Рефераты. Психологические особенности пользователей сети Интернет

Психологические особенности пользователей сети Интернет

15

Содержание.

1. Психологические особенности пользователей сети Интернет…………3

1.1 Развитие русскоязычного Интернета: гендерные и возрастные аспекты..3

1.2 Социально-психологические аспекты общения

пользователей Интернет……………………………………..………………….2

1.3 Мотивация пользователей Интернет…………………………………….....12

1. Психологические особенности пользователей сети Интернет

1.1 Развитие русскоязычного Интернета: гендерные и возрастные аспекты

Интернет в России появился сравнительно недавно - лишь несколько лет назад, но развивается стремительно быстро и российская аудитория сети растет с каждым днем. Это, в свою очередь, влечет за собой ряд проблем и новых перспектив для социально-психологических исследований.

Интернет в российском массовом сознании предстает как гигантское хранилище информации. Формирование подобного образа глобальной сети произошло прежде всего стараниями СМИ. В большинстве публикаций отношения «Человек-Сеть» рассматриваются как утилитарные, потребительские и обезличенные - человек зашел в Сеть, нашел нужную ему информацию, скачал на свой компьютер и вышел из Сети. Причины этого вполне понятны - огромный объем информации, сосредоточенной в Интернет, ее хаотичность и неструктурированность требуют от новичка хотя бы минимальных знаний о доступных информационных ресурсах и стратегиях поиска необходимой информации.

На самом деле Интернет представляет собой огромные возможности не только получения необходимой информации, но и является инструментом общения людей на разных континентах нашей планеты. Развитие Интернета к возможности взаимодействия «человек-компьютер» добавило возможность коммуникации «человек-компьютер-человек». Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли «виртуальные сообщества», - миры, сформированные Интернет-общением и обладающие специфическими психологическими свойствами.

В данной работе речь пойдет о русскоязычных пользователях Интернет и русскоязычной части Интернет, часто называемой среди ее пользователей «Рунет». Если проследить за динамикой аудитории Рунета, то мы увидим, что сначала это были программисты и люди, профессионально связанные с компьютерными технологиями. Но затем появились новые категории пользователей Интернет, начиная от младших школьников вплоть до домохозяек и пожилых людей, которые используют Интернет для поддержания связи со своими родственниками в других странах и городах.

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Многочисленные исследования виртуальной аудитории показали, что на данный момент подавляющее большинство пользователей Рунета составляют студенты и люди с высшим образованием [36]. Что касается типа образования, то преобладает техническое образование, затем следует гуманитарное. Эти данные объяснимы тем фактом, что для полноценной работы Интернетом необходимы немалые знания, как самой сети, так и компьютера. Интернет является скорее молодежным сообществом, что подтверждают исследования - в возрасте пики приходятся в от 18 до 23 лет. Поэтому для своего исследования мы выбрали именно эту категорию пользователей, как представителей наиболее интенсивно использующих возможности глобальной сети. К компьютеру большинство относится как к источнику знаний и информации. Если же проследить тенденцию изменения роли компьютера в жизни людей вообще, то можно сказать так: из рабочего инструмента (в самом начале своего существования) и игрушки (до недавнего времени) компьютер все больше стал играть обучающую и информационную роль в жизни общества. А это уже, в свою очередь, подтверждается фактом все большего распространения внедрения компьютера в самых разных областях деятельности человека.

По прогнозам исследователей к концу 2001 года максимальная аудитория Интернета в России достигнет 18 миллионов человек [36]. По данным опросов численность аудитории Рунета активно растет, - правда, в основном за счет тех, кто приобрел первый опыт, но не стал пока регулярным пользователем. Если считать всех посетителей Интернета, включая тех, кто имел хотя бы единичный опыт посещения Сети, то получится максимальная аудитория Интернета. В России она за предыдущий год удвоилась и достигла величины в 11,4 миллиона посетителей. Нерегулярная аудитория Интернета в России - те, кто побывал в Интернете не менее двух раз - составила 6 миллионов человек. Недельная аудитория (посещающие Интернет минимум раз в неделю) - 2,5 миллиона. Активная (не менее часа в неделю) - 1,7 миллиона. Ядро, то есть те пользователи Интернета, которые проводят в Сети не менее трех часов в неделю, составило 900 тысяч человек. Каждый десятый россиянин получает или имеет опыт получения информации из Интернета. Однако реальные масштабы влияния Сети на российское общество значительно выше. С учетом того, что 16 миллионов россиян имеют друзей, регулярно посещающих Интернет, зона влияния Сети охватывает более 27 миллионов граждан со средним возрастом 34 года, то есть каждого четвертого жителя России.

Проводятся исследования, направленные на анализ половых различий использования Интернет [5]. Опросы показывают, что женщины-пользователи Интернета отличаются от мужчин по социально-демографическим и психологическим характеристикам. Эти особенности касаются возрастного состава и профессиональной принадлежности,  характера используемой информации,  общей структуры интересов. Показано, что для женщин более свойственен интерес к  информации  об  образовании, культуре. Они меньше, чем мужчины, интересуются информацией технического и научного характера.
Выявлены заметные   различия  в  мотивации  женщин  и  муж-
чин-пользователей Интернета. У женщин более важное место занимают мотивы творческой самореализации,  отдыха и коммуникативные мотивы,
т.е.  мотивы, прямо не связанные с деловой профессиональной сферой использования Интернета.  Можно предположить, что работа женщин в Интернете имеет довольно сильный компенсационный аспект. Она восполняет недостаток творческого  высококультурного общения, ощущаемого в обыденной жизни.     Для женщин  Интернет  имеет более существенные личностные и коммуникативные последствия,  чем для мужчин.  Женщины отмечают, что Интернет способствует личностному, коммуникативному и познавательному развитию человека.  Менее актуальны для них чисто деловые и утилитарные аспекты работы в сети.  Коммуникативные последствия работы в Интернете для женщин не только  более  существенны, но и более позитивны, чем для мужчин.

1.2 Социально-психологические аспекты общения пользователей Интернет

Мы уже отметили тот факт, что Интернет является огромной зоной коммуникации людей. Телекоммуникации с помощью компьютерных сетей - принципиально новый пласт социальной реальности. В
России первые исследования деятельности пользователей глобальных сетей начались   в  1990-х  годах  в  связи  с  распространением  глобальных компьютерных  сетей  и  подключением  отечественных  пользователей   к всемирной   сети   Интернет.   Исследователи  исходили  из того,  что компьютерные сети представляют собой новый  этап  в  развитии  внешних средств интеллектуальной деятельности,  познания и общения. Применение компьютерных сетей ведет к значительным структурным  и  функциональным изменениям   в   психической   деятельности  человека.  Эти изменения затрагивают  познавательную,  коммуникативную  и   личностную   сферы, трансформируются исполнительское звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная   система,   процессы целеполагания,  потребностно-мотивационная   регуляция   деятельности [3, 4].

Существуют разнообразные классификации средств общения в Интернете, но наиболее общую классификацию предлагает Вадим Нестеров [25], разделяя все формы виртуальных межличностных коммуникаций в русском Интернете:

1. Диалоговая коммуникация, off-line и on-line (электронная почта, ICQ)

2. Полилоговая коммуникация, off-line и on-line (конференции, чаты).

Первая форма характеризуется более доверительным и личным общением, вторая форма более характерна для обсуждения каких-либо вопросов на специальные темы большим количеством людей. Отличие конференции от чата состоит в следующем: отсутствие режима «реального времени» и ограничений на объем сообщения делает конференции более удобным для обсуждения тех или иных проблем, как правило, они представляют собой тематические дискуссии. Чаты же, даже при декларировании тематики общения очень редко остаются тематическими, общение в режиме реального времени делает глубокомысленные беседы проблематичными. Обычно общение в чатах производит впечатление свободного, бесцельного общения, в котором обмен высказываниями осуществляется единственно для поддержания контакта.

Отмеченные выше формы сетевого общения различаются не только по своей интерактивности (on-line и off-line), направленности коммуникации (моно- диа- и полилогичные), но и по степени открытости. Условно их можно разделить на: публичные  и приватные. Первой особенностью «доверительного» общения является то, что обычно оно не является публичным и протекает в приватных формах коммуникации.

Как и в любом обществе существуют некоторые правила общения, так и виртуальном сообществе происходит зарождение и развитие своих правил поведения. Сетевой этикет или «нетикет» в России находится еще в стадии формирования, однако уже существуют общепринятые нормы поведения в виртуальном социуме. По одной из этих норм, публично задавать вопросы о возрасте, подлинном имени и т.п. собеседника считается как минимум неделикатным - каждый сообщает о себе столько, сколько считает нужным, а подобные вопросы требуют приватности. Если желание перевести общение на другой уровень обоюдно, люди, как правило, переходят на общение по электронной почте или через «аську» (ICQ). Этот процесс настолько распространен в Сети, что часто в виртуальных социумах, специализирующихся на общении, изначально заложена возможность приватной беседы без перехода на другой ресурс. В чатах, к примеру, обычно приняты такие приватные формы коммуникации, как «шепот» (возможность при общем разговоре отправлять любому из присутствующих реплики, невидимые для остальных) и «приват» (возможность перейти в диалоговый чат «на двоих»).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.