Рефераты. Использование Интернета в информационно-психологических операциях

5. Приемы психологического воздействия в Интернет

В настоящее время известно довольно много определенных методов воздействия на подсознание человека. При этом наиболее часто в глобальной сети встречаются: психологическая манипуляция, реформирование мышления, психологическое программирование и зомбирование.

Психологическая манипуляция - вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения объекта манипулирования к совершению определенных действий. Получается, что именно скрытым характером воздействия психологическая манипуляция и отличается от иных видов психологического вторжения и принуждения. Как правило, сокрытию подвергаются не только цели, интересы или намерения манипулятора, но также и сам факт преследования им иных, кроме декларируемых, целей.

Реформирование мышления - предполагаемая совокупность специфических методов воздействия на личность таким образом, что в дальнейшем лицо, подвергнутое реформированию мышления, попадает в полную зависимость от воли и желаний реформаторов.

Психологическое программирование - это сознательное насильственное управление психикой и поведением, психологическое воздействие для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с использованием насильственного или, якобы, ненасильственного внедрения убеждения или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Зомбирование - форсированная обработка подсознания человека, благодаря которой он теряет направляющий контакт со своим прошлым и программируется на безоговорочное, притом неосознаваемое подчинение приказам своего манипулятора. Известны «жесткое» и «мягкое» психопрограммирование. «Жесткого» зомби нередко удается определить по манере поведения (отрешенность на лице, не соответствующая выражаемым в словах эмоциям, вялые интонации голоса, неправильная речь, отсутствие способности сосредоточиться, замедленность реакций и провалы в памяти, нелепая стереотипность поведения). В то же время «мягкий» зомби по существу ничем не отличается от всех других людей.

А теперь подумаем, как часто мы забываем о цели нахождения в сети и оказываемся на совершенно незнакомых сайтах, совершаем ненужные покупки в интернет-магазинах, хотя всего лишь хотели узнать прогноз погоды? Дело в том, что, в силу особенностей человеческого сознания, виртуальные ситуации воспринимаются мозгом как реальные, и ответная реакция формируется как на реально происходящие процессы. При регулярном повторении провоцирующих ситуаций организм как бы обучается, запоминает свое состояние и при повторении ситуации реагирует все быстрее и эффективнее, то есть поступает именно так, как «запрограммирован». Опасность заключается в том, что все эти процессы неосознаваемы и неконтролируемы сознанием.

Но это глобальные методы, и по существу с чистым зомбированием в Интернет вряд ли можно встретиться, но все эти манипулятивные методики реализуются с помощью более простых и распространенных приемов, особенно характерных для сети, таких, как:

1. Оперативность. Оперативность в подаче сообщений при освещении различных событий всегда считалась и считается достоинством функционирования СМИ. Но оперативность, или незамедлительность подачи информации может быть и средством для искажения ее достоверности, способствовать усилению манипулятивных возможностей информационной системы.

Источник информации, первым сообщающий о значимых событиях, становится более привлекательным для аудитории, чем другие. Это способствует формированию и закреплению предпочтения к данному источнику информации на будущее, по сравнению с теми, кто действует менее оперативно. Таким образом, на первый взгляд технический вопрос о скорости передачи сообщения перерастает в стратегический при проведении психологических операций. В связи с этим глобальная сеть стремится не просто к оперативности, а к сверхоперативности.

2. Эффект присутствия. Другой психологический прием, используемый в Интернет и эксплуатирующий сверхоперативность, - это создание «эффекта присутствия». Прием основывается на создании иллюзии повсеместного наличия своих источников информации у конкретных пользователей.

Подобное достигается за счет быстрой передачи информации даже о незначительных событиях, происходящих в различных районах, заимствованием информации у коллег и конкурентов, использованием материалов из архивов, без соответствующего указания, или подменой сходным по внешнему виду материалом, пользуясь недостаточной компетентностью аудитории воздействия (на самом деле это чуть ли не самый главный метод «приручения» людей к сети).

3. Придание сообщению видимости сенсационности. Эффекту сверхоперативности сопутствует такой прием, как придание сообщению видимости сенсационности, то есть необычности, неординарности происходящего, причем даже в тех случаях, когда этого на самом деле нет. Информация, которая в той или иной форме освещается в сети, превращается манипулятором в значительную путем помещения ее перед другими сообщениями, внешнего антуража, других невербальных компонентов и паралингвистических средств.

4. Предсказание событий. Так как человек не может не беспокоиться относительно своего будущего (хотя бы неосознанно), среди приемов завоевания доверия заметное место занимает предсказание событий, то есть сообщения о тех событиях, которые могут случиться, и об этом извещают заранее.

Религиозные секты пугают концом света, а опытные манипуляторы сообщают о том, что точно знают наперед. Используя этот прием (иногда специалисты его обозначают как «голос пророка») можно существенно повысить степень доверия к источнику информации (а как известно, Интернет не упрекнешь в отсутствии разнообразных прогнозов на все случаи жизни: от метеорологических до астрологических).

5. Мнимый выбор. Суть данной техники заключается в том, что пользователю сообщается несколько разных точек зрения по определенному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которая нужна. Для этого обычно используется еще несколько дополнительных вербальных приемов:

Во-первых, включение в материалы так называемых «двусторонних сообщений», которые содержат аргументы за и против определенной позиции. «Двустороннее сообщение» как бы упреждают аргументы объекта убеждения и при умелой их критике способствуют созданию определенного иммунитета против них.

Во-вторых, дозируются положительные и отрицательные элементы. Для того, чтобы положительная оценка выглядела более правдоподобной, к описываемой точке зрения нужно добавить немного критики, а эффективность осуждающей позиции увеличивается в случае присутствия элементов похвалы.

В-третьих, осуществляется подбор фактов усиления или ослабления высказываний. Выводы не входят в текст приведенных сообщений. Их должны сделать те, для кого предназначена информация.

В-четвертых, происходит оперирование сравнительными материалами для усиления важности, демонстрации тенденций и масштабности событий, явлений.

Все используемые критические замечания, фактические данные, сравнительные материалы при этом подбираются таким образом, чтобы необходимое заключение было достаточно очевидным. Это далеко не все приемы, используемые в Интернет для создания нужной реакции и построения нужного поведения объекта манипулирования.

6. Информационно-психологические вирусы

Реализация методов управления людьми, особенно с использованием каналов распространения аудиовизуальной информации, привела к появлению понятия «информационный, или психологический вирус».

Выявление существования информационно-психологических вирусов позволяет по-новому посмотреть на базовые причины терроризма, фанатизма, одержимости, революций, войн, а также на роль религий, идеологий, прессы, радио, телевидения и конечно Интернета в обществе.

Так же как клетки и компьютеры, человеческое сознание содержит все, что необходимо для существования вирусов. То есть, в сети можно «подхватить» не только банальный вирус, который почистит ваш жесткий диск, но и вирус, который может «прочистить» вам мозги.

Существуют сравнительно безвредные информационные вирусы, такие как моды или вирусы сленговых выражений. Однако среди вирусов есть и крайне разрушительные, такие как вирусы тоталитарных, молодежных банд, фашистских идеологий, которые можно легко найти на соответствующих сайтах. Такие информационные вирусы могут программировать сознание человека на нанесение максимального вреда людям или самому себе, например, в виде самоубийства. Некоторые специалисты считают, что революции, войны и другие массовые безумства есть не что иное, как эпидемии, вызванные агрессивными информационными вирусами.

Основными свойствами информационного вируса являются:

- Функциональная ограниченность в виде узкой специализации его программ. Так, вирус гриппа вызывает только грипп, компьютерный вирус вызывает только вполне определенные нарушения в работе компьютера, а информационный вирус вызывает вполне определенные негативные состояния и действия человека или группы. Например, информационный вирус моды - это не то же самое, что информационный вирус тоталитарных сект, коих в Интернет можно найти не один десяток.

- Способность к внедрению в биологическую клетку, компьютер или человека путем преодоления или обмана механизмов защиты, то есть с помощью всех тех приемов, которые были описаны выше.

- Захват управляющих центров объектов атаки и подчинение этих центров самих объектов программам вируса, то есть вы и не заметите, как безобидный сайт станет для вас подобным наркотику.

- Изменение нормального состояния объекта путем ограничения, искажения или разрушения его функциональных возможностей, то есть вы начнете поступать в соответствии с психологической программой, о которой вы даже не подозреваете.

- Способность позволять своим жертвам выжить на длительный или короткий отрезок времени, для того чтобы они могли разносить этот вирус дальше, то есть поделиться со своими друзьями и знакомыми адресом «одного интересного сайта».

- Способность к широкому распространению в среде путем массового заражения объектов или субъектов, то есть ваших друзей, «подсевших» на тот же ресурс.

- Способность жить собственной жизнью и распространяться в среде без участия своего создателя (о котором, возможно, вы вообще никогда не узнаете).

Особенностью информационных вирусов является также способность образовывать «фильтры восприятия», с помощью которых происходит отбор поступающей к человеку информации, что создает существенные искажения воспринимаемой человеком реальности.

Одним из наиболее циничных распространителей информационных вирусов является интернет-реклама. Такие вирусы овладевают умами людей, подталкивают их к соответствующим прогулкам по интернет-магазинам, заставляя их покупать часто ненужные вещи. Для повышения эффективности воздействия информационных вирусов, используемых в рекламе и пропаганде, их нацеливают на базовые функции человека, связанные с его выживанием. Такие вирусы эксплуатируют в человеке реакции опасности, связанные со страхом, насилием, кровью, убийствами. Кроме того, широко используются вирусы, связанные с авторитетом, с сенсационностью, с чувством обиды на людей одной веры, нации, идеологии.

В настоящее время, когда психология развивается очень быстрыми темпами, разрабатываются приемы дополнительного усиления воздействия информационно-психологических вирусов, распространяемых через Интернет.

Заключение

Итак, Интернет владеет умами людей, или, во всяком случае, пытается ими завладеть. Для этого существует масса способов, методик и даже технологий, поэтому в данном случае человек - всего лишь объект информационного манипулятивного воздействия. Это происходит потому, что самой главной характеристикой манипулятивного информирования является то, что, предлагая пользователям вынести свое собственное суждение, Интернет создает лишь иллюзию независимости, объективности, возможности выбора из различных точек зрения и опоры на мнение аудитории.

Однако, мнение пользователей сети, у которых возникает негативная ответная реакция на определенную информацию, не распространяется на всю аудиторию воздействия. Массовая интернет-аудитория территориально разобщена и люди, потребляя информацию, находятся если не в одиночестве, то, по крайней мере, в малых группах и имеют возможность возразить разве что друг перед другом. Публичное выражение своего протеста в отношении текущей информации нереально, а именно она становится постоянно действующим инструментом манипулятивного влияния на людей, которые при современной системе интернет-информирования, обречены на пассивность и существование лишь в качестве объекта воздействия.

Но не все так плохо, как может показаться. Именно знание данных методик психологического воздействия на рядового пользователя глобальной компьютерной сети позволяет разгадать тайные информационные вирусы и скрытые технологии и обратить на них внимание, а значит, противостоять им хотя бы частично. В наше время более удобного и быстрого источника информации, чем Интернет просто нельзя представить. Поэтому отказываться от Интернет из-за угрозы быть подверженным психическому воздействию все-таки не стоит, нужно лишь иметь в виду то, что не все в сети правдиво и неоспоримо, и то, что практически никакая информация не является полностью проверенной.

Таким образом, к Интернет следует относиться чуть более критично, чем к другим источникам информации, и иногда подвергать сомнению то, что нам так старательно пытаются внушить с помощью огромного числа скрытых приемов и техник воздействия на наше подсознание, бурным цветом расцветающих на просторах всемирной паутины.

Список литературы

1. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М.: Астра-пресс, 2005.

2. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. - Екатеринбург, 1995.

3. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. - Дубна: издательский центр “Феникс”, 1997.

4. Мешкова Т.А. Социально-политические аспекты глобальной информатизации // Полис. М., 2002. №6.

5. Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М., 2005.

6. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М.: Мысль. 1973.

7. Шафрански Р. Теория информационного оружия. / Пер. В. Казеннова. - М., 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.