о персоналиях, адресно-справочные, коммерческой, информации); полнота информационных ресурсов (охват различных тематических предметных областей) и полнота их отражения в оригинальных БД, а также мера удовлетворения соответствия пользователей предлагаемыми формами и режимами предоставления информации. БД должна отражать объекты реального мира однозначно и непротиворечиво.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.