Рефераты. Экономические и юридические стороны INTERNET

Как видим, вывод о необходимости скорейшего разрешения проблемы научной разработки и унификации терминологии в сфере глобальной компьютерной сети Интернет очевиден. Единообразное толкование основных понятий и институтов в рассматриваемой сфере необходимо как для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования данного сегмента экономики и установления режима налогообложения экономических результатов предпринимательской деятельности, так и с точки зрения развития теории финансового и налогового права.

В связи с этим представляется возможным предложить следующий подход к определению понятия электронной экономической деятельности.

Как было показано, понятие "электронная коммерция" часто употребляется в экономической литературе и в средствах массовой информации, однако, во-первых, не имеет четкого общепризнанного определения (то есть не имеет юридического содержания и различно трактуется в экономической теории и на практике), и, во-вторых, перспективы применения данного термина в качестве юридического понятия, определяющего какой-либо вид (совокупность видов) деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет (то есть в электронной форме), представляются спорными по меньшей мере по следующим основным обстоятельствам.

С одной стороны, как мы помним, при разработке и принятии Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель принципиально отказался от использования термина "коммерция" для определения деятельности, направленной на извлечение прибыли. Для обозначения базового понятия в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, на основе которого во многом и строится правовое регулирование, в отличие от гражданского и торгового законодательства большинства зарубежных стран континентальной системы права, в российском гражданском законодательстве используется понятие "предпринимательская деятельность" и производные от него правовые конструкции (предпринимательская деятельность, гражданин без образования юридического лица, несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя, незаконное предпринимательство, предпринимательские риски и т.д.).

С другой стороны, установление эффективного государственного регулирования в Российской Федерации всех имеющих экономический характер видов деятельности, осуществляемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет физическими лицами (гражданами Российской Федерации, а также лицами без гражданства и иностранными гражданами - налоговыми резидентами Российской Федерации), а также организациями (российскими юридическими лицами и созданными в Российской Федерации филиалами (представительствами) иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством зарубежных стран, а равно российскими филиалами и представительствами международных организаций), в том числе и для целей определения порядка применения к субъектам такой деятельности норм российского законодательства о налогах и сборах, видимо, будет невозможно на основе правовых конструкций, в качестве несущих элементов которых выступят, к примеру, понятия "коммерция", "электронная коммерция" (а равно, заметим, и используемое российским гражданским правом определение "предпринимательская деятельность"), так как подлежащие регулированию общественные отношения в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет содержат как предпринимательские, так и некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими, а значит, объем искомого понятия априорно должен быть шире понятия "предпринимательская деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет".

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным в качестве юридического эквивалента зарубежного экономического термина "электронная коммерция" предложить понятие "электронная экономическая деятельность" (экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет).

Конституция Российской Федерации закрепляет термин "экономическая деятельность" в ч. 1 ст. 8: в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (выделено автором). Статья 34 Конституции гласит: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Анализ норм ст. 34 Конституции Российской Федерации позволяет нам сделать важный вывод: понятия "предпринимательская деятельность" и "экономическая деятельность" не совпадают по своему объему; понятие "экономическая деятельность" шире понятия "предпринимательская деятельность", ибо последняя рассматривается Конституцией в качестве одного из видов экономической деятельности. При этом следует учитывать, что в Конституции Российской Федерации было впервые закреплено право свободного ведения экономической деятельности каждого гражданина России и иных лиц, законно находящихся на ее территории, а также специально выделена предпринимательская деятельность в качестве главного ее вида.
Следует отметить также то обстоятельство, что Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет термин "экономическая деятельность" в ст. 3, содержащей основные начала законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 4 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономической пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия НЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ ЗАКОНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ.

Термин "экономика", как известно, происходит от древнегреческого "экономос" (oikos - хозяйство; nomos - закон, правило) и означает правила ведения хозяйствования или хозяйствование. Нельзя не отметить, что в отдельных отраслях российского законодательства термины "хозяйственная деятельность" и "экономическая деятельность" используются в качестве имманентных. Так, например, действующий Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2001 г.) содержит главу 22 (Преступления в сфере экономической деятельности). Аналогичная (сопоставимая) глава ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР, принятого 27 октября 1960 г., именовалась "Хозяйственные преступления" (гл. 6).

В актах законодательства о бухгалтерском учете в качестве базовых (основных) также используются понятия "хозяйственная деятельность" и "экономическая деятельность" (см. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/98), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 57н; Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 56н, и др.). Кроме того, названные термины нашли свое широкое применение в различных подзаконных актах. Так, например, определение видов экономической деятельности содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 г.
Исследуя общественные отношения в сфере информационного и социально - экономического использования глобальной компьютерной сети, то есть в сфере экономической (хозяйственной) деятельности, осуществляемой с использованием Интернета, и имея в виду цели формирования эффективной концепции государственного (и в первую очередь налогово-правового) регулирования названных общественных отношений, начинать в любом случае следует с классификации видов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. При этом в качестве основных критериев классификации может выступать целевая направленность интересов и деятельности пользователей глобальной компьютерной сети Интернет и иных участников отношений в данной сфере (например, государства и его органов), их субъектный состав, а также социально - экономические характеристики таких отношений. В этом случае, как представляется, общественные отношения, формирующиеся в процессе использования глобальной компьютерной сети, делятся на три сложносоставных сегмента:
- неэкономические информационные отношения;
- экономические отношения, возникающие в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента ведения экономической деятельности;
- отношения в сфере государственного регулирования, формирующиеся в процессе использования глобальной компьютерной сети.

Что касается основных принципов, начал, которые могут быть положены в основу концепции государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет, то здесь должен возобладать предлагаемый нами дифференцированный подход. Оптимальные пропорции так называемых жестких и мягких методов государственного регулирования в сфере использования глобальной сети должны быть различны для информационного (неэкономического) и экономического сегментов общественных отношений. Это означает, что выбор тех или иных принципов и методов такого регулирования необходимо ставить в зависимость от вида подлежащих регулированию отношений. В свою очередь, основные цели, методы и инструменты правового регулирования информационного (в неэкономической его части) сегмента общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, как представляется, должны стать предметом специального исследования в рамках науки информационного права. Цель правового регулирования экономических отношений, существующих и развивающихся в виртуальном пространстве, - формирование экономического публичного порядка.

Обобщая изложенные соображения, подведем итог. Предлагается следующий путь разрешения терминологических проблем установления налогово - правового регулирования отношений экономического характера, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, под которыми мы в первую очередь понимаем сеть Интернет. Представляется, что под электронной экономической деятельностью, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, следует понимать предпринимательскую деятельность, а также тесно связанную с ней непредпринимательскую деятельность (иную, не запрещенную законом экономическую деятельность), осуществляемую в принципиально новой, электронной форме с использованием современных коммуникационных средств в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет.
Приведенное определение могло бы стать терминологической основой завершающейся в настоящий момент разработки системы государственного налогово - правового (и в целом - общеправового) регулирования экономических отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интернет и его будущее. Резюме.

Во многих странах дальнейшее расширение доступа к Интернету лимитируется высокой стоимостью услуг связи и низкой распространенностью персональных компьютеров - как на работе, так и дома. По-видимому, важнейшим фактором, который будет стимулировать в будущем рост Интернета, является конкуренция на рынке доступа к информации. Традиционный каналы связи вытесняются кабельным (у нас такую услугу начало предоставлять кабельное телевидение Baltcom TV) и спутниковым телевидением, услугами местной проводной и беспроволочной связи, и даже электрокомпании теперь готовы представлять пользователям доступ в Сеть. Можно ожидать, что тарифы на услуги связи будут в будущем падать из-за конкуренции.

Считается, что переломный момент в распространение технических новшеств, связанных с распространением информации, наступает, когда они привлекают интерес 10% населения. В этом случае и вся общественность начинает проявлять к ним

повышенное внимание. Именно этот процесс происходит сейчас в странах Северной Европы. На многих рынках аудитория пользователей Интернета становится более "репрезентативной" - в ней выравнивается соотношением мужчин и женщин и более широко становятся представленными различные возрастные группы.

Основой для превращения Интернета в информационную систему будущего является также прогнозируемое развитие электронной коммерции. Банки внедряют услуги, оказываемые по Интернету, создаются все более совершенные системы проведения коммерческих и финансовых операций и их подтверждения. Однако ко всем этим предсказаниям нужно относиться с большой осторожностью. Ни одна из исследовательских компаний не предсказывала бурный рост Интернета, несмотря на то, что необходимая для этого технология не только существовала и действовала в течение 20 лет. Хотя никто не сомневается, что число пользователей Интернета будет продолжать расти. Но, к примеру, вопреки всем ожиданиям, пользование Интернетом в Новой Зеландии сокращается. Работодатели ограничивают время доступа в Сеть для своих сотрудников, поскольку оно по большей части тратится впустую. И все же ни одна из исследовательских компаний не предсказывает уменьшение популярности Интернета.

С появлением браузеров все ресурсы Интернета стали легко доступны для широкой публики. Именно с этого времени стали интенсивно развиваться многие online услуги. Сначала ожидалось, что Сеть быстро превратится в место продажи "цифровых товаров", таких как музыка и электронные газеты. Однако очень скоро выяснилось, что эти ожидания совершенно не оправдались. В Сети оказалось гораздо выгоднее бесплатно распространять информацию, чем ограничивать доступ к ней тем, кто готов за это платить. Что же касается "цифровых продуктов", например, музыки, то Интернет стал кошмаром для музыкальной индустрии. Теперь любой подросток может выставить на сайте свою коллекцию CD, а любой другой человек на земном шаре может разыскать на нем и скопировать песни, защищенные авторскими правами. Именно это и происходит сейчас. "Проигрыватель" MP3 Man позволяет слушать музыку, "скачанную" из Интернета, где угодно - даже на пляже. Устройство было создано уже после появления в Интернете цифровой музыки - сама Сеть порождает новые "игрушки".

Одновременно с этим Интернет превратился в лидера по торговле потребительскими товарами. Огромный объем продаж компакт-дисков и книг новичками на рынке заставил и "ветеранов" разрабатывать стратегии торговли в Сети. Однако правила игры online отличаются от обычных. Сравнивать цены становится так легко, что компаниям приходится бороться за покупателей другими способами.

Что касается масс-медиа, то у традиционных СМИ - газет и вещателей - все еще достаточно крепкие позиции для выхода со своей продукцией online. Их огромное преимущество состоит в устоявшемся круге пользователей, в интересном содержании и в эффективно действующей системе производства. Они также осознают, что информационная online продукция приносит прибыль, хотя на первом этапе могут потребоваться инвестиции и терпение. Нужно понимать также, что для того, чтобы получить прибыль недостаточно одного лишь появления в Сети и ожидания посетителей сайта и рекламодателей. Успех может принести только объединение связи, услуг и коммерции.

***

Библиография

1. Специализированный журнал Интерактивные коммуникационные стратегии

«Шесть причин отнестись к Интернету серьезно».

Аркадий Волож генеральный директор Yandex.ru

2. Сайт БИЗНЕС И ИНТЕРНЕТ http://www.omar.ru

3. Сайт FINEXPERT.RU Аналитические обзоры

4. Сайт Computer Industry Almanac http://www.c-i-a.com перевод статьи

5. Бизнес портал Skyfamily http://skyfamily.ru

6. Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Компьютеры и программы.

Ссылки на правовые акты

7. «Конституция Российской Федерации"

(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
8. "Уголовный Кодекс РСФСР"

(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
9. "Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)"

от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
10. "Уголовный Кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
11. "Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая)"

от 31.07.1998 N 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
12. "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,

продукции и услуг" ОК 004-93

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17)

(Части I - II, часть III разделы A - C, раздел D (коды 1510000 - 2420000))

Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 N 56н
13. "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "События после

отчетной даты" (ПБУ 7/98)"

Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 N 57н
14. "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "условные факты

хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98"
Законодательство и экономика, N 2, 2002

15. Краткий справочник школьника 5-11 кл. «Дрофа» 1996г.

16. Тедеев А.А. «Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность):

правовое регулирование и налогообложение»

17. Сайт рефератов http://5ballov.ru/

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.