Рефераты. Программная реализация алгоритма Дейкстры (построение цепей минимальной длины)

2.2 Алгоритм Дейкстры

Алгоритм Дейкстры строит кратчайшие пути, ведущие из исходной вершины графа к остальным вершинам этого графа (если таковые имеются).

В процессе работы алгоритма последовательно помечаются рассмотренные вершины графа. Причем вершина, помеченная последней (на данный момент) расположена ближе к исходной вершине, чем все непомеченные, но дальше, чем все помеченные.

Сначала помечается исходная вершина; следующей, очевидно, будет помечена вершина, ближайшая к исходной, и смежная с ней.

Пусть на каком-то шаге уже помечено несколько вершин. Известны кратчайшие пути, ведущие из исходной вершины к помеченным. Для каждой из непомеченных вершин проделаем следующее:

1. Рассмотрим все дуги, ведущие из помеченных вершин в одну непомеченную. Каждая такая дуга является последней дугой на пути из исходной вершины в эту непомеченную.

2. Выберем из этих путей кратчайший. А затем выберем среди них самый короткий ко всем непомеченным вершинам, и пометим вершину, к которой он ведет.

Алгоритм завершится, когда будут помечены все достижимые вершины.

В результате работы алгоритма Дейкстры строится Дерево кратчайших путей.

3 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В СРЕДЕ

При написании программы использовалась среда Microsoft Visual C++ 6.0. Данная среда позволяет писать приложения на языке C++.

В ходе написания программы все операторы и служебные слова языка С++ выделяются другим цветом, чтобы отличать их от переменных, заданных программистом. Среда Microsoft Visual C++ 6.0 содержит встроенный компилятор.

Окно программы разделено на несколько частей. Вверху находится стандартная панель - Standart, с которой можно сохранить исходный текст программы на диск, открыть новый документ, скопировать или вставить текст, отменить последнее действие, или найти текст. Слева находятся панели Object TreeView и Object Inspector, на которых показаны объекты, которые используются в данной программе, и их свойства. В центре окна программы расположен текстовый редактор, в котором следует писать программу. Внизу - панель Output, в которой показывается сообщения, если в программе содержатся ошибки - компилятор сообщает вид ошибки и строку, в которой она допущена, достаточно сделать двойной клик левой клавишей мыши на описании ошибки в Output, чтобы переместиться на строку, содержащую ошибки.

Программа создана в консольном режиме - в режиме, не имеющем графического интерфейса.

4 ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

4.1 Описание алгоритма и структуры программы

Рис. 4.1.1

Программа выводит минимальный путь между двумя указанными вершинами в графе и его длину.

При запуске программы на экран выводится запрос о вводе весов рёбер исследуемого графа. Данные, введённые пользователем, отображаются в виде матрицы смежности, в которой не существующие рёбра обозначаются нулями. После указанным рёбрам присваивается значение 65535, которое принимается за бесконечность.

Следующим этапом выполнения программы является запрос о вводе номеров вершин, между которыми необходимо узнать путь. В случае, если начальная и конечная вершины совпадают, отображается соответствующее сообщение и работа программы завершается. В противном случае выполняется непосредственно алгоритм Дейкстры, схема которого приведена в приложении В.

Результатом программы является вывод на экран вершин, через которые проходит минимальный путь, а также вывод длины маршрута. Если пути между заданными точками не существует - выводится соответствующее сообщение.

4.2 Описание использованных программных средств

Таблица 4.2.1-Описание переменных

Переменная

Тип

Описание

n

int

Количество точек (вершин) грифа

i,j

int

Счётчики

p

int

Номер кратчайшего пути и наименьшей длины пути

xn

int

Номер начальной точки (вершины)

xk

int

Номер конечной точки (вершины)

flag[11]

int

Массив, i-й элемент которого имеет значение 0, когда i-й путь и расстояние временные, и принимает значение 1, когда i-й путь и расстояние становятся постоянными

c[11][11]

word (unsigned int)

Массив i-j элемент которого содержит расстояние между i-й и j-й точками (вершинами)

Замечание:

1. с[i][i]=

2. c[i][j]=c[j][i]

s[80]

char

Строчная переменная, которая содержит промежуточные значения пути

path[80][11]

char

Массив строк, который содержит пути

Замечание:

После прохождения обработки по алгоритму Дейкстры p-й элемент массива содержит кратчайший путь.

l[11]

word (unsigned int)

Массив, который содержит длины путей (path)

Замечание:

После прохождения обработки по алгоритму Дейкстры p-й элемент массива содержит длину кратчайшего пути.

Кроме стандартных функций из библиотек iostream.h, string.h, stdio.h, conio.h были использованы также следующие функции.

· word minim(word x, word y) - функция, которая возвращает минимальное из x и y.

Рис. 4.2.1

· int min(int n) - функция, которая возвращает номер элемента массива l[i] минимальной «неотмеченной» длиной пути(flag[i]=0).

Рис. 4.2.2

5 ИНСТРУКЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

При запуске программы на экране появится окно с инструкциями. Выполняйте эти инструкции, а именно:

1. Введите количество вершин исследуемого графа.

2. Введите веса рёбер (положительное число). В программе расстояния от хi до xi+1 и xi+1 до хi считаются равными, а расстояния от хi до хi - не существующими. Если ребра между указанными вершинами не существует, введите 0 (ноль).

На экран выводится матрица смежности, отображающая введённую информацию.

3. Введите номер вершины, от которой начинается искомый путь.

4. Введите номер вершины, в которой путь заканчивается.

5. Чтоб завершить работу программы после получения результата нажмите Enter.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе создания данного проекта разработана программа, реализующая алгоритм Дейкстры в Microsoft Visual C++ 6.0. Её недостатком является примитивный пользовательский интерфейс. Это связано с тем, что программа работает в консольном режиме, не добавляющем к сложности языка сложность программного оконного интерфейса

Также были углублены знания, полученные в процессе выполнения лабораторных работ по предмету «Программирование».

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

1. Бондарев В.М. Программирование на С++.-Х: «Компания СМИТ», 2004

2. Страуструп Бьярн Язык программирования С++(2 ч).-«К:ДиаСофт», 1993

3. Хаханов В.И., Чумаченко С.В. Дискретная математика (теоретическое и практическое содержание курса).-Кафедра АПВТ, 2002 

4. Алгоритм Дейкстры

5. Конспект лекций.

Приложение А

Текст программы

#include<iostream.h>

#include<string.h>

#include<stdio.h>

#include<stdlib.h>

#include<conio.h>

#define word unsigned int

int i, j, n, p, xn, xk;

int flag[11];

word c[11][11], l[11];

char s[80], path[80][11];

int min(int n)

{

int i, result;

for(i=0;i<n;i++)

if(!(flag[i])) result=i;

for(i=0;i<n;i++)

if((l[result]>l[i])&&(!flag[i])) result=i;

return result;

}

word minim(word x, word y)

{

if(x<y) return x;

return y;

}

void main()

{

cout<<"Vvedite kolichestvo tochek: ";

cin>>n;

for(i=0;i<n;i++)

for(j=0;j<n;j++) c[i][j]=0;

for(i=0;i<n;i++)

for(j=i+1;j<n;j++)

{

cout<<"Vvedite rasstoyanie ot x"<<i+1<<" do x"<<j+1<<": ";

cin>>c[i][j];

}

cout<<" ";

for(i=0;i<n;i++) cout<<" X"<<i+1;

cout<<endl<<endl;

for(i=0;i<n;i++)

{

printf("X%d",i+1);

for(j=0;j<n;j++)

{

printf("%6d",c[i][j]);

c[j][i]=c[i][j];

}

printf("\n\n");

}

for(i=0;i<n;i++)

for(j=0;j<n;j++)

if(c[i][j]==0) c[i][j]=65535; //бесконечность

cout<<"Vvedite nachalnuy tochku: ";

cin>>xn;

cout<<"Vvedite konechnuy tochku: ";

cin>>xk;

xk--;

xn--;

if(xn==xk)

{

cout<<"Nachalnaya I konechnaya tochki sovpadayt."<<endl;

getch();

return;

}

for(i=0;i<n;i++)

{

flag[i]=0;

l[i]=65535;

}

l[xn]=0;

flag[xn]=1;

p=xn;

itoa(xn+1,s,10);

for(i=1;i<=n;i++)

{

strcpy(path[i],"X");

strcat(path[i],s);

}

do

{

for(i=0;i<n;i++)

if((c[p][i]!=65535)&&(!flag[i])&&(i!=p))

{

if(l[i]>l[p]+c[p][i])

{

itoa(i+1,s,10);

strcpy(path[i+1],path[p+1]);

strcat(path[i+1],"-X");

strcat(path[i+1],s);

}

l[i]=minim(l[i],l[p]+c[p][i]);

}

p=min(n);

flag[p]=1;

}

while(p!=xk);

if(l[p]!=65535)

{

cout<<"Put: "<<path[p+1]<<endl;

cout<<"Dlina puti: "<<l[p]<<endl;

}

else

cout<<"takogo puti ne syshestvuet!"<<endl;

getch();

}

Приложение Б

Результат

Приложение В

Схема программной реализации алгоритма Дейкстры

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.