Рефераты. Интеллектуальные компьютерные технологии защиты информации

Способность к восстановлению системы и ее данных зависит от наличия резервной копии, с которой можно начинать восстановление. Резервные копии обычно хранятся на переносных носителях (например, дискетах, лентах), которые сами добавляют угрозу для безопасности (см. соответствующие разделы руководства), особенно если эти резервные копии содержат легко дешифруемую информацию, такую как документы пословной обработки. Следовательно, при планировании необходимо учитывать риски для безопасности, исходящие от самого механизма резервирования и восстановления.

Последняя из рассматриваемых проблем касается некоторых крупных компьютерных конфигураций (обычно поддерживающих многочисленные приложения), где безопасность поддерживается отдельной системой обеспечения безопасности. Особая осторожность здесь потребуется для обеспечения поддержания безопасности приложений в случае выхода из строя самой системы безопасности.

3.8.1 Потенциальные угрозы

Потеря конфиденциальности вследствие:

неадекватной защиты данных, хранящихся на резервных носителях (например лентах, дискетах);

выхода из строя не самого приложения, а защищающей его отдельной системы безопасности.

Потеря целостности и/или доступности вследствие:

случайной или умышленной потери или разрушения данных;

потери или разрушения системного или прикладного программного обеспечения;

сбоя оборудования, на котором работает система, или магнитных носителей (например дисков, дискет), на которых хранятся данные;

выхода из строя сети или каналов связи;

внешних факторов (например, пожара, пропадания питания, бомбового удара).

3.8.2 Пути снижения рисков

Убедиться, что безопасность системы и ее данных поддерживается даже в случае сбоя какой-либо защищающей ее отдельной системы безопасности.

Разработать и внедрить процедуры восстановления (например, от «дисков с зеркальным отображением» до полного «горячего резерва»), которые могут определить:

как долго может продолжаться производственный процесс без системы или ее данных и во что это обойдется;

какие существуют альтернативы (например, канцелярская система) и как долго они могут работать;

различные типы сбоев и их продолжительность;

при составлении проектов планов восстановления, привлекать пользователей системы и обеспечить получение их одобрения;

определить тип необходимых резервных копий, когда и как часто их необходимо делать, как быстро они могут понадобиться, где они должны храниться (т.е. на местах и/или в отдельных помещениях), и как долго их необходимо хранить - за технической консультацией обращайтесь к специалистам соответствующих служб;

обеспечить, чтобы резервные копии (особенно на переносных носителях) не представляли большего риска для безопасности, чем сама система, с которой они сняты - за технической консультацией обращайтесь к специалистам соответствующих служб;

четко распределить обязанности по изготовлению резервных копий и обеспечить понимание этих обязанностей;

обеспечить совместимость резервных копий данных и систем;

если система должна быть восстановлена в другом месте, проверить на совместимость систему и восстановительные программные средства;

регулярно тестировать планы восстановления;

проверять ранее сделанные резервные копии на читаемость;

оформлять процедуры резервирования и восстановления в виде документов (и хранить копию в удаленном месте);

регистрировать местонахождение, состояние и «возраст» всех резервных копий (и хранить копию в удаленном месте);

регулярно пересматривать все процедуры резервирования и восстановления.

3.9 Использование средств удаленной диагностики

В настоящее время многие поставщики как аппаратных, так и программных средств предлагают «средства удаленной диагностики» для своих продуктов. Эти средства позволяют поставщику входить прямо в систему по телефонной линии с целью диагностики проблем. Такая связь может использоваться поставщиком для предоставления экстренных или обычных новых версий программного обеспечения.

Предоставление поставщику прямого доступа в систему может снизить размер платы за сопровождение и наверняка ускорить оказание услуг. Наблюдается тенденция расширения поставщиками продвижения такой услуги. Доходит даже до того, что это ставится условием заключения контракта на сопровождение.

Хотя налицо некоторые преимущества использования каналов удаленной диагностики, в одинаковой степени существуют и определенные опасности. Если не установлен надлежащий контроль, такие каналы могут представлять основную угрозу конфиденциальности и целостности системы и ее данным, особенно если поставщик знает, как система поддерживает производственную деятельность организации.

3.9.1 Потенциальные угрозы

Потеря конфиденциальности вследствие:

доступа поставщика к уязвимым данным;

несанкционированного использования канала дальней связи;

перехвата сообщений между организацией и поставщиком.

Потеря целостности и/или доступности вследствие:

неконтролируемого или несанкционированного изменения поставщиком программного обеспечения или данных;

внешнего вмешательства во время передачи сообщений в санкционированное изменение программного обеспечения;

заражения компьютерным вирусом.

3.9.2 Пути снижения рисков

обеспечить, чтобы поставщики полностью сознавали свою ответственность и необходимость сохранения конфиденциальности и безопасности системы и ее данных. Проверять, какие устройства устанавливает поставщик. Они должны быть подтверждены письменным договором или контрактом;

отключать коммутируемый канал, когда он не используется;

использовать процедуру обратного дозвона для проверки происхождения запроса на установление связи;

вести журнал регистрации времени начала связи, совершенных действий и времени прерывания связи;

контролировать доступ по каналу связи в систему и к уязвимым данным с помощью паролей или аналогичных средств. Рассмотреть возможность временного удаления очень уязвимых данных прежде, чем разрешить установление соединения;

тестировать все новые версии программных средств, полученные по каналу удаленной диагностики, в том же объеме, что и программные средства, получаемые обычным путем;

шифровать все сообщения, передаваемые между организацией и поставщиком.

3.9.3 Обязательные правила

Не передавайте уязвимую информацию по сетям общего пользования или по другим сетям, находящимся вне контроля организации, если только она не защищена средствами шифрования или эквивалентными средствами (за консультацией обращайтесь к администратору безопасности).

Не подключайтесь ни к какой внешней услуге или линии связи без получения консультации у специалистов относительно прямых или непрямых последствий такого подключения и относительно особых правил, касающихся определенных типов линий связи или услуг. Это в особенности касается подключения к сети Internet.

4. Перечень стандартов Республики Беларусь, касающихся информационной безопасности

ГОСТ 28147-89. Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования. М.: Госстандарт СССР.

ГОСТ 31078-2002. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов. Типовое руководство.

СТБ ИСО/МЭК 9126-2003. Информационные технологии. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению.

СТБ ИСО/МЭК ТО 9294-2003. Информационные технологии. Руководство по управлению документированием программного обеспечения.

СТБ ИСО/МЭК 12119:1994. Информационные технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование

СТБ ИСО/МЭК ТО 12182-2003. Информационные технологии. Классификация программных средств.

СТБ ИСО/МЭК 12207-2003. Информационные технологии. Процессы жизненного цикла программных средств.

СТБ ИСО/МЭК 14764-2003. Информационные технологии. Сопровождение программных средств.

СТБ ГОСТ Р 51241-2003. Средства контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.

СТБ 1176.1. Функция хеширования.

СТБ 1176.2. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи.

СТБ 1221-2000. Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения.

СТБ 34.101.1 - 2001. Информационная технология. Методы и средства безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Ч. 1. Введение и общая модель.

СТБ 34.101.2 - 2001. Информационная технология. Методы и средства безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Ч. 2. Функциональные требования безопасности.

СТБ 34.101.3 - 2001. Информационная технология. Методы и средства безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Ч. 3. Гарантийные требования безопасности.

СТБ П 34.101.4-2002. Информационная технология. Профиль защиты электронной почты предприятия.

СТБ П 34.101.5-2003. Информационные технологии и безопасность. Общая методология испытаний продуктов и систем информационных технологий на соответствие уровням гарантий.

СТБ П 34.101.6-2003. Информационные технологии и безопасность. Задание по обеспечению безопасности. Разработка, обоснование, оценка.

СТБ П 34.101.7-2003. Информационные технологии и безопасность. Профиль защиты. Разработка, обоснование, оценка.

СТБ П 34.101.8-2003. Информационные технологии. Методы и средства безопасности. Программные средства защиты от воздействия вредоносных программ и антивирусные программные средства. Общие требования

РД РБ07040.1001-2002. Автоматизированная система межбанковских расчетов. Общие требования по обеспечению непрерывной работы и восстановления работоспособности участников в АС МБР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.