Рефераты.

Числа, используемые в JavaScript, могут быть как очень большими, так и очень маленькими. Под очень большими подразумеваются величины до 10308 (единица с тремястами восемью нулями), а под очень маленькими - Ю~308 (нуль целых с тремястами семью нулями и единицей после запятой).

Булевы выражения

Булевы выражения отличаются от строк и чисел тем, что могут принимать лишь два значения: true (истина) и false (ложь).

Булевыми эти выражения названы в честь английского математика Джорджа Буля (1815-1864).

Ниже помещены примеры булевых выражений:

Собака лает = true

У собаки пять ног = false

К булевым выражениям вернемся в главе 6, где будут рассматриваться выражения и условия. Пока вам нужно просто знать, что такой тип данных существует и может использоваться в JavaScript.

Особые типы данных: числа, неопределенные и неопределяемые выражения

Помимо рассмотренных типов данных, встречаются еще несколько основных, менее очевидных типов. Далее приводятся четыре числовых значения:

а положительная бесконечность;

О отрицательная бесконечность;

а положительный и отрицательный нуль;

а несуществующее число (not a number - NaN) .

Имеются еще два специальных типа данных:

а неопределенный (null);

а неопределяемый (undefined).

Что касается первых четырех типов, то вам не придется работать с ними (не будете же вы вводить в программу бесконечное число). Под несуществующим числом понимается результат бессмысленной математической операции (например, деления на нуль). Бесконечностью считается значение, превышающее 10308 (например, результат возведения 10300 в квадрат), и оно также не имеет для вас особого значения (если только не свидетельствует об ошибке).

Неопределенный тип может иметь только одно значение - null. В данном случае это свидетельствует о полном отсутствии полезной информации или каких-либо данных.

Понять, что такое неопределяемый тип данных, несколько сложнее. Здесь тоже возможно только одно значение (undefined), являющееся чаще всего тем же, что и null. В наиболее экстремальных случаях undefined становится плохим признаком (особенно если выдается в виде результата посетителю страницы) и свидетельствует о недочетах вашего сценария.

Переменные в языке JavaScript

Теперь, когда вам известно об используемых в языке JavaScript значениях, вы готовы к тому, чтобы войти в мир переменных (variable) JavaScript.

Переменные имеют огромное значение не только в JavaScript, но и во всех языках программирования. Без их использования трудно обойтись, а с их помощью вы сможете управлять всеми типами данных.

Переменная - это имя, присваиваемое ячейке памяти компьютера, которая хранит определенные данные во время исполнения сценария JavaScript. Возможно, это определение кажется несколько сложным, но на самом деле пользоваться переменными очень просто.

Создание переменных

В языке JavaScript переменные создаются довольно легко. Давайте вернемся к стандартному шаблону HTML, чтобы сразу ввести вас в курс дела:

<html>

<head>

<11Ь1е>Простая страница</(:И:1е>

<script language="JavaScript">

<!-- Маскируемся!

// Снимаем маскировку. -->

</script>

</head>

<body>

</body> </html>

Прежде всего нужно создать переменную. Это можно сделать двумя путями: объявив ее заранее или создав «на лету». Сначала будут рассматриваться переменные, объявляемые заранее. Позже в этой главе рассказывается, каким образом они создаются «на лету».

Пример. Чтобы объявить (создать) переменную, в языке JavaScript используется оператор var, вслед за которым указывается имя, которое вы хотите присвоить переменной. В данном примере объявляется переменная под названием msg:

<html>

<head>

<Ь1(:1е>Простая страница</{:1(;1е>

<script language="JavaScript">

<!-- Маскируемся!

var msg;

// Снимаем маскировку. -->

</script>

</head>

<body>

</body> </html>

Оператор равноценен законченному предложению в английском языке. Более подробно речь об этом пойдет в седьмой главе.

Вот что следует знать об именах переменных:

а в именах переменных можно использовать символы нижнего и верхнего регистра либо сочетание того и другого;

а до объявления переменной ее значением считается undefined;

Q имя переменной не может начинаться с цифры;

а в именах переменных недопустимы пробелы; если необходим разделитель, используется символ подчеркивания (_);

а в именах переменных следует избегать символа доллара ($) поскольку он не воспринимается, браузерами Internet Explorer 3.02 (поддерживающим JScript 1.0) и Netscape Navigator 2.02;

а следует избегать использования имен переменных, отличающихся только символами верхнего и нижнего регистра (например, msg и MsG), поскольку JScript 1.0 не сумеет их различить.

Рассмотрим следующие примеры корректных имен переменных:

msg

Hello_all Msgl Msg_l

Приведенные ниже имена переменных либо являются недопустимыми, либо их следует избегать:

a Imsg - начинается с цифры;

Qhelloall- содержит пробел;

a var- зарезервированное слово JavaScript;

Q dollar$ - в имени содержится символ $;

а msg и Msg - не используйте такие имена в одном сценарии, поскольку различаются они только регистром.

Пример. Если вы хотите присвоить значение только что объявленной переменной, это можно сделать в той же строке:

<html>

<head>

<title>npocTaH cTparoma</title>

<script language="JavaScript">

<!-- Маскируемся!

var msg = "Добро пожаловать в мир переменных JavaScript!";

// Снимаем маскировку. -->

</script>

</head>

<body>

</body> </html>

Массивы JavaScript и Escape-последовательности

В предыдущей главе вы научились пользоваться переменными. В этой главе вы узнаете о новой разновидности переменных, которые способны хранить в себе несколько значений, - о массивах. Здесь рассказывается:

а как пользоваться массивами;

а как создаются массивы;

а как создаются элементы массива;

а как пользоваться знаками переключения кода.

Как пользоваться массивами

Массив (array) - мощное средство программирования для любого языка, в том числе в JavaScript. Массив позволяет сохранять несколько независимых значений в одной переменной. Обычно эти значения как-то связаны (например, названия дней недели). Преимущество массивов заключается в том, что правильное их использование значительно упрощает код и помогает избежать создания множества переменных с похожими именами.

Итак, посмотрим, как следует создавать массивы и пользоваться ими.

Пример. В первую очередь вам нужно создать массив:

<html>

<head>

<title>npocTan страница</Ь1(;1е>

<script language="JavaScript">

<!-- Маскируемся!

var days_of_week = new Array(7);

// Снимаем маскировку. -->

</script>

</head>

<body>

</body> </html>

Эта простая строка сценария приводит к нескольким различным последствиям:

а создается переменная days_pf_week;

а с помощью new Array () указывает, что новая переменная является массивом; а определяется размер массива (в данном случае - 7).

Таким образом, созданы семь пустых ячеек, или элементов, которым нужно присвоить некоторые значения.

Ввести значения достаточно просто, только не забывайте отслеживать, какое значение присваивается каждому элементу.

days_of_week[x] = значение;

В данном случае х означает номер элемента.

Прежде всего обратите внимание, как JavaScript нумерует элементы. Он рассматривает первый элемент массива не как первый (с номером 1), а как нулевой (с номером 0). То есть в данном примере дням недели будут соответствовать порядковые номера от 0 до 6, а не от 1 до 7.

Пример. Итак, чтобы присвоить соответствующее значение первому элементу массива (в данном случае это понедельник), выполняются следующие действия:

<html>

<head>

<title>ripocTaH страница</(;1<:1е>

<script language=" JavaScript">

< ! - - Маскируемся !

var days_of_week = new Array (7), *

days_of_week[0] = "Понедельник";

// Снимаем маскировку. -->

</script>

</head>

<body>

</body> </html>

Пример. Следуя этому образцу, вы можете заполнить массив соответствующими значениями:

<html>

<head>

<title>npocTafl CTpaHHt[a</title>

<script language="JavaScript">

<!-- Маскируемся!

var days_of_week = new Array(7);

"Понедельник"; "Вторник"; "Среда"; "Четверг"; "Пятница"; "Суббота"; "Воскресенье";

days_of_week[0]

days_of_week[1]

days_of_week[2]

days_of_week[3]

days_of_week[4]

days_of_week[5]

days_of_week[6]

// Снимаем маскировку. -->

</script>

</head>

<body>

</body> </html>

Теперь вы можете извлекать из массива значения элементов. Как ранее элементам присваивались значения посредством имени переменной (в данном случае days_of _week) и указанного в квадратных скобках номера элемента (например, days_of_week[2]), так теперь этот формат используется для извлечения значений из массива.

Пример. Таким образом, чтобы вывести на экран значение третьего элемента в окне предупредительных сообщений, выполняются следующие действия:

<html>

<head>

<±1(;1е>Простая cTpamma</title>

<script language="JavaScript">

<!-- Маскируемся!

var days_of_week = new Array(7),*

days_of_week[0] = "Понедельник";

days_of_week[1] = "Вторник";

days_of_week[2] = "Среда";

days_of_week[3] = "Четверг";

days_of_week[4] = "Пятница";

days_of_week[5] = "Суббота";

days_of_week[6] = "Воскресенье";

alert(days_of_week[2]);

// Снимаем маскировку. -->

</script>

</head>

<body>

</body>

</html>

Примечание Не забывайте, что счет элементов массива начинается с нуля.

Пример. Здесь представлен еще один способ, которым достигается тот же результат:

<html>

<head>

<title>npocT3H cTparama</title>

<script language="JavaScript">

<!-- Маскируемся!

var days_of_week = new Array(7);

days_of_week[0] = "Понедельник";

days_of_week[1] = "Вторник";

days_of_week[2] = "Среда";

days_of^week[3] = "Четверг";

days_of_week[4] = "Пятница";

days_of_week[5] = "Суббота";

days_of_week[6] = "Воскресенье";

var x = 2;

alert(days_of_week[x]);

// Снимаем маскировку. -->

</script>

</head>

<body>

</body>

</html>

В данном случае создается переменная х и ей присваивается значение 2. Затем имя переменной х указывается в квадратных скобках, в результате чего из массива извлекается элемент с номером 2.

Выражения, условия, операции, строки и числа

Из предыдущей главы вы узнали, как в JavaScript пользоваться переменными и массивами для сохранения информации. В этой главе вы закрепите усвоенный материал и научитесь работать с этой информацией. Здесь рассматриваются следующие понятия:

а выражения;

а условия;

а различные операции и способы их использования;

G преобразование строки в число и наоборот.

Что такое выражения и условия

При изучении любого языка программирования (и JavaScript в том числе) время от времени приходится отвлекаться на попутные замечания. Давайте на минуту оторвемся от упражнений и рассмотрим новые термины.

Выражения и условия

С помощью переменных и массивов вы сохраняете в памяти компьютера любую нужную вам информацию в различных видах. Однако впоследствии вы можете сделать с этой информацией нечто большее, чем просто вывести ее на экран или поместить в окно предупредительных сообщений. Вы можете изменить ее, управлять ею или подвергнуть ее проверке. Для этих целей и предназначены выражения и условия.

Выражения (expressions) используются для комбинации двух или более значений, в результате чего получается третье, новое значение. Примером может служить сумма в следующем выражении:

1 + 2 = 3

Вы скомбинировали два значения (1 и 2), чтобы получить третье (3). Вот еще один пример:

3 + 3-1 = 5

Здесь комбинация трех значений (3,3 и 1) приводит к появлению нового значения (5).

Условия (conditions) позволяют сравнивать величины и определять логическое значение - true или false. Ниже приводится пример условия:

Лимоны желтые? Да.

Или другой пример:

3 + 3 = 6? Да.

Заметьте, что на оба этих вопроса можно дать только два ответа - да или нет (хотя на вопрос о лимонах можно ответить «наверное»). В языке JavaScript (и в других компьютерных языках) использование условий подразумевает только два результата - да или нет.

Изучение JavaScript полезно еще и тем, что в процессе учебы вы получаете представление о других языках программирования. К тому же после освоения одного языка легче овладевать остальными.

Знакомство с операциями

В выражениях и условиях данные комбинируются с помощью операций (operator). Если манипуляции осуществляются с какой-либо одной величиной, то такая операция именуется операцией с одним операндом (unary operator). Если таких величин две, то операция называется операцией с двумя операндами (binary operator), а если три - операцией с тремя операндами (ternary operator).

Давайте рассмотрим наиболее часто используемые операции.

Арифметические операции

Арифметические операции - это всем известные математические действия:

а сложение (+);

1 + 3 = 4 а вычитание (-);

2-1 = 4 Q деление (/);

4/2 = 2 а умножение (*);

2*2 = 4 а остаток от деления (%).

9 % 5 = 4

Это были операции с двумя операндами.

Единственная арифметическая операция, нуждающаяся в пояснении, - остаток от деления. То есть 9 делится на 5 с остатком 4. Иногда эту операцию также называют взятием по модулю. При использовании целых чисел результат также будет представлять собой целое число. Но если речь идет о действительных числах (с плавающей точкой, не целых), в результате получится действительное число. Например:

5.5 % 2.2 = 1.1

Будьте внимательны при использовании этих операций, поскольку при некорректном их выполнении они могут привести к результатам NaN (несуществующее число) или Infinity (бесконечность). Примером такой проблемной операции является деление на нуль.

Примеры сценариев JavaScript

Далее описывается несколько примеров использования арифметических операций. Здесь приводится только содержимое блока SCRIPT. Все примеры созданы на основе шаблона.

Пример. Операция сложения (+) -.

<script language="JavaScript">

<!-- Маскируемся!

var а = 6, b = 4;

alert(a + b);

// Снимаем маскировку. -->

</script>

Пример. Операция вычитания (-) -.

<script language="JavaScript">

<!-- Маскируемся!

var а = 6, b = 4;

alert(a - b);

// Снимаем маскировку. -->

</script>

Рис. 6.2. Использование операции вычитания

Пример. Операция деления (/) -.

<script language="JavaScript"> <!-- Маскируемся! var a = 6, b = 3; alert(a / b);

Операции сравнения

Операции сравнения используются для сопоставления выражений. К ним относятся следующие операции:

а меньше (<);

5 < 6

а меньше или равно (<=);

<= 6 или 6 <= 7
а больше (>);

> 4

а больше или равно (>=);

5 >= 5 или 5 >= 4

а равно (==);

5 == 5

а не равно (!=).

5 != 3

Это были операции с двумя операндами.

В этих примерах сравниваются числовые данные, но те же самые операции могут выполняться и со строками (об этом речь пойдет позже). Единственное условие состоит в том, что нужно сопоставить величины, относящиеся к одному и тому же типу. В противном случае JavaScript попытается перевести данные из одного типа в другой, что не всегда удается. Чтобы избежать ошибок, сравнивайте данные только одного типа.

Логические операции

Принцип действия логических операций не так очевиден. Их функции станут понятнее, когда вы начнете использовать их с операторами, например с оператором if.

Далее перечислены три логические операции:

а логическое И (and);

&& а логическое ИЛИ (ог);

I I а логическое НЕ (not).

i

Логическое И и логическое ИЛИ - операции с двумя операндами, а логическое НЕ - операция с одним операндом. Они позволяют свести воедино результаты сравнений нескольких переменных.

Логическое И (&&) означает, что обе части выражения должны быть истинны. В качестве примера из жизни можно взять мысли водителя перед нажатием на педаль тормоза: машина едет слишком быстро && нужно затормозить.

Логическое ИЛИ (II) означает, что, по крайней мере, одна часть выражения должна быть истинной. Снова представим себе мысли водителя перед тем, как он включает фары: темнеет I I плохая видимость.

Логическое НЕ изменяет значение истина/ложь на обратное. Например, фары включают, когда ! светлеет (то есть когда темнеет).

Возможно, что-то покажется вам непонятным. Не волнуйтесь - у вас будет множество возможностей отработать данные операции, и к тому моменту, когда вы перейдете к составлению настоящих сценариев JavaScript, вам все станет ясно.

Операции с одним операндом

Как видно из названия, эти операции осуществляются с одной величиной. К ним относятся:

а префиксное и постфиксное возрастание (increment);

++

а префиксное и постфиксное уменьшение (decrement);

а унарный плюс;

+ а унарный минус.

Унарный минус изменяет знак выражения на противоположный. Из всех четырех операций это самая простая. Кроме того, унарный плюс используется не для смены знака, а для преобразования операнда в число (например, если это была строка).

Префиксное/постфиксное возрастание/уменьшение позволяет увеличить или уменьшить значение переменной на единицу. Однако результаты выполнения этих операций зависят от того, префиксная это операция или постфиксная.

Результат использования префиксной операции проще предугадать: если а = 5, то++а + 2 = 8, потому что значение переменной а было увеличено на единицу, прежде чем к нему прибавили число 2. В то же время

--а + 2 = 6,

потому что значение переменной а было уменьшено на единицу, прежде чем к нему прибавили число 2.

Постфиксные операции действуют иначе, поскольку возрастание или убывание производится только после использования старого значения в выражении. Таким образом, если а = 5, то а++ + 2 = 7, потому что увеличение на единицу будет выполнено после вычисления значения выражения. Это справедливо и для следующего выражения:

а-- + 2 = 6,

потому что уменьшение переменной а на единицу будет выполнено после использования в выражении прежнего значения.

79

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.