Рефераты. Информатизация общества

1. Состояние и перспективы развития телекоммуникаций в сфере образования в России

Доступ образовательных учреждений к информационным ресурсам и современным видам сервиса глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей является важным фактором развития системы образования России и всего общества в целом. Создание единой информационной среды сферы образования невозможно без формирования и поддержки ее телекоммуникационной инфраструктуры. Уровень развития телекоммуникационных сетей сферы образования и науки в современном мире становится важным фактором стратегического развития государства. Телекоммуникационная инфраструктура сферы науки и образования должна обеспечить свободный и эффективный доступ образовательных учреждений к информационным ресурсам образовательных порталов, электронных библиотек, ресурсных центров. В настоящее время Россия существенно отстает от развитых стран как по количеству имеющих доступ в глобальные телекоммуникационные сети образовательных учреждений, так и по скоростям доступа и качественному составу и виду предоставляемых пользователям сетевых сервисов. Особенно это отставание заметно в сфере среднего общего образования. В настоящее время только около 2-3% школ России имеют Интернет-доступ, в том время как в США эта цифра составляет 98%, а в некоторых странах западной Европы 100%, причем особенно остро эта оторванность от основных источников информации чувствуется в сельских школах. При этом, если для школ США характерен широкополосный Интернет-доступ, то в России, это как правило, доступ по коммутируемому телефонному каналу.

Иначе обстоит дело в сфере высшего профессионального образования. В течение последних 5-6 лет в рамках межведомственной программы "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы", федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки", ряда программ Минобразования России был осуществлен масштабный комплекс работ по созданию научно-образовательных сетей RUNNet, RBNet, FREEnet, RELARN-IP, узлы которых на данный момент имеются в 55 регионах России, региональных научно-образовательных сетей. Научно-образовательные сети обеспечивают связность 35 центров высокопроизводительных вычислений, суммарная мощность которых составляет 830 млрд. операций в секунду. Крупнейшей научно-образовательной сетью России является сеть RUNNet. Через международный канал сети RUNNet проанонсировано более 3000 сетей класса С (200 различных префиксов). Общее количество пользователей сети RUNNet составляет около 800000 человек. Существенно изменилась инфраструктура информационных потоков. Так в настоящее время более 70% информационных обменов в сети RUNNet осуществляется внутри России в то время как еще несколько лет назад этот показатель составлял 10%. С учетом этого обстоятельства важным направлением работы становится объединение внутрироссийского информационного поля.

Создание корпоративных телекоммуникационных сетей науки и образования явилось важным шагом в продвижении новых информационных технологий в России. Тем не менее, существует ряд факторов, ограничивающих эффективность использования указанных сетей: отставание темпов роста пропускной способности названных сетей от потребностей вузов и других организаций сферы образования, недостаточная пропускная способность зарубежных линков рассматриваемых сетей, недостаточная связность различных телекоммуникационных сетей науки и образования между собой и с сетями других провайдеров, применение недостаточно эффективных и современных сетевых протоколов и протоколов маршрутизации в используемых сетях, методов сетевого мониторинга и распределения нагрузки. Другой важной проблемой является недостаточно энергичное внедрение и использование новых видов сетевого сервиса, позволяющих качественно повысить эффективность использования существующих телекоммуникационных сетей. Это становится особенно заметным в процессе превращения вузов и других организаций сферы образования в основных производителей научно-образовательных Интернет-ресурсов и услуг. Речь, в частности, идет о вводе в эксплуатацию системы образовательных порталов, в первую очередь которой входят:

- федеральный портал "Российское образование";

- естественнонаучный портал;

- портал "Педагогика общеобразовательной школы";

- портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование (философия, история, международные отношения, государственное и муниципальное управление);

- портал по экономике, менеджменту и социологии;

- портал по юридическим наукам;

- Российский портал открытого образования;

- портал "Гуманитарные науки";

- портал по информационной поддержке единого государственного экзамена (ЕГЭ);

- портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ.

Развитие телекоммуникационных технологий в сфере науки и образования России подразумевает в частности решение следующих задач:

- обеспечение возможно более широкого доступа к образовательным информационным ресурсам учреждений различных уровней образования и, в частности, учреждений среднего общего образования в сельской местности;

- развитие высокоскоростной магистральной инфраструктуры телекоммуникационной сети сферы образования и науки на базе арендуемых и собственных каналов связи;

- развитие региональных телекоммуникационных образовательных сетей;

- обеспечение международной связности телекоммуникационной сети сферы образования России;

- внедрение новых высокоэффективных телекоммуникационных протоколов и технологий, обеспечивающих гарантированное качество телекоммуникационного сервиса, расширение качественного состава и разнообразия видов сервиса.

Масштабность поставленной цели требует консолидации существующих ресурсов в рамках ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)", "Электронная Россия", "Интеграция", межведомственной программы "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" и программ Минобразования России".

Создание системы доступа образовательных учреждений к информационным ресурсам телекоммуникационных сетей может реализовываться на базе различных программно-технических средств и каналов связи, экономическая целесообразность использования которых должна определяться, вообще говоря, для каждого учебного заведения в отдельности с учетом его географического расположения, типа, численности и других факторов. Особую роль в силу неразвитости телекоммуникационной инфраструктуры в сельских регионах при решении задачи доступа к образовательным информационным ресурсам могут сыграть современные спутниковые технологии. Асимметричная природа спутниковых каналов связи позволяет строить экономичные схемы доступа к образовательным ресурсам на базе технологии DVB-S/RCS. Работы в этом направлении начаты в 2002 г.

Cпутниковый сегмент RUNNet в настоящее время использует спутник ЯМАЛ-100, а суммарная пропускная способность спутниковых каналов связи, замкнутых на Санкт-Петербург, составляет 10 Mb. 12 университетов сейчас имеют работающие станции спутниковой связи и используют спутниковый доступ для себя и региональных сетей.

При решении задач обеспечения доступа учебных заведений к информационным образовательным ресурсам необходимо максимально эффективно использовать существующую телекоммуникационную инфраструктуру сферы образования. В связи с этим второе направление развития транспортной инфраструктуры и телекоммуникационной связности учреждений общего и профессионального образования связано с развитием магистральной и региональных компонент отраслевой телекоммуникационной сети сферы образования RUNNet на основе собственных и арендуемых каналов. При этом в полной мере может быть использован потенциал ведущих региональных вузов, которые должны стать опорными центрами, обеспечивающими эффективный доступ к информационным образовательным ресурсам для всей системы образования, стать технологической базой для консультационных и сервисных услуг. Основными частями этого направления работ должны стать следующие:

- организация и развитие региональных узлов сети RUNNet, обеспечивающих подключение к сети Интернет учреждений общего и профессионального образования своего региона;

- обеспечение пропускной способности арендуемых магистральных телекоммуникационных каналов на основных направлениях Москва-Новосибирск, Москва-Екатеринбург, Москва-Ростов, Москва-Самара, Москва-Нижний Новгород и других до величин 34-45 Мбит/с. и выше.

Одним из основных параметров, характеризующих уровень экономического и технологического развития страны, является емкость, определяющая выход научно-образовательных сетей в глобальный Интернет. Так сеть науки и образования североевропейских стран NORDUNet, которая является партнером Министерства образования России, и сети RUNNet в сетевой деятельности имеет глобальную Интернет-связность 10 Гбит/с. Для сравнения: в настоящее время сеть RUNNet имеет связность с глобальной сетью Интернет 155 Мбит/с. В связи с этим ближайшей задачей развития сети RUNNet является увеличение ее глобальной связности в 2003 г. до 622 Мбит/с. В рамках работ с NORDUnet решается задача связности сегмента IPv6 RUNNet с мировым 6Bone. Некоторые специфичные сервисы (в качестве примера можно привести multicast IP), также поддерживаются на опорной сети RUNNet. NORDUnet в данном случае транзитная сеть в MBone.

Важную роль в развитии современных сетевых приложений и сервисов должна сыграть кооперация работ российских вузов с американскими и западноевропейскими проектами Internet2, GRID, NORDUnet2, NeDAP и др. В настоящее время в рамках сети RUNNet ведется и планируется к проведению ряд таких проектов.

2 Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг в России

Настоящая Концепция определяет перспективы дальнейшего развития российского рынка телекоммуникационных услуг и роль государственного регулирования в процессе его развития. В рамках настоящей Концепции рассматриваются вопросы развития телекоммуникационных услуг. Вопросы развития почтовых услуг, радио и телевидения должны быть определены отдельными документами.

Целью настоящей Концепции является разработка мер, направленных на создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих:

-- удовлетворение растущих потребностей в услугах связи и ускоренное развитие национальной инфраструктуры;

-- предоставление общедоступных услуг связи в каждом населенном пункте России;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.