Экономическая целесообразность объекта данной работы важна не только с точки зрения собственно стоимости, но и с позиций социально-экономической эффективности предлагаемых нововведений. Под социально-экономической эффективностью, следуя определению М.Н. Тимохина, подразумевается повышение уровня автоматизации труда преподавателя с целью экономии его сил и времени, и, как следствие, повышение производительности труда, под которой в данном случае мы будем понимать увеличение времени на преподавание и сокращение технических и организационных издержек процесса обучения.
Научно-технический прогресс интегрирует совокупность важнейших факторов роста производительности труда и обеспечивает быстрое развитие материально-технической базы педагогического процесса, которое находит свое выражение:
- в росте технической вооруженности труда педагога за счет ввода в
действие технически более совершенного оборудования;
- в совершенствовании оборудования;
- в разработке использования новых информационно-педагогических
технологий;
- в применении передовых методов организации труда. [ ]
Таким образом, обосновывая данный проект экономически, рассмотрим следующие критерии его эффективности: издержки на разработку компьютерной программы, стоимость затрат на оснащение компьютерного класса, возможность экономии сил и времени преподавателя, уровень научной организации труда. [ ]
В основе компьютерного обучения лежит программированное обучение с использованием технического устройства высокого уровня - компьютера. Роль программного обеспечения очень велика, да и стоимость тоже, в настоящее время на мировом рынке она составляет свыше 70% стоимости компьютера. Поэтому мы считаем важным показать на примере какие затраты понесло учебное заведение, при покупке программы и перепрограммировании. Учебные программы, использующиеся при обучении ГИПС, разработаны на основе программных продуктов: Компас-График 2D, 3D (дилер-фирма «АСКОН»); Автопроект, SolidWords. В таблице 2.10 представлены издержки на закупку материалов.
Оценка издержек на разработку программы SolidWords.
Статья 1 - материальные ресурсы.
Таблица 2.10 - Стоимость материалов
Наименование товара
Единица измерения
Цена, руб.
Норма расходов, шт.
Стоимость, руб.
Сетевой ключ аппаратной за- щиты (20мест)
шт
3390
1
Дистрибутив на CD
120
Практическое руководство
480
Руководство пользователя
900
Итого:
4890
Транспортно заготовительные расходы:
ТЗР = (У Цтр* Нрасх %) / 100 % , тогда
ТЗР= (4890 * 1%)/ 100% = 48,90 руб.
Ст.1 = У Цтр* Нрасх + ТЗР
Ст.1 = 4890*1+48,90=4938,9 руб.
Статья 2 - оплата труда. В таблице 2.11 представлены затраты на заработную плату относительно затраченного времени.
Таблица 2.11 - Оплата труда
Должность
Стоимость 1 часа
Количество часов работы
Оплата
Штатный программист
110
40
4400
Ст.2=4400 руб.
Статья 3 - отчисления. В этой статье включены отчисления в пенсионный фонд(28%), фонд занятости (1,5%), медицинское страхование (3,6%), социальное страхование (5,4%), фонд образования (1%), транспортный налог (1%). Всего 40,5% от начисленной заработной платы.
Ст.3= (40,5% * Ст.2) / 100%
Ст.3= (40,5%* 4400) / 0,01=1782 руб.
Статья 4 - расходы на содержание и обслуживание оборудования, в которые включены: стоимость запасных частей, вспомогательных средств и амортизация.
Стоимость компьютера Pentium-486 - 18980.00 руб., норма амортизации -4%(КОМ), следовательно, расходы составили 759,2 руб.
Во время разработки программы потрачено 76 кВт электроэнергии (ЭНЕР), 1 кВт = 1,2 руб., следовательно, затраты на ЭНЕР = 91,20 руб.
Ст.4= КОМ + ЭНЕР
Ст.4 = 759,2+91,20=850,40 руб.
Статья 5 - полная себестоимость конечного продукта.
Ст.5 = У Ст 1 4
Ст.5 =4938,9+4400+1782+850,40 = 11971,3 руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что программирование довольно затратная процедура, но так как в продаже нет подобных разработок, это является необходимым и окупаемым элементом. Кроме затрат на программное оснащение компьютера необходим целый ряд других затрат, чтобы обеспечить комфортную работу педагогам и учащимся, и, соответственно, повысить качество обученности. В этот ряд входят и затраты на оснащение компьютерного класса.
Представим примерную смету затрат на оснащение компьютерного класса в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Расчет затрат на оснащение компьютерного класса.
Наименование
оборудования
Кол-во, шт.
одной единицы
общая
Стол преподавателя
1850
Парты
17
1800
30600
Доска створчатая
2100
Шкаф
2950
Компьютеры и сопутствующее оборудование
10
15000
150000
Тумба
1200
Программное обеспечение
11971,3
200671,3
Таким образом, оборудование компьютерного класса, как и разработка новых компьютерных обучающих программ, требует определенных капиталовложений, которые, к сожалению, до сего времени не делает повсеместно Министерство образования. Так как внедрение компьютеров в процесс обучения повлияет на качество усвоения учебного материала, а значит и на качество подготовки будущих специалистов, то можно сделать вывод, что с экономической точки зрения внедрение компьютеров в процесс обучения выгодно.
Рассмотрим процесс внедрения компьютерных технологий в учебный процесс с точки зрения экономической эффективности преподавательского времени.
Расчет коэффициента использования учебного времени.
Для определения экономии времени преподавателя мы рассмотрели баланс времени учебного часа - 90 мин, формула (6). Для этого нами был проведен хронометраж занятия.
Тполн=Тпз+Тпреп, (6)
где Тполн - полное время учебного часа, мин;
Тпз - подготовительно-заключительное время, которое складывается из времени затраченного на приветствие (Тпр), проверку присутствующих (Тпп), постановку целей и задач занятия (Тц), включение/выключение ТСО (Ттсо), оформление различного рода записей на доске (Тд), подведение итогов (Ти), выдачу домашнего задания (Тдз). Тогда Тпз рассчитаем по формуле (7):
Тпз=Тпр+Тпп+Тц+Ттсо+Тд+Ти+Тдз, (7)
Тпз=0,5+4+2+2,5+11+5,5+2,5=28 мин.
Тпреп - время на преподавание, затрачиваемое на проверку пройденного материала (Тповт), входной контроль (Твх), выполнение самостоятельной работы (Тср), формула (8):
Тпреп= Тповт+Твх+Тср. (8)
Также это время можно рассчитать как разницу между полным временем и подготовительно-заключительным, формула (9):
Тпреп= Тполн- Тпз, (9)
Тпреп= 90-28=62 мин.
Кроме этого, преподавателю необходимо затратить во время занятия время на изображение плоских наглядных изображений на доске. На это уходит, в зависимости от уровня сложности схемы и изучаемой информации от 5 до 20 минут. На нашем занятии уйдет приблизительно 11 минут. Это время в данном расчете приплюсовано к полному времени часа.
Таким образом, коэффициент использования времени учебного часа найдем как отношение Тпреп к Тполн по формуле (10) в процентах:
Ки = (Тпреп/Тполн)·100% , (10)
Ки = (62 /90) · 100%= 68,9 %
С введением компьютерных программ имеется возможность уменьшить подготовительно-заключительное время на 5 минут. Тогда:
Тпреп= 90-23=67 минут.
Коэффициент использования учебного времени будет равен:
Ки=(67/90) ·100%=74,4 %.
Экономия времени составит 5,5%.
Таким образом, как с экономической точки зрения, так и с позиции экономии педагогического времени, можно заключить, что внедрение компьютерных технологий в процесс обучения несёт положительный характер.
Расчет общего показателя научной организации труда ().
Для расчета уровня НОТ по кабинету определим среднеарифметическое на основе частных коэффициентов ()
, (11)
где, К2- оснащенность кабинета;
К3 - организация рабочих мест учащихся;
К4 - организация рабочих мест преподавателя;
К5 - выполнение учебных планов и программ;
К6 - использование учебного времени;
К11 - абсолютная и качественная успеваемость;
К13 - психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические условия;
К14- состояние техники безопасности.
В таблице 2.13 представлены числовые значения данных частных коэффициентов для имеющегося и ожидаемого уровня НОТ в ЧГПТ.
Таблица 2.13 -Значения частных коэффициентов К
Уровень НОТ
Частные коэффициенты
К2
К3
К4
К5
К6
К11
К13
К14
Ожидаемый
0,7
0,82
0,99
0,97
0,83
0,96
Имеющийся
0,67
0,445
На рисунке 2 представлено сравнение имеющегося и ожидаемого уровня НОТ в ЧГПТ.
Рисунок 2 - Сравнение уровней НОТ
Произведя расчет по формуле (11), получим:
для имеющегося уровня НОТ: КНОТ = 6,565,
для ожидаемого уровня НОТ: КНОТ = 6,97.
Из расчета видно, что имеющийся уровень НОТ немного уступает ожидаемому, а на рисунке наглядно представлено в каких конкретно показателях имеющийся уровень НОТ ниже. Следовательно, необходимо стремиться исправить недочеты в оснащении кабинета и в организации рабочего места преподавателя.
Выполнение экономического расчета показывает экономическую целесообразность и эффективность внедрения компьютерной техники в процесс обучения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11