Последние версии языка содержат еще ряд служебных слов, относящихся к работе с объектами и встроенным ассемблером.
2.2. Идентификаторы
Идентификатором называется символическое имя определенного программного объекта. Такими объектами являются имена констант, переменных, типов данных, процедур и функций, программ. С помощью синтаксической диаграммы идентификатор можно определить, как показано на рис.1.
Рис.1
Расшифровать это можно так: идентификатор - это любая последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В Турбо Паскале к буквам приравнивается также знак подчеркивания. Строчные и прописные буквы в идентификаторах и служебных словах не различаются. Например: max, MAX, MaX и mAx - одно и то же имя.
Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими являются только первые 63 символа.
2.3. Комментарии
Следующие конструкции представляют собой комментарии и поэтому игнорируются компилятором:
{любой текст, не содержащий символ «}»}
(*любой текст, не содержащий символы «*)»*)
Буквы русского алфавита употребляются только в комментариях, в литерных и текстовых константах.
Строка, начинающаяся с символов {$ или (*$, является директивой компилятора. За этими символами следует мнемоника команды компилятора.
3. ЛЕКСИКА ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ СИ
Множество символов Си включает большие и малые буквы латинского алфавита и 10 десятичных арабских цифр:
большие заглавные буквы:
буквы и цифры используются при формировании констант, идентификаторов и ключевых слов. Компилятор Си рассматривает одну и ту же малую и большую буквы как различные символы.
Пробельные символы. Пробел, табуляция, перевод строки, возврат каретки, новая страница, вертикальная табуляция и новая строка - это символы, называемые пробельными, поскольку они имеют то же самое назначение, что и пробелы между словами и строками на печатной странице. Эти символы разделяют объекты программы.
Знаки пунктуации и специальные символы из множества символов Си используются для различных целей, от организации текста программы до определения заданий, которые будут выполнены компилятором или откомпилированной программой (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Знаки пунктуации и специальные символы
Символ
Наименование
,
Запятая
!
Восклицательный знак
.
Точка
|
Вертикальная черта
;
Точка с запятой
/
Наклонная черта вправо
:
Двоеточие
\
Наклонная черта влево
?
Знак вопроса
~
Тильда
`
Одиночная кавычка
_
Подчеркивание
(
Левая круглая скобка
#
Знак номера
)
Правая круглая скобка
%
Знак процента
{
Левая фигурная скобка
&
Амперсанд
}
Правая фигурная скобка
^
«Крышка», Caret
<
Левая угловая скобка
-
Знак минус
>
Правая угловая скобка
=
Знак равно
[
Левая квадратная скобка
+
Знак плюс
]
Правая квадратная скобка
ESC-последовательность
\n
Новая строка
\t
Горизонтальная табуляция
\v
Вертикальная табуляция
\b
Пробел
\r
Возврат каретки
\f
Новая страница
\a
Звонок (сигнал)
\”
Двойная кавычка
\\
\ddd
ASCII символ с восьмеричным представлением
\xdd
ASCII символ в шестнадцатеричном представлении
Операция
Логическое НЕ
Логическое ИЛИ
Побитовое дополнение
&&
Логическое И
Сложение
?:
Операция условного выражения
Вычитание, арифметическое отрицание
++
Инкремент
*
Умножение
--
Декремент
Деление
Простое присваивание
Остаток
+=
Сложение с присваиванием
<<
Сдвиг влево
-=
Вычитание с присваиванием
>>
Сдвиг вправо
*=
Умножение с присваиванием
Меньше
/=
Деление с присваиванием
<=
Меньше или равно
%=
Остаток с присваиванием
Больше
>>=
Сдвиг вправо с присваиванием
>=
Больше или равно
<<=
Сдвиг влево с присваиванием
==
Равно
&=
Побитовое И с присваиванием
!=
Не равно
|=
Побитовое включающее ИЛИ с присваиванием
Побитовое И, адрес от
^=
Побитовое исключающее ИЛИ с присваиванием
Побитовое включающее ИЛИ
Последовательное выполнение (запятая)
Побитовое исключающее ИЛИ
auto
double
int
struct
break
else
long
switch
case
enum
register
typedef
char
extern
return
union
const
float
short
unsigned
continue
for
signed
void
default
goto
sizeof
while
do
if
static
volatile
Еще раз отметим, что компилятор Си рассматривает буквы верхнего и нижнего регистров как различные символы. Поэтому можно создать отдельные независимые идентификаторы, которые совпадают орфографически, но различаются большими и малыми буквами. Например, каждый из следующих идентификаторов является уникальным:
ЛИТЕРАТУРА
1. Голицына О.Л, Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2004. - 432 с. - (серия «Профессиональное образование»).
2. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник для среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия». 2003. - 432 с.
3. Нестеренко А. В. ЭВМ и профессия программиста. М., Просвещение, 1990.
4. Брудно А. Л., Каплан Л. И. Московские олимпиады по программированию. М., Наука, 1990.
3. Гейн А.Г. и др.. Основы информатики и вычислительной техники. М., Просвещение, 1994.
4. Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. М., Просвещение, 1991.
5. Гейн А. Г., Шолохович В.Ф. Преподавание курса “Основы информатики и вычислительной техники” в средней школе. Руководство для учителя. Екатеринбург, 1992.
6. Извозчиков В.А. Информатика в понятиях и терминах.
Страницы: 1, 2, 3