4
Введение.
Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах и педвузах пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Применение ПК в обучении иностранного языка значительно облегчает работу как ученика так и учителя. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству.
В своей работе я докажу, что ПК может быть использован как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. А так же приведу примеры компьютерных программ, помогающих изучать ИЯ.
Преимущества и недостатки обучения ИЯ с помощью ПК.
Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:
а) предъявление информации в различных формах (в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения);
б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету;
в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения;
г) организация индивидуального и группового обучения;
д) управление процессом обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:
интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
индивидуализация обучения;
возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок:
объективность отметки;
обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. При его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.
Преимущества использования ПК для самостоятельной проработки учебного материала:
* неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося;
* свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);
* исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы).
Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.
Принципы использования ТСО.
Выделяют следующие принципы использования ТСО:
* обусловленности;
* необходимости;
* информативности;
* надежности.
Принцип обусловленности.
Предписывает четкое определение условий применения ПК в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.
Принцип необходимости.
Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения и т.д.
Принцип информативности.
Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди ТСО компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения ИЯ.
Принцип надежности.
Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК.
Методические функции, которые может выполнять компьютер при обучении ИЯ.
Выделим основные методические функции, реализуемые средствами компьютера:
- информативная - практически любая КОП (кроме контролирующих) включает в себя либо информационные кадры (базовая информация для презентации нового учебного материала), либо кадры информационной поддержки (подсказки и разъяснения в ходе выполнения упражнений). Но возможности такого справочного режима ограничены рамками учебного материала (конкретные тексты и упражнения, заложенные в КОП);
- тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;
- контролирующе-коррегирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.
- коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах;
- организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором.
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучаемого:
1) принятие и распознавание ответа обучаемого;
2) анализ и определение правильности ответа;
3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся.
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего:
* получение информационной поддержки;
* диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
* работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
* организация коллективной работы;
* осуществление дистанционного обучения
По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:
* преподавателя;
* эксперта;
* партнера по деятельности;
* инструмента деятельности;
* обучаемого.
При самостоятельной работе с КОП обучаемый может:
* получить учебное задание;
* запросить дополнительную информацию, необходимую для его выполнения;
* уяснить способ выполнения задания;
* ввести ответ;
* получить анализ и оценку ответа.
Конкретные цели применения ПК при обучении ИЯ?
При обучении фонетике:
* формирование навыков различения звуков ИЯ;
* формирование артикуляционных произносительных навыков;
* формирование ритмико-интонационных произносительных навыков.
При обучении грамматике:
* формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
* формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи;
* контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ;
* оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).
При обучении лексике:
* формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования;
* формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи;
* контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности;
* расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых;
* оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).
При обучении чтению:
* формирование навыков установления звукобуквенных соответствий;
* обучение технике чтения вслух;
* совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.;
Страницы: 1, 2