Рефераты. Информационная система обучения по курсу "Компьютерные сети"

OpenACS

Open Architecture Community System это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.

· Официальный сайт: http://openacs.org

· СУБД: ORACLE

· Лицензия: GNU General Public License (GPL)

· Поддержка русского языка: есть

Таким образом современные широкомасштабные информационные системы обучения представляют собой сетевые информационные среды обучения, которые могут быть реализованы как при дистанционном обучении, так и при очной форме.

2. Разработка алгоритма обучения и компонентов информационной системы

2.1 Концепция ИС

Целью дипломной работы является создание программного обеспечения - информационной системы обучения по курсу «Компьютерные сети».

Проанализировав существующие системы обучения и учитывая специфику разработка нашей информационной системы обучения должна включать в себя:

- разработку концепции;

- проектирование ИС;

- разработку репозитория;

- разработку эргономического интерфейса для работы с данными курса;

- разработку системы управления курсом;

- тестирование.

Пользователями системы являются студенты, которые заходят под своим логином и паролем и изучают материал по курсу «Компьютерные сети», а затем проходят тестирование для контроля изученного материала.

Также система содержит настройки администратора, доступные при входе под администраторскими логином и паролем. Администратор имеет возможность настраивать списки пользователей, а также управлять списком тем курса и тестовых модулей.

Общую структуру проекта можно представить следующим образом:

96

Рис. 3. Общая структура ИС обучения

Данная ИС обучения предназначена для более удобного управления электронным учебником по компьютерным сетям и тем самым повышения эффективности обучения и самообучения по данному направлению.

Для работы информационной системы не требуется никакого специализированного программного обеспечения.

2.2 Проектирование ИС

После определения концепции проекта необходимо смоделировать основные структурные компоненты, их взаимосвязи и процессы, происходящие в нашей информационной системе. Для этого предназначено большое количество диаграмм, которые позволяют наглядно в соответствии со стандартами построения информационных систем изобразить необходимые компоненты системы.

Рассмотрим несколько базовых диаграмм:

1. Диаграмма прецедентов отражает взаимодействие вариантов использования системы и действующих лиц. Она отражает требования к системе с точки зрения пользователя. Помогает провести анализ требований, который подразумевает выделение процессов и требований и их формулировку.

Заказчиком формулируются требования к информационной системе, разработчик изучает автоматизируемый процесс, при этом выявляет основные характеристики будущей системы - составляет спецификации.

Рис. 4 Диаграмма прецедентов

2. Диаграмма компонентов показывает, как выглядит модель на физическом уровне. На ней изображаются компоненты программного обеспечения системы и связи между ними.

Рис. 5. Диаграмма компонентов

2.3 Разработка структуры базы данных

База данных информационной системы обучения представляет собой набор текстовых файлов, в которых содержится структурированная информация по списку пользователей, их результатах обучения, темам курса обучения, тестовому набору.

2.4 Разработка интерфейса обучающего курса

Теоретический материал курса представлен в виде гипертекстовых страниц - наиболее удобной форме представления электронных ресурсов. Все главы курса имеют единый стиль оформления и строятся по шаблону: оглавление темы в виде гиперссылок и сам текст главы с большим количеством иллюстраций, контрольные вопросы в конце каждой темы.

Рис. 6. Пример страницы курса

Разработка web-приложения велась с помощью следующих средств: язык гипертекстовой разметки HTML, каскадные таблицы стилей CSS. Для создания гипертекстовых страниц и элементов каскадных таблиц стилей использовался редактор Macromedia Dreamveawer.

Гипертекстовый курс встраивается в среду Delphi с помощью специализированного компонента - веб-браузера.

Рис. 7. Компонент «веб-браузер» среды Delphi

Интерфейс тестового комплекса полностью реализован на Delphi. Материал для тестов берется из специальной базы - текстовых файлов. Варианты тестовых наборов генерируются случайным образом. Тестовый материал представлен в виде вопросов с четырьмя вариантами ответа, из которых один правильный.

Рис. 8. Тестовый комплекс системы

После прохождения теста осуществляется вывод результатов.

Рис. 9. Страница результатов теста

В зависимости от результатов обучающийся может перейти на новый уровень обучения, то есть ему станет доступно изучение новой темы, или, в случае неудовлетворительного результата, продолжит изучение существующей.

2.5 Разработка системы управления курсом

При реализации информационной системы обучения мы придерживались следующих принципов:

· использовалась итерационная (спиральная) модель разработки, т.к. полное завершение работ на каждом из этапов жизненного цикла не обязательно;

· в процессе разработки информационной системы было необходимо тесное взаимодействие с заказчиком и пользователями системы;

· использовалась объектная модель разработки программного обеспечения ИС;

· разработка велась с помощью средств визуальной разработки приложений;

· тестирование и развитие проекта осуществлялось одновременно с разработкой.

В ходе проектирования и разработки информационной системы была применена методология RAD.

Методология разработки информационных систем, основанная на использовании средств быстрой разработки приложений, получила в последнее время широкое распространение и приобрела название методологии быстрой разработки приложений - RAD (Rapid Application Development).

Данная методология охватывает все этапы жизненного цикла современных информационных систем.

RAD - это комплекс специальных инструментальных средств быстрой разработки прикладных информационных систем, позволяющих оперировать с определенным набором графических объектов, функционально отображающих отдельные информационные компоненты приложений.

Под методологией быстрой разработки приложений обычно понимается процесс разработки информационных систем, основанный на трех основных элементах:

· небольшой команде программистов (обычно от 2 до 10 человек);

· тщательно проработанный производственный график работ, рассчитанный на сравнительно короткий срок разработки (от 2 до 6 мес.);

· итерационная модель разработки, основанная на тесном взаимодействии с заказчиком - по мере выполнения проекта разработчики уточняют и реализуют в продукте требования, выдвигаемые заказчиком.

Основные принципы методологии RAD можно свести к следующему:

· используется итерационная (спиральная) модель разработки;

· полное завершение работ на каждом из этапов жизненного цикла не обязательно;

· в процессе разработки информационной системы необходимо тесное взаимодействие с заказчиком и будущими пользователями;

· необходимо применение CASE-средств и средств быстрой разработки приложений;

· необходимо применение средств управления конфигурацией, облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;

· необходимо использование прототипов, позволяющее полнее выяснить и реализовать потребности конечного пользователя;

· тестирование и развитие проекта осуществляются одновременно с разработкой;

· разработка ведется немногочисленной и хорошо управляемой командой профессионалов;

· необходимы грамотное руководство разработкой системы, четкое планирование и контроль выполнения работ.

CASE-технологии (Computer Aided Software/System Engineering) охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования информационных систем: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл программного обеспечения.

Обычно к CASE-средствам относят любое программное средство, автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла и обладающее следующими основными характерными особенностями:

· использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных (репозитория);

· мощные графические средства для описания и документирования информационных систем, обеспечивающие удобный интерфейс с разработчиком и развивающие его творческие возможности;

· интеграция отдельных компонент CASE-средств, обеспечивающая управляемость процессом разработки ИС;

Таким образом, исходя из особенностей данных технологий наиболее широко и эффективно в обучении возможно применять именно CASE-средства. Важным фактором, влияющим на успех внедрения подобных систем, является методологический системный подход к их проектированию и реализации. В основе такого подхода лежит использование CASE-технологий, позволяющих выполнять моделирование информационной системы на всех фазах ее разработки: на стадии структурного анализа, проектирования и реализации.

В качестве основного CASE-средства для разработки нашей системы была выбрана среда визуальной разработки Borland Delphi. Основными преимуществами данной среды являются:

· Быстрота и легкость разработки приложения.

· Высокая производительность разработанного приложения

· Низкие требования разработанного приложения к ресурсам компьютера.

· Наращиваемость за счет встраивания новых компонент и инструментов в среду Delphi.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.