Рефераты. Драйвер виртуального диска

Рис. 3 Архитектура драйверов устройств хранения

Запрос ввода/вывода от приложений пользователя обрабатывается подсистемой ввода/вывода. Подсистема формирует пакет запроса на ввод/вывод(IRP), который приходит классовому драйверу устройства ввода вывода через один или несколько промежуточных драйверов фильтров верхнего уровня(таких как например драйвер файловой системы).

Классовый драйвер ввода вывода дополняет полученный пакет IRP дополнительным SCSI блоком запроса (SRB) и посылает запрос порт драйверу через фильтр драйверы нижнего уровня.

Порт-драйвер полученные пакеты SRB преобразует к формату для передачи по аппаратной шине, и посылает их адаптеру главной шины (HBA), через драйвер вводы вывода шины и один или несколько фильтр драйверов.

Благодаря тому, что виртуальный диск не является реальным физическим устройством, нам не требуется производить доступ к аппаратной шине и формировать специальные пакеты SRB. Данные в оперативной памяти уже доступны на уровне классового драйвера; нецелесообразно и не нужно передавать IRP пакеты на нижний уровень.

Таким образом, требуется разработать классовый драйвер, в который будет происходить вся обработка запросов и обращение к данным диска для нашего класса устройств виртуального диска.

1.5 Выбор файловой системы

Для того, чтобы начать работу с диском, диск разбивается на разделы. Раздел -- это непрерывная часть физического диска, которую операционная система представляет пользователю как логическое устройство (используются также названия логический диск и логический раздел). Именно с логическими устройствами работает пользователь, обращаясь к ним по символьным именам, используя, например, обозначения А, В, С. В частном случае, когда все дисковое пространство охватывается одним разделом, логическое устройство представляет физическое устройство в целом.

Исходя из того, что объем диска ограничен объемом имеющейся свободной оперативной памяти, то нецелесообразно разбивать виртуальный диск на несколько разделом. Создание одного логического раздела позволяет упростить логику устройства и сэкономить место, которое используется для описания каждого раздела.

На каждом логическом устройстве может создаваться только одна файловая система. Для дисковых накопителей Windows поддерживает файловые системы FAT и NTFS.

При выборе файловой системы виртуального диска учитывались следующие положения. Рамдиск не предназначен для долговременного хранения данных и при отключении питания все данные теряются. Как следствие проблема фрагментации файлов теряет свою актуальность и остроту. Объем диска ограничен и требуется, чтобы файловая система под файлы метаданных использовала минимум свободного места.

Отличительные свойства NTFS[2], то что она ориентирована для поддержки больших файлов, восстанавливаемости после сбоев и отказов программ и аппаратуры управления дисками - все это приводит к значительному размеру метаданных. Поэтому минимальный размер тома равен 10 Мб, а на практике использование NTFS оправдано для логических дисков от 400 Мб.

Файловая система FAT относится к ФС с глобальным индексом, и поэтому метаданные состоят из метки тома, глобальной таблицы диска и коневого каталога. Все остальное место свободное и отводится под создаваемые файлы и каталоги. Тот факт, что при каждой операции чтения/ записи идет обращение к таблице FAT не влияет на производительность, т.к. время доступа для оперативной памяти ничтожно мало по сравнению с жестким диском. Также существует несколько версия FAT: 12, 16 и 32. FAT 12 можно использовать на маленьких дисках от 1 Мб. Использование FAT 32 в основном предназначена для томов объемом в несколько Гб, и минимальный размер тома ограничен 512 Мб, этому она не подходит для виртуального диска.

Таким образом для нашего виртуального диска будет использоваться файловые системы FAT 12(когда объем диска не превышает 16 Мб) и FAT 16.

2. КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1 Структура классового драйвера

Драйвер реализуется как набор процедур, каждая из которых предназначена для реализации отдельного типа обращений к драйверу со стороны диспетчера ввода/вывода. Процедуры, которые необходимо поддерживать классовому драйверу приведены в таблице 1.

Таблица 1

Процедура

Описание

DriverEntry

Выполняется при загрузке драйвера операционной системой. Здесь драйвер регистрирует свои остальные точки входа и выполняет свою общую инициализацию.

Unload

Вызывается при выгрузке драйвера. Здесь необходимо освободить все затребованные ресурсы.

AddDevice

Здесь создаётся объект-устройство, соответствующий полученному уведомлению от менеджера устройств, и выполняется инициализация данных, специфичных для данного устройства.

DispatchPnP

Выполняет обработку специфичных Plug&Play запросов , таких как инициализация устройства, таких как инициализация устройства, остановка, удаление устройства и обрабатывать остальные запроса

DispatchPower

Выполняет обработку запросов по управлению питанием устройства

DispatchSystemControl

Обрабатывает запросы от подсистемы инструментария Windows (WMI)

DispatchCreate,

DispatchClose,

DispatchRead,

DispatchWrite

Обслуживают запросы на чтение запись данных для устройства.

2.2 Организация внутреннего хранения данных диска

Определим, какую структуру данных оптимально использовать для хранения данных на диске. Самый простой способ - разместить все данные в одномерном массиве байт, и адресовать данные с помощью смещения от начала диска. Следует учесть тот факт, что при запросах на чтение /запись данных, в качестве параметров указывается : смещение в байтах с которого начинается передача данных (которое и служит индексом первого байта для чтения) и количество байт для передачи.

Естественно, что применение более сложных структур организации данных(двумерный массив, списки и т.д.) приведет только к дополнительным накладным расходам по преобразованию адресации данных.

Таким образом, виртуальный диск будет храниться в памяти как одномерный массив байт заданного размера. Для чтения данных, информация копируется из области памяти образа диска в буфер инициатора запроса. Для записи - копирование происходит в обратном направлении.

Следующим шагом выберем, каким образом мы зарезервируем память для диска. Для резервирования памяти в режиме ядра Windows предоставляет специальные системные вызовы. Существуют следующие типы резервируемой памяти:

Страничная память(Paged memory) - виртуальная память, которая может быть перемещена системой на жесткий диск в любой момент времени. В случае, если приложение обратиться к отсутствующей в физической памяти области своей виртуальной памяти, то возникает исключение по отсутствию страницы в памяти. В результате системный обработчик перехватывает это исключение и загружает в физическую память отсутствующую страницу. Однако при работе в режиме ядра, когда уровень приоритета равен или выше DISPATCH_LEVEL, это исключение создаст ситуацию, когда системный обработчик не может подгрузить страницу т.к. его IRQL меньше текущего.

Нестраничная память (Nonpaged memory) - эта память никогда не может быть перемещена системой на жесткий диск и всегда остается в физической оперативной памяти. В результате, обращаться к этой памяти можно при любом уровне IRQL. Объем данной памяти ограничен даже при наличии достаточного объема физической памяти в Windows 2000 660 Мбайтами, а в Windows XP 1300 Мбайтами.

Поскольку обращение к образу диска происходит при уровне привилегий PASSIVE_LEVEL или DISPATCH_LEVEL, но в особых ситуациях этот приоритет может быть выше. Поэтому во избежание возникновения ситуации, когда страница отсутствует в памяти, и мы ее не сможем подгрузить - виртуальный диск будет использовать нестраничную память. Дополнительно мы увеличим быстродействие драйвера, т.к. уже не требуется подгружать отсутствующие страницы с жесткого диска.

2.3 Доступ к передаваемым данным

Рассмотрим, каким образом драйвер может получить доступ к передаваемым данным. Пользовательский процесс, вызывая функцию API (например, WriteFile), передаёт ей указатель на буфер, в котором размещается записываемая информация. Однако, передаваемый виртуальный адрес действительно будет указывать на записываемую информацию только в контексте данного процесса. Операции же ввода/вывода в драйвере происходят в контексте произвольного процесса. Из-за смены таблиц страничного преобразования при переключении процессов использовать переданный виртуальный адрес в произвольном контексте совершенно недопустимо.

Для операций ввода/вывода архитектура операционной предусматривает два специальных метода передачи буфера данных, принадлежащего инициатору запроса:

Буферизированный (buffered I/O). Драйверу в пакете запроса ввода/вывода передаётся указатель на копию исходного буфера в невыгружаемой памяти (поле AssociatedIrp.SystemBuffer). Подсистема ввода/вывода отвечает за точное соответствие содержимого этого буфера передаваемым данным. Этот метод, в основном, используется для устройств, не предающих больших объёмов данных: манипуляторы, низкоскоростные коммуникационные линии и т. п.

Прямой (direct I/O). В этом случае система блокирует страницы пользовательского буфера, чтобы они не были выгружены на диск во время передачи данных. Расположение пользовательского буфера в физической памяти описывается структурой MDL (Memory Descriptor List), доступной в пакете запроса ввода/вывода через поле MdlAddress. По этой структуре необходимо настроить системную таблицу страниц на тот же буфер в физической памяти. Это осуществляется функцией MmGetSystemAddressForMdlSafe, которая возвращает виртуальный адрес буфера в системной области памяти. Данный метод эффективен с большими объёмами данных, например, при работе с дисковыми накопителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.