Рефераты. Информационные ресурсы органов власти

· финансы, капиталовложения;

· агропромышленный и строительный комплексы;

· транспорт и связь;

· внешнеэкономические связи, торговля;

· рыночная инфраструктура;

· чрезвычайные ситуации.

Третий раздел - «Портрет региона» имеет объем порядка 300 документов. Массив предназначен для обеспечения пользователей информационно-аналитическими документами по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития регионов России. Раздел включает подразделы:

· общие сведения,

· социально-экономическая и общественно-политическая ситуация,

· социальная сфера,

· кризисная ситуация.

Ежемесячно пользователям по их запросам предоставляется информация объемом от 500 до 5000 документов.

Количество пользователей в 75 субъектах РФ - 176.

Фонд показателей ИТКС основан на перечне, включающем данные о социально-экономической и общественно-политической ситуации, по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), по разделам «Финансы», «Внешнеэкономическая деятельность». Он предназначен для хранения числовых значений по показателям, характеризующим социально-экономическое и общественно-политическое положение регионов России и РФ в целом. Фонд содержит цифровые данные более чем по 900 показателям, структурированным в двенадцати разделах: макроэкономика; финансы, кредит, бизнес; приватизация; внешнеэкономическая деятельность; промышленность; сельское хозяйство; капитальное строительство; транспорт; уровень жизни; потребительский рынок; демография и занятость населения; экология.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИСТРЫ И КАДАСТРЫ

Важнейшей частью системы государственных информационных ресурсов РФ являются государственные регистры и кадастры. До сих пор не существовало единого перечня государственных регистров и кадастров, хотя отдельными законами и постановлениями принимались решения о создании тех или иных кадастров. Впервые такой перечень появился в проекте «Концепции использования информационных технологий и деятельности федеральных органов государственной власти до 2010г.», опубликованной в ноябре 2003г.

Регистры выступают в качестве основного источника информации об объектах государственного управления, совместно используемых заинтересованными органами государственной власти.

Огромное значение для решения широкого спектра экономических, социальных, политических задач имеет информация о субъектах (т.е. об юридических и физических лицах), фиксируемая в разного рода регистрах и реестрах.

К таким информационным ресурсам относятся:

· Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО),

· Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций,

· регистры отдельных групп населения,

· регистр научных организаций,

· регистр промышленных предприятий,

· регистр сельскохозяйственных предприятий,

· регистр подрядных организаций,

· реестр экспортеров и импортеров РФ, а также другие многочисленные системы учета юридических и физических лиц.

Практически все эти информационные ресурсы носят ведомственный характер. В то же время часто возникает необходимость использования разноплановой информации об одних и тех же субъектах.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Управление регионом сводится к решению нескольких комплексов самостоятельных задач, взаимосвязанных единством стратегических целей: определение приоритетов развития региона, разработка стратегии социально-экономической эволюции, формирование консолидированного бюджета и контроль за его исполнением, управление социальной сферой, содействие деятельности и регулирование отношений хозяйствующих субъектов региона, управление использованием региональных ресурсов.

Основой информационного обеспечения задач управления являются первичные информационные ресурсы, характеризующие регион или муниципальное образование как объект, обладающий природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. На базе этих ресурсов осуществляется обработка и агрегирование данных по объектам, субъектам, функциям, процессам и др. Готовится аналитическая, прогнозная, справочная, другая агрегированная информация, необходимая органам власти как для оперативного мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и стране, так и для выработки стратегии управления.

В течение 3-5 лет в региональных и муниципальных органах управления субъектов РФ было создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов функциональных автоматизированных информационных системах (АИС), эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей. Ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках федеральных программ ведомственного характера.

Основные направления развития информационных ресурсов региональных органов управления проиллюстрированы следующими примерами.

Создание системы информационного обеспечения руководителей администрации Ярославской области осуществляется в строгом соответствии с областным Законом «Об информационном обеспечении органов власти Ярославской области» и постановлением губернатора «О политике в сфере информатизации». Формирование ИР осуществляется путем интеграции разноаспектной управленческой информации на каждом уровне. Сеть органов государственной власти Ярославской области возглавляют Управление информатизации и технических средств и Аналитический центр.

Аналитический центр ведет системы информационного анализа, важнейшими из которых являются:

· информационно-графическая система анализа региональной инфраструктуры «TERRA» - систематизированный свод данных о земельных, водных, лесных ресурсах, сырьевых источниках, промышленном и сельскохозяйственном комплексе, объектах социальной сферы;

· информационная система анализа экономической и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов «FACT», которая содержит сведения о более чем 300 крупнейших предприятиях и фирмах области, определяющих экономическую ситуацию в регионе;

· эталонная база данных нормативных актов Ярославской области - БД «АСТ»;

· информационно-поисковая система «Ярославия», выполненная в технологии гипертекста с элементами мультимедиа;

· система социологического мониторинга в регионе.

По заказам администраций в Туле, Калуге и Серпухове созданы электронные экологические базы данных, которые используются административно-управленческими структурами городов, госархитектурой, санитарно-эпидемиологическими службами, налоговыми инспекциями, службами охраны окружающей среды, проектами и научно-исследовательскими институтами региона.

В Краснодаре совершенствование информационного обеспечения связано с начавшейся земельной реформой и приватизацией объектов недвижимости, их систематизацией, анализом и регистрацией. Руководство города поставило задачу объединения информационных ресурсов территории в единый блок по недвижимости. В стадии формирования и оптимизации находятся ресурсы:

· департамента информационных ресурсов мэрии, который становится организационно-аналитическим центром по информации мэрии;

· департамента по муниципальным ресурсам, который ведет реестр муниципальных объектов недвижимости (зданий, сооружений);

· земельного кадастра Городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству, который работает в тесном сотрудничестве с органами архитектуры и градостроительства и федеральным земельным органом;

· бюро технической информатизации города, которое имеет огромные объемы информации по объектам недвижимости, в основном индивидуальной застройки.

В Воронежской области под руководством Комитета по информационным ресурсам и коммуникациям при администрации региона начал выпускаться сборник «Информационные ресурсы Воронежской области», в котором собраны ресурсы, продукты, услуги, технологии и органов власти, организаций, предприятий и фирм, расположенных на ее территории.

В регионах России создаются кадастры и базы данных о природных ресурсах и экологии. В части использования региональными органами власти и управления внешней (нерегиональной) информации большую роль играют различные информационные службы, как государственные, так и коммерческие, а также ИР межрегиональных телекоммуникационных сетей, предлагающих на территории региона комплексы своих услуг и продукции.

Важным направлением для совершенствования информационного обеспечения территориальных органов власти и управления является внутритерриториальная интеграция и оптимизация ИР региона независимо от формы собственности этих ресурсов и статуса владельцев, так как только в этом случае обеспечиваются комплексность, оперативность, полнота и актуальность информации, необходимой для жизнедеятельности региона и его органов власти и управления в первую очередь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственные информационные ресурсы [10] - это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

· федеральные ресурсы;

· информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

· информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

· государственного управления;

· обеспечение прав и безопасности граждан;

· поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.

Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1. информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2. информационные ресурсы, ориентированные на внешнего использователя.

Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

Список использованных источников и литературы

1. Антопольский, А.Б. Государственная политика в сфере информационных ресурсов/ А.Б. Антопольский. - М.: НТЦ Информрегистр, 2001. - 230 с.

2. Арский, Ю. Опыт работы ВИНИТИ на информационном рынке/ Ю. Арский, В. Цветкова, Т. Полунина// Информ. ресурсы России. - 2000. - №4 - С. 5-6

3. Белоногов, Г.Г. Языковые средства автоматизированных информационных систем/ Г.Г. Белоногов, Б.А. Кузнецов. - М.: Наука, 1983. - 157 с.

4. Когаловский, М.Р. Энциклопедия технологий баз данных/ М.Р. Когаловский. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 222 с.

5. Юдина, Т.Н. Научный Интернет - ресурс для социально-гуманитарных исследований/ Т.Н. Юдина// Всероссийская научная конференция «Электронные библиотеки - 2001». - Петрозаводск, 2001. - 267 с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.