Рефераты. Информационные процессы, кодирование и сбор информации

Пример.

«Всё, иду сегодня в театр», -- твердо решили вы в одно прекрасное воскресное утро. -- «Узнать бы, какой сегодня спектакль!».

Итак, цель определена: выяснить автора и название пьесы. Как будет решаться поставленная задача?

Ваши возможные действия

Вполне возможный результат

1. Поискали газету, где, кажется, был еженедельный репертуар

Не нашли

2. Вспомнили, что в 7.40 по радио обычно передают театральную афишу

Обнаружили, что ваши часы показывают уже 8.10

3. Позвонили по телефону другу-театралу, который уж точно в курсе

Друга не оказалось дома

4. «Ну уж справочная-то все знает!», -- решили вы, набирая на телефоне номер 09

«Таких справок не даем», -- огорченно слышите в ответ

Вы затратили время и энергию, а задачу не решили. Это -- результат неэффективно организованного поиска информации.

Пример.

Вы задумались о том, какую профессию выбрать, и решили, что она должна быть связана с производством и использованием компьютеров. Какие это профессии, в каком учебном заведении и на каком факультете можно приобрести такую специальность, вы пока не знаете. Первое, чем вам придется заняться, -- это поиск информации.

Что вы можете предпринять?

Ожидаемый результат

Этап поиска

Поговорить с родителями

Получение совета с чего начать + психологическая поддержка

Определение направления поиска

Обратиться в профориентационный центр

Получение перечня профессий, отвечающих вашим интересам

Предварительное знакомство

Взять в библиотеке справочник для поступающих в вузы

Получение краткой информации о вузах, факультетах и специальностях. Выбор адресов

Конкретизация информации

Послать запросы в приемные комиссии выбранных вузов

Получение рекламных проспектов и условий приема в данный вуз

Уточнение информации

Побеседовать со студентами или выпускниками выбранного факультета

Получение субъективных и эмоциональных оценок их специальности (профессии)

Углубление полученных представлений

Хорошенько все обдумать и обсудить ситуацию с родителями

Укрепление своего решения или отказ от него и возврат к началу

Анализ полученной информации

Успех вашего выбора в большой степени будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации.

Используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.

Методы поиска информации:

* непосредственное наблюдение;

* общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

* чтение соответствующей литературы;

* просмотр видео-, телепрограмм;

* прослушивание радиопередач и аудиокассет;

* работа в библиотеках, архивах;

* запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

* другие методы.

В процессе поиска вам может встретиться самая разная информация. Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение. То есть процесс поиска информации практически всегда сопровождается ее отбором. Всё это вместе называют процессом сбора информации.

Чтобы не утонуть в «море информации», учитесь отбирать только информацию, полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают всё без разбора.

Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, грамотно осуществить процесс сбора информации -- вот умения, которые становятся решающими в информационном обществе.

С информацией, которую мы ищем, всегда ассоциируется некоторая известная нам информация, которая в виде ключа или поискового предписания служит опорой для поиска и отбора информации.

Пример.

Вы хотите в адресном бюро узнать адрес человека. Известные вам фамилия, имя, отчество и возраст ассоциируются с неизвестным нам адресом и служат ключом к его поиску.

В библиотечном деле термин «поиск информации» имеет родственное, но всё-таки другое значение. Он относится к методам отыскания (например, с помощью ключевых слов и индексов) текстов или ссылок на работы по некоторой теме.

Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по интересующему вопросу в хранилищах информации стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.). Но если вспомнить библиотечный каталог, то понятно, что из его карточки можно очень мало почерпнуть о содержании того документа, который она представляет. В лучшем случае -- название, фамилии авторов, год и место издания, краткую аннотацию. Следующим шагом в ускорении поиска информации стало создание специальных реферативных (обзорных) журналов.

Подлинный переворот в службе хранения, отбора информации произвели автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС). Использование ИПС (электронного каталога) позволяет сэкономить время и усилия, затрачиваемые на просмотр ящиков, заполненных карточками. Кроме того, появляется возможность существенно сократить пространство хранилищ, отводимое для размещения самих каталогов.

Вывод

Информационный процесс -- совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информация проявляется именно в информационных процессах.

Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.

К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.

Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.

Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.

Знак вместе с его смыслом называют символом. Используемый для кодирования конечный набор отличных друг от друга знаков называется алфавитом.

Алфавит, состоящий из двух знаков, называется двоичным алфавитом.

Кодированием называется процесс преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.

Кодом называется правило для преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.

Кодирование используется при хранении, передаче информации, представлении ее на носителе.

Длиной кода называется количество знаков, которое используется для представления кодируемого символа.

Код может быть постоянной и переменной длины.

Если длина кода равна п, то с помощью алфавита, состоящего из k знаков, можно закодировать различных состояний.

Для кодирования М различных состояний кодом постоянной длины с помощью алфавита из k знаков, требуется длина кода, равная

В вычислительной технике в настоящее время широко используется двоичное кодирование с алфавитом {0,1}. Наиболее распространенными кодами являются ASCII, ДКОИ-8, Win1251.

Сбор информации состоит из процессов поиска и отбора информации.

Сбор информации всегда осуществляется с определенной целью, которая во многом определяет выбор методов поиска и критерии отбора найденной информации.

Методы поиска информации:

* непосредственное наблюдение;

* общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

* чтение соответствующей литературы;

* просмотр видео-, телепрограмм;

* прослушивание радиопередач и аудиокассет;

* работа в библиотеках, архивах;

* запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

* другие методы.

Поиск информации всегда сопровождается её отбором.

Отбор информации предполагает оценку найденной информации по степени полезности, актуальности, достоверности и выбор только информации, полезной для решения поставленной задачи.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.