Рефераты. Информационные технологии

Первые разработки, позволившие объединить разные информационные системы, выполняли специалисты ВНИИЖТа. В ИВЦ Октябрьской, Куйбышевской, Южно-Уральской, Целинной железных дорог были достигнуты значительные результаты в создании автоматизированной системы организации перевозки грузов по безбумажной технологии.

Между тем в МПС происходили структурные изменения. В 1988 г. Главное управление вычислительной техники было реорганизовано и вошло в состав Главного управления сигнализации и связи в качестве Управления вычислительной техники. Был ликвидирован самостоятельный орган, централизующий, объединяющий и координирующий создание информационных систем отрасли. Именно с того времени главки, а затем департаменты и хозяйства МПС стали самостоятельно заключать договоры на разработку, приобретать технику и программное обеспечение, что противоречило идеологии централизации создания информационных систем. Возникло множество организаций-разработчиков, создававших по заказам департаментов независимо эксплуатирующиеся задачи. В результате данные дублировались, порой многократно, возникали параллельные потоки при сборе и передаче информации.

ГВЦ становится интеллектуальным центром, организующим и направляющим работы по созданию современных программно-технических комплексов, изменению структуры управления вычислительными ресурсами отрасли, разработке новых информационных технологий.

В эксплуатацию вошли новые машинные залы, центр управления производством, оснащенный новейшими системами управления вычислительными процессами ГВЦ. В начале 1990-х годов специалисты принимали активное участие в выставках, совещаниях, семинарах по новым технологиям, неоднократно проходили зарубежную стажировку по применению современных программно-технических решений. Были изучены информационные системы управления на железных дорогах США, Великобритании, Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Польши. Полученные знания использовались при формировании новых подходов к автоматизации управления перевозочным процессом. Было написано два учебника по информационным технологиям и по телекоммуникациям для вузов и техникумов, а в ГВЦ открыт филиал МИИТа, в котором свыше 78 сотрудников без отрыва от производства получили высшее образование.

С 1995 по 2000 г. в отрасли прошла информационно-технологическая реформа. Была осуществлена планомерная замена программно-технических средств, определены принципы новых технологий. Приступили к созданию новых информационных систем и внедрению новых информационных технологий в управление производственной деятельностью на железных дорогах. Все это вместе позволило вывести вычислительную отрасль железнодорожного транспорта на уровень мировых достижений и обеспечить дальнейшее развитие в выбранном направлении.

С начала 1995 г. в ГВЦ прошло очередное техническое переоснащение. Там появились две ЭВМ IВМ 9672 R 31 - первые машины класса mainframe, имевшие самую передовую по тем временам архитектуру. Были использованы стандартные средства СУБД и инструментальные средства SAS Institute, позволившие значительно продвинуться в разработке прикладных задач. Новый программно-технический комплекс стал базой для эксплуатации современных АСУ.

Принципиально важно, что в то время в ГВЦ начали проводить единую политику программного и технического перевооружения вычислительных центров, координировать их действия в развитии ПТК, внедрении и эксплуатации новых систем. По предложению ГВЦ и Дирекции Совета по железнодорожному транспорту выполнена основополагающая и результативная работа по созданию единого информационного пространства железных дорог государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики. Организована комиссия специалистов по информатизации железнодорожного транспорта, первым председателем которой был утвержден А.П. Писарев.

Структура информатизации предусматривала формирование информационной среды и инфраструктуры. На прикладном уровне предстояло создать комплексы информационных технологий по управлению: перевозочным процессом; маркетингом, экономикой и финансами; инфраструктурой железнодорожного транспорта; персоналом и социальной сферой.

Начался новый этап в развитии информационных технологий, предоставивший колоссальные возможности для совершенствования управления производственной деятельностью.Достигнутый уровень информатизации отрасли позволил создать систему фирменного транспортного обслуживания. Начал работать и успешно функционирует Центр фирменного транспортного обслуживания.К 1998 г. была реализована современная программно-техническая среда, соответствующая мировому уровню. Произошли изменения в структуре управления информатизацией. ГВЦ становится головным центром по эксплуатации информационных систем, ему в оперативном отношении подчинены ИВЦ железных дорог. В функции ГВЦ вошли новые направления по эксплуатации СПД, обеспечению информационной безопасности, по информационной поддержке железных дорог государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и др.

В 1999 г. в эксплуатацию вошел экономичный сервер IBM 9672 R36 ряда G5, обеспечивающий 12-кратную масштабируемость и позволяющий наращивать мощности. Устанавливается робот-хранилище Storage Tek объемом 13 Тбайт и реализуется новая стратегия хранения данных, принятая в мировой практике построения систем внешней памяти. Освоены операционные системы 0S/390, СУБД АDABAS, ОRACLE, DВ2, новые инструментальные средства SAS Institute. Появилась возможность строить и развивать автоматизированные системы реального времени по управлению перевозочным процессом, обработке финансовых документов и др.

В 2000 г. программно-технический комплекс снова модернизируется. Осуществляется перевод производства на две машины IВМ 9672 R36, что повышает надежность и увеличивает производительность системы. Вводятся в эксплуатацию крупнейшие автоматизированные системы: ДИСПАРК, ЕК АСУФР и др., внедрение которых в значительной степени изменило технологию работы функциональных служб дорог. Осуществляется промышленная эксплуатация около 200 информационных систем. Внедрение СПД и высокоскоростных каналов позволяет перейти к сетевой структуре обработки данных и реализовать систему управления вычислительными ресурсами отрасли. Инфраструктура предоставляет большие возможности для полномасштабной реализации wев-технологий, технологий защиты и обеспечения достоверности отраслевых информационных ресурсов.

Сегодня АСУ РЖД состоит из более 600 интегрированных автоматизированных систем и клиентских приложений, она представляет собой распределенную информационную систему по направлениям производственной деятельности компании. С помощью информационных систем осуществляется управление перевозочным процессом, сбытом и организацией грузовых и пассажирских перевозок, корпоративной инфраструктурой и подвижным составом, экономикой, бюджетированием, финансами и ресурсами, стратегическим развитием, инвестиционной и информационной деятельностью, информационной безопасностью, унификацией и интеграцией автоматизированных систем.

3. Автоматизированные системы управления

Функции управления

Функции управления - это наиболее общие задачи, которые приходится решать управляющему любой системы управления. Все функции управления подразделяются на два класса: планирование и оперативное управление.

Планирование представляет собой деятельность по первоначальному проектированию системы управления, она осуществляется до начала жизненного цикла данной системы. Различают стратегическое и тактическое планирование. Стратегическое планирование включает следующие основные функции: выбор цели, постановку задачи управления, проектирование системы управления. В отличие от тактического планирования стратегическое является более укрупненным, оно проводится без декомпозиции цели и, как правило, без проектирования технологии управления. Тактическое планирование предусматривает уточненное проектирование системы управления, проектирование траектории ее движения и технологии управления.

Оперативное управление осуществляется в течение жизненного цикла системы управления, который, как уже известно, складывается из отдельных циклов управления. На каждом из этих циклов управляющий может выполнять следующие функции:

1. Учет или обработка информации о текущем состоянии системы управления (перечень задач, относящихся к обработке информации. В результате выполнения этой функции (решения этой задачи) формируются данные, несущие информацию о текущих состояниях всех элементов системы управления и в первую очередь - о текущем состоянии объекта управления (обычно в виде набора текущих значений параметров).

2. Контроль достижения цели (подцелей). В ходе решения этой задачи текущие значения параметров сравниваются с целевыми, выявляются отклонения. Если отклонения отсутствуют, то это означает, что цель или подцель, предусмотренная технологией управления, достигнута и осуществляется переход к решению следующей задачи (подзадачи) управления, предусматривающей выдачу определенного набора управляющих воздействий (см. ниже функцию 4). Если же имеются отклонения текущих значений параметров от целевых, то это означает, что система управления перешла в новое состояние, не предусмотренное технологией управления, и требуется принятие решений (функция 3).

3. Принятие решений. В процессе принятия решений управляющий анализирует текущие значения параметров, отклонения их от целевых, и, согласно принципу управления по отклонениям, намечает управляющие воздействия, которые нужно осуществить для возврата на заданную траекторию и в соответствии с которыми он затем перепроектирует систему управления и реализуемую ей технологию.

4. Регулирование или подготовка и выдача управляющих воздействий. В результате выполнения данной функции на объект управления системы выдаются управляющие воздействия, переводящие объект в новое состояние, и управление данным объектом, как и всей системой управления, переходит в новый цикл, включающий те же вышеперечисленные функции оперативного управления 1-4.

Отметим, что разбиение оперативного управления на выделенные четыре функции также достаточно условно, как и деление его на основное и дополнительное- четкая граница между этими функциями отсутствует. Например, принятие решений можно рассматривать и как обработку информации (управляющий получает одну информацию в виде сводки и выдает другую в виде приказа), и как подготовку управляющих воздействий. Такое разбиение, однако, подчеркивает особую роль управляющего в системе управления и особую трудность решаемых им задач по перепроектированию данной системы.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.