Оглавление
Введение
Постановка задачи
Глава 1 Проектирование БД
1.1 Концептуальное проектирование БД
1.2 Формулировка ограничений целостности
1.3 Физическое проектирование
Глава 2 Проектирование интерфейса
2.1 Интерфейс ввода/корректировки БД
2.2 Генерация отчетов
Глава 3 Программная реализация
Заключение
Список литературы
Одним из важнейших условий обеспечения эффективного функционирования любой организации является наличие развитой автоматизированной информационной системы (АИС). Под АИС понимают все системы, реализующие автоматизированный сбор, обработку и манипулирование данными и включающие технические средства обработки данных, программное обеспечение и обслуживающий персонал. Современной формой АИС являются автоматизированные банки данных (АБД), которые включают в свой состав вычислительную систему, одну или несколько БД, систему управления базами данных (СУБД) и набор прикладных программ (ПП).
Цель данной курсовой работы - разработка информационной системы Вуза. Информационная система Вуза предполагает учет успеваемости студентов различных групп.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- сбор данных;
- концептуальное проектирование базы данных;
- формулировка ограничений целостности;
- физическое проектирование;
- разработка приложения;
- генерация отчетов.
Для обеспечения надежности системы управления данными необходимо выполнить следующие основные требования:
- целостность и непротиворечивость данных,
- достоверность данных,
- простота управления данными,
- безопасность доступа к данным.
Задание. Студенты, организованные в группы, учатся на одном из факультетов, возглавляемом деканатом, в функции которого входит контроль за учебным процессом. В учебном процессе участвуют преподаватели кафедр, административно относящиеся к одному из факультетов. Преподаватели подразделяются на следующие категории: ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели, доценты, профессора. Ассистенты и преподаватели могут обучаться в аспирантуре, ст. преподаватели, доценты, могут возглавлять научные темы, профессора - научные направления. Преподаватели любой из категории в свое время могли защитить кандидатскую, а доценты и профессора и докторскую диссертацию, при этом преподаватели могут занимать должности доцента и профессора только, если они имеют соответственно звания доцента и профессора.
Учебный процесс регламентируется учебным планом, в котором указывается, какие учебные дисциплины на каких курсах и в каких семестрах читаются для студентов каждого года набора, с указанием количества часов на каждый вид занятий по дисциплине (виды занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, консультации, курсовые работы, ИР и т.д.) и формы контроля (зачет, экзамен). Преподаватель может вести занятия по одной или нескольким дисциплинам для студентов как своего, так и других факультетов. Сведения о проведенных экзаменах и зачетах собираются деканатом.
По окончании обучения студент выполняет дипломную работу, руководителем которой является преподаватель с кафедры, относящейся к тому же факультету, где обучается студент, при этом преподаватель может руководить несколькими студентами.
Требуется разработать информационную систему Вуза.
Поставленную задачу реализуем с помощью E-R-проектирования БД.
Для этого представим предметную область «Учебный процесс» как взаимодействие следующих сущностей: каждый «Студент» сдает экзамен по некоторой «Дисциплине» согласно учебному плану. В учебном процессе участвует «Преподаватель», который осуществляет чтение учебного курса и контроль знаний «Студента». В учебном процессе также участвует «Кафедра», которая организовывает работу «Преподавателя».
Таким образом определить сущности мы можем с помощью набора простых фраз:
Преподаватель читает дисциплину
Студент сдает (экзамен) дисциплину
Преподаватель работает на кафедре.
В таком описании предметной области сущность - это, как правило, существительное, а связь - глагол. Одни и те же существительные обозначают одни и те же сущности. В данном примере можно выделить сущности Преподаватель, Студент и Кафедра.
На основании внимательного изучения предметной области выделим следующие сущности модели «сущность-связь» («Entity Relationship» - ER-модели): «Студент», «Кафедра», «Преподаватель», «Дисциплина» и изобразим их в виде графических обозначений (прямоугольник, в верхней части которого записано имя сущности, а ниже перечисляются атрибуты, причем ключевые атрибуты помечаются подчеркиванием).
Определение сущности «Студент» в E-R-модели.
СТУДЕНТ
Номер зачетной книжки
ФИО
Группа
Город
Определение сущности «Кафедра» в E-R-модели.
КАФЕДРА
Название кафедры
Телефон
Определение сущности «Преподаватель» в E-R-модели.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Табельный номер
Ученая степень
Кафедра
Определение сущности «Предмет учебного плана» в E-R-модели.
ДИСЦИПЛИНА
Код предмета
Наименование предмета
Количество часов
Для успешной классификации связей введем следующие предположения:
Каждый преподаватель обязательно числится на какой-либо кафедре.
Каждый преподаватель может вести несколько курсов, и каждый преподаватель ведет хотя бы один предмет; каждый курс может читаться несколькими преподавателями.
Студент получает оценки по нескольким курсам; возможно, что студент не имеет ни одной оценки; возможны курсы, также возможны предметы, по которым не имеет оценки ни один студент.
При этих предположениях E-R диаграмму предметной области можно представить следующим образом (жирным шрифтом выделены ключевые атрибуты).
Рис. 1. E-R диаграмма задачи «Успеваемость студентов».
По данным E-R-диаграммы построим набор отношений, с указанием для каждого предполагаемых первичных ключей.
В нашей работе степень связи 1:N будет соответствовать предположению, что на одной кафедре может быть множество преподавателей. Обязательный класс принадлежности для сущности «Преподаватель» означает, что за каждым преподавателем обязательно закреплена одна кафедра. Приведем E-R диаграмму для этого случая.
Степень бинарной связи M:N означает, что каждый студент может сдавать несколько дисциплин, а каждая дисциплина может сдаваться несколькими студентами. E-R диаграммы для этого случая приведена ниже.
Экземпляры полученных отношений:
Студент Сдает Дисциплину
№
зачетки
№ зачетки
Дисциплина
Оценка
Колич. часов
101
Иванов
Математика
5
120
Сидоров
Физика
4
80
203
Кузнецов
Информатика
Философия
150
245
Петров
Сопромат
90
Механика
Страницы: 1, 2, 3