По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации - это данные статистического бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработан-ные на предприятии и т.д. Система внешней информации - это данные статистических сборников, периодических и специаль-ных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяй-ственно-правовые документы и т.д.
По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для бо-лее полной характеристики изучаемой предметной области.
По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимо-сти, например сведения о новом конкуренте.
Регулярная информация в свою очередь классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное вре-мя (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), ус-ловно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, норма-тивы) и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объек-та на определенную дату).
По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обсле-дований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработ-ки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).
В деятельности крупных фирм передача информации является непремен-ным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности све-дений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи ор-ганизации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продук-цией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным ка-налам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для при-нятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов.
Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства от-клонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.
Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей фирмы и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд и по-тенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности.
Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отче-тов, предложений для выработки и принятия управленческих решений.
Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информа-ции предъявляются определенные требования:
- краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
- удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
- точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
Важную роль в использовании информации играют способы ее регистрации, об-работки, накопления и передачи; систематизированное хранение и выдача информации в требуемой форме; производство новой числовой, графической и иной инфор-мации. Другими словами необходимо рассмотреть технологию информационной деятельности.
Информатизация менеджмента в современных условиях ба-зируется в основном на использовании вычислительной техники. Это -- многоаспектный процесс, включающий в себя:
- формирование соответствующей технико-технологической базы (с применением но-вейших информационных технологий и современных электронно-вычислительных и коммуникационных средств);
- организацию про-изводства и сферы распределения информационно-вычислитель-ных услуг;
- отработку механизма информационного обслуживания и создание действенной системы управления данными процессами;
- внедрение и эксплуатацию прогрессивных форм, методов и средств проведения информационной деятельности в процессах управле-ния, а также создание для этого необходимых материально-техни-ческих, организационно-экономических и социальных условий.
Использование вычислительной техники и информационных технологий в сфере управления открывает возможности более эко-номичной и рациональной организации информационных процес-сов, повышения их гибкости и динамичности, расширения диапазо-на анализируемых факторов при принятии решений и факторов их обоснований. В конечном итоге вся масса преимуществ использова-ния электронно-вычислительной техники позволяет повысить мно-гократно уровень управления.
Эффективное применение ЭВМ зависит от следующих условий:
- создания самих вычислительных машин;
- создания для них программного обеспечения;
- подготовлен-ности среды применения.
Оснащение электронной техникой позволяет экономить управленческие и на-кладные расходы:
- значительно повышает эффективность проектно-конструкторских работ;
- обеспечивает эффективное внутрифирменное планирование;
- заменяет в кон-торском деле секретарей-машинисток, делопроизводителей;
- в бухгалтерском деле облегчает составление письменных финансовых документов, осуществление бескас-совых связей с банками и финансовыми учреждениями.
Во внутрифирменной системе информации используются следующие виды вычислительной техники:
- ЭВМ крупногабаритные и персональные;
- микропроцессоры;
- средства телекоммуникаций;
- электронные пишущие машинки, композеры, терминальные устройства со встроенной микроЭВМ;
- средства автоматизированной обработки текстовой информации.
ЭВМ используются, прежде всего, для обработки данных и решения расчетных задач. В современных условиях ЭВМ стали все чаще применять для обработки нечи-словой информации (текстовой, графической) и термин "вычислительная техника" перестал соответствовать характеру задач, решаемых с помощью компьютера.
Современные ЭВМ способны одновременно обрабатывать текстовую, цифровую и графическую информацию. В начале 80-х годов в крупных промышленных фир-мах объем обрабатываемой цифровой информации составлял около 10% всей обра-батываемой внутрифирменной информации, остальная часть приходилась на тек-стовую информацию. Обработка текстовой информации осуществлялась с примене-нием технических средств, основанных на использовании встроенной микроЭВМ. В системе оперативного управления мини-ЭВМ чаще всего используются для:
- разработки оперативных планов производства и контроля за их выполнением;
- контроля движения запасов материалов, необходимых для процесса произ-водства;
- расчета заработной платы;
- контроля за поступлением заказов;
- анализа данных о сбыте продукции;
- регистрации поступления платежей;
- ведения учета и отчетности.
Важную роль играет использование ЭВМ в системе производственного контро-ля. Установленные на контрольных участках ЭВМ проверяют качество поступаю-щих на сборку частей и деталей (сверка веса, размеров допусков применительно к существующим стандартам).
В современных условиях получило развитие использование ЭВМ для автомати-ческого печатания текста с голоса без использования машинистки. Такие ЭВМ позволяют на 60 - 70% сократить затраты на ввод информации.
Развитие систем телекоммуникаций позволило объединить все технические средства обработки цифровой и текстовой информации в единую внутрифирмен-ную систему информации.
Наиболее эффективной считается система информации, основанная на одновре-менном использовании вычислительной техники и средств автоматизированной об-работки текстовой информации.
Автоматизированные системы быстрого поиска и выдачи информации создаются для хранения большого числа различных документов и облегчения пользования ими.
Организация за долгие годы работы накапливает много информации, а быстрый поиск становится возможным при эффективном размещении и хранении этой информации. Информационные базы данных включают весь комплекс статистических пока-зателей, характеризующих хозяйственную деятельность фирмы в целом и ее произ-водственно-сбытовых подразделений, а также фактический материал относи-тельно всех факторов, влияющих на состояние и тенденции развития фирмы. Набор статистических показателей для базы данных тщательно разрабатывается и уточня-ется и охватывает те показатели, которые необходимы для глубокого всестороннего экономического анализа результатов и перспектив функционирования фирмы. Обычно при формировании базы данных решается вопрос и о системе хранения и обновления данных, а также обоснованной увязки данных, их взаимной согласован-ности, возможности проведения сравнений и сопоставлений оценок хранимых в банке данных. Базы данных непре-рывно обновляются на определенной систематической основе с учетом требований управляющих - основных пользователей базой данных.
Во многих фирмах созданы базы данных, в которых хранится информация о кадровом составе работников, постоянно обновляемая и максимально подробная, систематизированная по самым разнообразным признакам. Выбор информации де-лается с выводом на печатающее устройство компьютера, что позволяет следить за уком-плектованностью штатов, перемещением кадров внутри фирмы, набором и увольне-нием работников, повышением их квалификации.
Пользование банками данных, введенными в персональный компьютер, резко ускоряет процесс по-лучения информации из круга источников первичной информации и обеспечивает возможность выбора правильного и точного метода исследований для решения со-временных научных и технических проблем.
Создание пакетов прикладных программ получила в совре-менных условиях существенное развитие. Разработкой программ стали заниматься и специализированные небольшие фирмы. Одни из них ори-ентированы на разработку программ для персональных компьютеров, выпускаемых одной фирмой, другие - на разработку прикладного программного обеспечения для разных видов персональных компьютеров. Разработкой программного обеспечения занимаются также специалисты государственных учрежде-ний, университетов на основе конкретных заказов или контрактов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17