Рефераты. Информационное общество

В информационном обществе необходимо найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека.

Стимулирующими деятельность человека усилителями могут быть:

- гарантии повышения общественного статуса;

- возможность получения элитного образования;

- общественная известность.

- специальная организация социально-экономического пространства.

Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе. Основными чертами трудовой деятельности будут являться:
- физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.
- из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения; в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять профессию.
- повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости.
- встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда, готовность к этому представителей других социальных групп.
Так, например, компьютерный программист в США в среднем имеет около 40 тыс. $ в год ( для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до 47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год) Тершенко С.С. Информационное общество и информационная Россия на рубеже веков // НТИ - СЕР. 1 - 2002, № 7 С. 30-39.
- возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятого информационным трудом.
Сегодня тотальная электронная слежка охватывает в США около 2/3 из 12 млн. работающих у дисплеев и распространяется с рабочих и служащих уже на специалистов инженеров, бухгалтеров и врачей. В итоге растут “технострессы”, требования работников вернуться к персонифицированному контролю как “допускающему диалог”, протесты против вторжения в “приватную область” трудовой жизни, множатся призывы социологов доверять новым поколениям работников, полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в целях и экономического, и социального прогресса современного производства.
Важны моментом является необходимость осуществления руководства в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, обеспечение экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия и этом процессе.

РЕСУРСЫ ИЛИ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Самой актуальной и острой в мире является проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов. Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов.

Понятие “информационного ресурса общества” является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.

Понятие информационного ресурса находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т.д.

Информационный ресурс общества может быть определен как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”.

Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс.

Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Данная глава посвящена последним тенденциям и развитию на мировом ИТ - рынке.

В ней использованы материалы, представленные международными аналитическими компаниями, в том числе IDC International Data Corporation, IDC -- одна из ведущих исследовательских и консалтинго-вых компаний мирового рынка, помогающих клиентам понять тенденции технологии и элек-тронной торговли для разработки эффективной стратегии ведения бизнеса Дополнитель-ную информацию можно найти на сайте htlp://www,idcrussia.ru,, Gartner Dataquest Международная аналитическая компания Gartner -- мировой лидер а области аналити-ки информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций. Деятельность компании носит глобальным характер: имеется несколько исследовательских центров в Америке, Европе. Азии, Австралии и 80 представительств в различных странах мира. Число штатных анали-тиков, постоянно работающих в компании, составляет более 1200. Клиентами Gartner явля-ются 11 000 организаций в мире (www.gartner.com),, Forrester Research, NUA и рядом других.

Прежде всего отметим, что прогнозы аналитиков относительно возможного подъема индустрии информационных технологий в 2002 году не оправдались. И вместо планируемого выхода из кри-зиса в 2002 году продолжилось сокра-щение большинства ключевых сегмен-тов ИТ-рынка.

Крупнейшие корпорации, такие как Intel и SAP, обычно триумфально за-вершавшие каждый квартал, не смог-ли достичь прогнозировавшихся пока-зателей во 2 квартале 2002-го и скор-ректировали прогнозы на второе полу-годие в сторону снижения,

Многие аналитики говорят о том, что проблемы, с которыми столкнулся миро-вой ИТ-рынок в 2002 году, принципиаль-но отличаются от тех, что послужили причинами спада в прошлом. Кризис, начавшийся в 2001 году и совпавший с трагедией 11 сентября, был вызван не столько политическими событиями, сколько насыщением спроса в ряде ключевых сегментов рынка- По ситуа-ции, сложившейся на конец 2002 года, в кризисе оказались крупнейшие потре-бители ИТ-продукции -- банковский и телекоммуникационный секторы. Такие события, как банкротство WorldCom и Global Crossing, а также гигантские дол-ги Deutsche Telecom и других крупней-ших операторов связи не способствова-ли росту оборотов на ИТ-рынке.

В конце ноября 2002 года ЮС пред-ставила данные, согласно которым ми-ровая ИТ-индустрия переживает в на-стоящий момент наиболее тяжелые времена и по сравнению с предыдущим годом объемы продаж ее продукции со-кратились на 2,3%.

В конце 1990-х бум в ИТ-отрасли пред-ставлялся необратимым; инвестиции в отрасль и закупки ИТ-продукции не пре-кращались даже в относительно неудач-ные периоды. Перспективы электронно-го бизнеса казались безграничными.

В начале кризиса 2001 года негатив-ные тенденции затрагивали одновремен-но не более одного-двух секторов ИТ-индустрии (к примеру, замедление рынка компьютеров и микросхем наблюдалось на фоне развития рынка в коммуникаци-онном секторе и рынка программ). В 2002 году стало очевидно, что для цело-го ряда направлений ситуация складыва-ется проблемно. В развитых странах спрос на рынке персональных компьюте-ров, программного обеспечения и сото-вых телефонов оказался насыщен.

Особенно серьезно пострадали рын-ки аппаратного и программного обеспе-чения. В секторе аппаратного обеспече-ния существенное падение было вызва-но не только проблемами на рынке ПК, но и снижением цен на «тяжелые» сер-веры и устройства хранения данных. Оба эти сектора могут рассчитывать в 2003 году лишь на небольшие прибыли.

Усилилось разочарование в возмож-ностях электронной коммерции. Мно-гие электронные торговые площадки не принесли ожидаемой отдачи и были закрыты.

Положительные темпы роста ИТ-индустрии в 2003 году обусловлены тем, что, несмотря на общие кризисные тен-денции. сохраняются растущие сегмен-ты. Так, интенсивно растет сегмент уп-равления бизнес-процессами. Аналити-ки отмечают убежденность руковод-ства в ценности и окупаемости ИТ; вы-сокие темпы инновации, стимулирую-щие спрос; старение используемых технологий, рождающее потребность в обновлении ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.