Рефераты. Использование компьютерных программ для повышения качества обученности студентов Челябинского государственного политехнического техникума по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы"

Учебные материалы разбросаны по учебным заведениями и не объединены одной доступной базой данных. Преимущества обмена образовательной информацией между техникумами, ВУЗами и другими учебными заведениями не используются. Нет единых стандартов обмена информацией между учебными заведениями.

Для эффективного использования компьютерной техники в образовательном процессе необходимы простые в применении и изучении инструментальные программные средства, которые помогали бы:

- преподавателю при подготовке занятий и систематизации методического материала;

- учащемуся осваивать новый материал и овладевать новыми технологиями;

- администрации эффективно управлять образовательным процессом.

Эти средства должны быть ориентированы на широкий круг пользователей. Нужна система автоматизации образовательного процесса, ориентированная на широкий круг пользователей с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, не требующая серьезной поддержки со стороны квалифицированных программистов.

Как материалы, накопленные преподавателями сделать общедоступными? А как быть с теми материалами, которые преподаватель-энтузиаст уже накопил на своем локальном диске? Как сделать эти материалами полезными в рамках всего техникума, ВУЗа или другого учебного заведения? Преподаватели и методисты могут самостоятельно создавать электронные учебные материалы и пособия на основе собственного опыта накопленных информационных ресурсов и материалов. Будут создаваться базы данных, в которых хранится информация для использования в процессе обучения. В этих базах данных может храниться также информация для преподавателей в виде методик и рекомендаций по созданию учебных пособий, а также учебные пособия по работе с новейшими информационными технологиями. Доступ к этим базам данных может быть обеспечен как с использованием локальных вычислительных сетей образовательных учреждений, так и глобальной сети Интернет. Это позволит создать единую среду дистанционного обучения.

При использовании баз данных естественным было бы рубрицировать информационные ресурсы на основе общепринятых рубрикаторов образовательных ресурсов. Это позволило бы осуществлять обмен материалами на основе единой информационной среды и обеспечивать сквозной поиск материалов в распределенной базе данных.

Подытоживая вышесказанное, повышение эффективности использования средств вычислительной техники в процессе обучения зависит в основе своей от повышения уровня компьютерной грамотности среди педагогов, оснащение их современными и простыми в применении инструментальными средствами для создания обучающих программ без помощи программистов-профессионалов, а также создание и применение единой базы данных педагогических наработок.

1.5 Выводы по первой главе

Подводя итог можно сказать, что мы определили, что качество обученности есть выявленная, в результате многоаспектного анализа, система усвоенных и применяемых знаний, умений и навыков, соответствующих ожидаемому результату обучения, определенного стандартами.

Мы выяснили, что разработка и применение НИТ определяется необходимостью решения ряда задач, таких как: повышение качества подготовки учащегося, обладающего современным научным мировоззрением; применение НИТ в качестве средства учебной, научно-исследовательской и управленческой деятельности и так далее. Решая эти, актуальные на сегодняшний день, задачи происходит развитие творческого потенциала обучаемого, умений экспериментально-исследовательской деятельности; интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.

Стало несомненным то, что с помощью компьютера, можно изучить процессы, которые в условиях учебного кабинета продемонстрировать невозможно, он помогает осуществить дифференцированный подход к каждому учащемуся, вовремя заметить пробелы в знаниях и устранить их.

Компьютеризированное обучение подчиняется той же системе дидактических принципов, что и безмашинное, следовательно, при разработке педагогических программ нужно лишь учитывать специфику компьютеризированного обучения

Проведя анализ имеющейся литературы, мы пришли к выводу, что ЭВМ является необходимым и очень важным инструментом педагогического исследования, потенциал которого далеко не исчерпан.

Повышение эффективности использования средств вычислительной техники в процессе обучения зависит в основе своей от повышения уровня компьютерной грамотности среди педагогов, оснащение их современными и простыми в применении инструментальными средствами для создания обучающих программ без помощи программистов-профессионалов, а также создание и применение единой базы данных педагогических наработок. Выполнив эти нелегкие задачи, мы убедимся, что компьютерные программы значительно облегчают труд педагога и повышают качество обученности студентов. В экспериментальной части нашей работы мы попробуем доказать, что качество обученности меняется с внедрением компьютерных технологий, причем в положительную сторону.

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОМОЩИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

2.1 Теоретическое обоснование опытно-экспериментальной работы по теме

В первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические аспекты проблемы повышения качества обученности студентов при помощи компьютерных программ.

Проведя теоретическое осмысление проблемы, изучив материал по этому вопросу, мы сделали некоторые выводы (выдвинули гипотезу), которые требуют от нас экспериментальной проверки.

Выбор основных направлений эксперимента, его обоснование, а также определение экспериментальной базы мы проводили с учетом требований, предъявляемых к качеству обученности студентов.

Для данного исследования важными условиями эффективности проведения психолого-педагогического эксперимента, с нашей точки зрения, являются:

- предварительный теоретический анализ качества обученности студентов, его истории, изучение массовой педагогической практики, различных данных по этому вопросу, чтобы уменьшить поле эксперимента и его задач;

- конкретное обозначение гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;

- четкое формулирование задач эксперимента, разработка принципов и критериев, по которым будут оцениваться результаты;

- определение необходимого и достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента;

- доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными,

привычными решениями.

Для четкого и последовательного проведения психолого-педагогического эксперимента при его планировании мы определили основные этапы работы:

Первый этап - постановка проблемы и актуализация. На этом этапе решаются следующие задачи:

- определение объекта, предмета, цели, задачи, гипотезы, методологических основ;

- анализ условий проведения исследования.

Второй этап - проведение исследования:

- составление плана исследования, выбор методов;

- сбор информации по проводимому исследованию.

Третий этап - анализ исследования:

- анализ квалификационных работ;

- оформление результатов исследования.

Для более успешного проведения нашего исследования мы использовали различные методы научно-педагогического исследования.

Методы научно-педагогического исследования - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. По источникам накопления информации методы исследования делят на:

- методы исследования теоретических источников;

- методы анализа реального педагогического процесса.

Выбор методов исследования обусловлен:

- неоднозначностью протекания педагогических процессов, множественностью факторов, одновременно влияющих на их результаты;

- неповторимость педагогических процессов.

В нашей работе мы использовали как эмпирические, так и теоретические методы исследования. Среди теоретических методов педагогического исследования мы выбрали:

- изучение психолого-педагогической литературы. Работа с литературой дает возможность узнать, какие стороны проблемы повышения качества знаний средствами вычислительной техники уже достаточно хорошо изучены, что устарело, а какие вопросы еще не решены;

- метод изучения продуктов деятельности - это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, умений и навыков, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов деятельности.

Из множества эмпирических методов исследования для своей работы мы выбрали:

- метод наблюдения - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение проводиться по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

а) определение задачи и цели, выделение объекта, разработка схемы наблюдения;

б) фиксирование результатов, выбор способа ведения записей;

в) обработка и интерпретация полученной информации.

- метод «беседа». Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, заключающийся в получении информации в рамках вопросно-ответной формы разговора, в ходе которой допускаются наводящие, дополнительные и уточняющие вопросы.

- метод констатирующего эксперимента. В этом эксперименте исследователь экспериментальным путем устанавливает состояние изучаемой темы, констатирует факты, связи, зависимости между явлениями. Если проведенный констатирующий эксперимент дал положительные результаты, то после устранения замеченных недостатков приступаем к проведению формирующего эксперимента.

- метод формирующего эксперимента - вид исследования, направленный на проверку гипотезы, требующий строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты. Основной особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем сам исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.