Рис. 1. Функциональная структура использования СИИ
Первый комплекс представляет собой совокупность средств, выполняющих программы (исполнительную систему), спроектированных с позиций эффективного решения задач, имеет в ряде случаев проблемную ориентацию. Второй комплекс - совокупность средств интеллектуального интерфейса, имеющих гибкую структуру, которая обеспечивает возможность адаптации в широком спектре интересов конечных пользователей.
Третьим комплексом средств, с помощью которых организуется взаимодействие первых двух, является база знаний, обеспечивающая использование вычислительными средствами первых двух комплексов целостной и независимой от обрабатывающих программ системы знаний о проблемной среде. Исполнительная система (ИС) объединяет всю совокупность средств, обеспечивающих выполнение сформированной программы. Интеллектуальный интерфейс - система программных и аппаратных средств, обеспечивающих для конечного пользователя использование компьютера для решения задач, которые возникают в среде его профессиональной деятельности либо без посредников либо с незначительной их помощью.
База знаний (БЗ) - занимает центральное положение по отношению к остальным компонентам вычислительной системы в целом, через БЗ осуществляется интеграция средств ВС, участвующих в решении задач.
– среды и медиа - печатных, онлайновых, телевизионных или видео;
– места обучения - дома, на рабочем месте, в учебном заведении;
– темпа обучения - с четко заданным темпом или не имеющим четкой структуры;
– механизмов поддержки - помощь тьюторов (преподавателей) по требованию, аудиоконференции или обучение с опорой на компьютер;
– моментов начала и завершения.
Многие учреждения используют этот термин в своих наименованиях: Открытый университет Великобритании; Колледж открытого доступа и Институт открытого обучения Чарльза Стёрта, Австралия; Информационная сеть открытого обучения и Организация открытого обучения, Канада; Национальный открытый университет Индии имени Индиры Ганди; Открытый университет Шри-Ланки.
Один из вариантов обучения, практикуемый сегодня: к студенту поступает информация, которую он изучает, а после сдает экзамен. Другой метод практиковался в Екатеринбурге при изучении языка. Информация выкладывалась на сервер, люди ее изучали и, допустим, через две недели должны были написать определенную контрольную. Так, блоками, они проходили всю программу, и в конце организаторы назначали время, в которое они сдают экзамен.
Остается понять, чем так привлекательно дистанционное образование, кроме сидения дома и возможности получить диплом западного образца.
Во-первых - это достаточно дешево, что немаловажно сегодня, когда всерьез идут разговоры о переводе ряда вузов на коммерческие рельсы. Здесь не надо платить за коммунальные услуги в вузах, аудиторные часы преподавателям и прочее, прочее.
Во-вторых, если на сервере выложен некоторый объем информации и есть возможность пользователю получить его без особых хлопот, - это неплохой шанс повысить его интеллектуальный уровень. А один пользователь плюс еще один ... глядишь, повысится культурный уровень нации в целом. Достаточно перспективным было бы искать способы совмещения разных типов образования.
Проблем у дистанционного образования, конечно, много: слабо разработаны методики, не отлажена сама технология учебного процесса, отсутствует финансирование. Корочки корочками, но обучение должно быть эффективным, то есть приносить знания. И такие, чтобы данный человек не мог получить их никаким другим способом. Заниматься же этим должны профессионалы, а не коммерческие организации.
А вообще, этот вид образования, как и все другие, - серьезное и важное дело. И может быть, через некоторое время многие будут проходить курсы по сети. Но единственное, что можно сказать точно: старого доброго очного образования оно не заменит.
, (1.1)
где a, b, c, d - численности коррелируемых групп.
Коэффициент ассоциации, как и пирсоновский коэффициент корреляции, изменяется от -1 до +1. Значимость можно проверить с помощью t-критерия Стьюдента. Нулевую гипотезу, которая сводится к предложению, что в генеральной совокупности этот показатель равен нулю, отвергают, если
, (1.2)
где n - количество тестируемых, кa - коэффициент ассоциации, tst - t-критерий Стьюдента, для принятого уровня значимости и числа степеней свободы k = n - 2.
Так как коэффициент ассоциации имеет прямое отношение к пирсоновскому критерию 2, на котором он основан, то распределение вероятных значений критерия 2 является непрерывным. Качественные же признаки дискретны, их числовое значение не распределяются непрерывно. Учитывая эту особенность, в формулу (1.1) принято вносить поправку Йейтса на непрерывность вариации, равную половине объёма выборки. И формула (1.1) принимает следующий вид:
. (1.3)
Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего он предназначен. Однако такое определение не разъясняет удовлетворительно значения валидности. В этом случае возникает новый вопрос: как мы узнаем, что тест измеряет то, для чего он предназначен? В действительности, существует много различных способов доказательства валидности тестов, и каждый из них соответствует разным аспектам этого значения.
Говорят, что тест является очевидно валидным, если о нем складывается впечатление, что он измеряет именно то, что подразумевается, особенно с точки зрения испытуемых
Конкурентная валидность - эта валидность оценивается по корреляции результатов данного теста с результатами других тестов. Так, если мы пытаемся установить конкурентную валидность некоторого теста интеллекта, мы будем изучать его корреляцию с другими тестами, валидность которых установлена.
Содержательная валидность. Этот термин применяется, в основном, по отношению к тестам достижений и может быть просто объяснён следующим образом. Если можно показать, что задания теста отражают все аспекты исследуемой области поведения, то тест является, по существу, валидным, при условии, что инструкции изложены ясно. Содержательная валидность не сводится к простой очевидной валидности, которая связан с внешним видом заданий теста. Если в тесте математических навыков тестируется умение перемножать выражения скобках и имеем задания вида (y + 2k)(2y - 3x) = ?, то трудно оспаривать валидность этого задания. Очевидно, содержательная валидность полезна только для тех тестов, для которых, как в данном случае, смысл, измеряемого параметра полностью ясен.
Дискриминативность - это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно “максимального” и “минимального” результата теста. При помощи тщательного конструирования теста можно обеспечить соответствующий уровень дискриминативности, а это именно то, в чем тесты значительно выигрывают по сравнению с другими формами испытаний. В общем, было обнаружено, что в оценке может быть использовано около девяти градаций [1], а в опросах, вероятно, наиболее эффективно использовать три градации: ниже среднего, средний уровень и выше среднего. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном распределении показателей (д = 1).
1. Алексеева И.Ю. "Знание как объект компьютерного моделирования."// "Вопросы философии", 1987, №3, с. 42-49.
2. Веб-сайт http://www.msclub.ce.cctpu.edu.ru.
3. Перспективы развития вычислительной техники.Кн.2. Интеллектуализация ЭВМ.М., 1989.
4. Петрунин Ю.Ю. "Искусственный интеллект как феномен современной культуры."// "Вестник Московского университета", 1994, №8, с. 28-34.
5. Тимофеев А.А. "Информатика и компьютерный интеллект", М., 1991
6. Уинстон П. Искусственный интеллект. М.1980.
7. Хант Э. Искусственный интеллект. М.1978.
8. Эндрю А. "Искусственный интеллект", М.: Мир, 1985
Страницы: 1, 2