Отношение - это плоская таблица, состоящая из столбцов и строк.
Схема отношений - это список имен атрибутов
Кортеж - это строка отношений.
Сущность - объект любой природы, данные о котором хранятся в базе данных.
Атрибут - это поименованный столбец отношения.
Домен - это набор допустимых значений для одного или нескольких атрибутов.
Первичный ключ - это атрибут отношения, однозначно идентифицирующий каждый из его кортежей.
На рис. 3. приведен пример представления отношения «Формуляр читателя». В общем случае порядок кортежей в отношении не определен. Однако в реляционных СУБД для удобства кортежей все же упорядочивают. Чаще всего для этого выбирают некоторый атрибут, по которому система автоматически сортирует кортежи по возрастанию и убыванию. Если пользователь не назначает атрибута упорядочения, система автоматически присваивает номер к кортежам в порядке их ввода.
ФИО
№ группы
Соц. положение
Дата рождения
Алексеева Е. А.
Савиновский С. И
Будырина С. В.
413-1
435
-
Студент
Преподаватель
25.03.1985
15.03.1983
10.06.1980
Рис. 3. Представление отношения «Формуляр читателя»
Отношение «Формуляр читателя» включает четыре домена. Домен 1 содержит фамилии всех читателей, домен 2 номера всех групп, домен 3 название соц. Положения и домен 4 дату рождения всех читателей. Отношение формуляр читателя содержит три кортежа. Кортеж рассматриваемого отношения состоит из четырех элементов.
Для приведенного примера схема отношения имеет вид «Формуляр читателя» (ФИО, № группы, СП, дата рождения). В отношении «Формуляр читателя» ключевым является атрибут «ФИО».
Существование ключа гарантирует то, что отношение - это множество, которое не содержит одинаковых элементов - кортежей.
При проектировании схемы реляционной базы данных можно выделить следующую последовательность процедур.
1. определение перечня таблиц и их связей;
2. определение перечня полей, типов полей, ключевых полей каждой таблицы (разработка таблиц - отношений), установление связей между таблицами через внешние ключи;
3. определение и установление индексов (индексирования) для полей в таблицах;
4. разработка списков (словарей) для полей с перечислительным характером значений данных;
5. установление ограничений целостности по полям таблиц и связям;
6. нормализация таблиц, доработка перечня таблиц и их связей.
Так же в реляционных СУБД для указания связей таблиц производят операцию их связывания. Между таблицами могут устанавливаться бинарные (между двумя таблицами), тернарные (между тремя таблицами) и в общем случае n-арные связи. Наиболее часто встречаются бинарные связи.
При связывании двух таблиц выделяют основную и дополнительную (подчиненную) таблицы. Логическое связывание таблиц производится с помощью ключа связи.
Ключ связи состоит из одного или нескольких полей, который называется полями связи.
Суть связывания состоит в установлении соответствия полей связи основной и дополнительной таблиц. Поля связи основной таблицы могут быть обычными и ключевыми. В качестве полей связи подчиненной таблицы чаще всего используют ключевые поля.
В зависимости от того, как определены поля связи основной и дополнительной таблиц, могут устанавливаться четыре основные связи (Таблица 1.2.):
· один - один (1:1);
· один - много (1:М);
· много - один (М:1);
· много - много (N:М).
Таблица 1.2.
Характеристика видов связей таблиц
Характеристика полей связи по видам
1:1
1:М
М:1
N:М
Поля связи основной таблицы
Являются ключом
Не являются ключом
Поля связи дополнительной таблицы
Связь вида один к одному образуется в случае когда все поля связи основной и дополнительной таблиц являются ключевыми. Поскольку значение в ключевых полях обеих таблиц не повторяются, обеспечивается взаимно-однозначно в соответствии записей из этих таблиц. Сами таблицы, по сути, здесь становятся равноправными (Рис. 4.).
Рис. 4. Графическое изображение отношения объектов 1:1
Связь вида один ко многим имеет место в случае, когда одной записи основной таблицы соответствует несколько записей вспомогательной таблицы (Рис. 5.).
Рис. 5. Графическое изображение отношения объектов 1:М
Связь вида многие к одному имеет место в случае, когда одной или нескольким записям основной таблицы ставится в соответствие одна запись дополнительной таблицы.
Связь вида многие ко многим возникает в случаях, когда нескольким записям основной таблицы соответствует несколько записей дополнительной таблицы (Рис. 5.).
Рис. 6. Графическое изображение отношения объектов N:М
На практике в связь обычно вовлекается сразу несколько таблиц. При этом одна из таблиц может иметь различного рода связи с несколькими таблицами. В случаях, когда связанные таблицы, в свою очередь, имеют связи с другими таблицами, образуется иерархия и дерево связей.
1.3. Запросы в реляционной СУБД
Запросы являются более распространенным видом обработки данных при решении пользователями тематических, логических, статистических и технологических информационных задач.
Запрос представляет собой спецификацию на специальном языке для обработки данных. В реляционных СУБД запросы к базе данных выражаются на языке SQL.
Язык SQL относится к так называемым декларативным (непроцедурным) языкам программирования. В отличие от процедурных языков (С, Паскаль, Кобол, Бейсик) на нем формулируется предложения (инструкции) о том, «что сделать», но не «как сделать, как получить». Машина данных в СУБД исполняет роль интерпретатора и как раз строит машинный код, реализующий способ получения результата, задаваемого SQL - инструкциями.
Язык SQL состоит из двух частей:
· Языка описания (определения) данных - DDL (Data Definition Language);
· Языка манипулирования данными - DML (Data Manipulation Language)
Синтаксис SQL - инструкций включает:
· Название инструкций (команду);
· Предложение, определяющее источник, условия операции;
· Предикаты, определяющие способы и режимы отбора записей, задаваемых предложениями;
· Выражения, значения которых задают свойства и параметры выполнение инструкции и предложения.
Формирование запросов в СУБД может осуществляться в специальном редакторе или через наглядно - диалоговые средства и пошаговые мастера формирования запросов. Сформированный запрос в виде SQL - инструкции сохраняется в файле базы данных в последствии специальной командной СУБД может запускаться на выполнение. С точки зрения решаемых информационных задач и формы результатов исполнения запросов их можно разделить на три группы:
· Запросы на выборку данных;
· Запросы на изменение данных;
· Управляющие запросы.
1.4. Формы в реляционной СУБД
Вертикальный способ отображения полей записей в современных СУБД вместе с идеями электронных бланков трансформировался в технику форм. Естественным и интуитивно - понятным способом работы со структурированной информацией для большинства людей являются всевозможные бланки, анкеты, и т.п. «бумажные формы». Формы в СУБД как раз и выполняют функции предоставления пользователям привычного интерфейса при вводе структурированных данных с имитацией «заполнения» бланков, анкет и т.п. Таким образом, форма в СУБД представляет собой специальный экранный объект, включающий поля для ввода данных одной записи базовой таблицы и другую поясняющую информацию. В Прил. 1. приведен пример формы для ввода, просмотра и изменения данных в таблице «Формуляр читателя».
1.5. Отчеты в реляционной СУБД
Решаю задачу документирования выводимых данных, т.е.представления результатов обработки и накопления данных в форме текстового документа, который можно распечатать или приобщить к другому текстовому документу. Отчеты во многом аналогичны выводным формам и, по сути, представляют печатные формы для результатов накопления и обработки данных (Прил. 2.). Отличительной особенностью отчётов является то, что они строятся по правилам текстовых документов, т.е. отображаемые данные разделяются на страницы и разделы с соответствующими элементами (поля, колонтитулы) и параметрами форматирования (шрифт, отступы, выравнивания).
В отчеты могут помещаться элементы управления, среди которых особое значение имеют вычисляемые поля, т.е. поля, содержимое которых формируется на основе вычисления определенных статистических функций по помещаемым в отчеты данных.
Помимо полей с данными и вычисляемых полей в отчеты могут внедряться различные графические объекты для формирования логотипов и других поясняющих рисунков, а также могут использоваться диаграммы.
1.6. Microsoft Access
Access - представляет собой мощную программу управления данными, предназначенную главным образом для программистов. Access поставляется только в составе профессионального пакета Office.
Microsoft Access, обладает всеми чертами классической СУБД, предоставляет и дополнительные возможности. Access - это не только мощная, гибкая и простая в использовании СУБД, но и система для разработки работающих с базами данных приложений. С помощью Access можно создать приложение, работающее в среде Windows и полностью соответствующее потребностям пользователя по управлению данными.
Microsoft Access имеет множество областей применения: на малом предприятии; в работе по контракту, когда вы разрабатываете прикладные программы по заказу или выступаете в роли консультанта; в больших корпорациях, когда вы выступаете в роли координатора производственных информационных систем и даже в сфере домашнего применения.
1.7. Структура и характеристика СУБД Microsoft Access
Microsoft Access предоставляет максимальную свободу в задании типа данных (текст, числовые данные, даты, время, денежные значения, рисунки, звук, документы, электронные таблицы). Можно задать форматы хранения (длина строки, точность представления чисел и даты времени) и предоставления этих данных при выводе на экран или печать. Для уверенности, что в базе данных хранятся только корректные значения, можно задать условия на значения различной степени сложности.
Microsoft Access может работать с большим числом самых разнообразных форматов данных, включая файловые структуры других СУБД. Также можно производить импорт и экспорт данных из файлов текстовых редакторов или электронных таблиц. С помощью Access возможна - обработка файлов Рагаdох, dВАSE III, dВАSЕ IV, FохРго и др. Можно также импортировать данные из этих файлов в таблицу Access.
Основные объекты базы данных Access:
Таблица: Объект, который определяется и используется для хранения данных. Каждая таблица включает информацию об объекте определенного типа. Таблица содержит поля (столбцы), в которых хранятся различного рода данные, и записи (строки). В записи собрана вся информация о конкретном предмете. Для каждой таблицы можно определить первичный ключ (одно или несколько полей, которые имеют уникальное значение для каждой записи) и один или несколько индексов с целью увеличения скорости доступа к данным.
Запрос: Объект, который позволяет пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Для создания запроса можно использовать образец или инструкции. Можно создать запросы на выбор, обновление, удаление или на добавление данных. С помощью запросов можно создавать новые таблицы, используя данные одной или нескольких таблиц, которые уже существуют.
Форма: Объект, предназначенный в основном для ввода данных, отображения их на экране или управления работой приложения. Можно использовать формы для того, чтобы реализовать требования пользователя к представлению данных из запросов или таблиц. Формы можно также распечатать. С помощью формы можно в ответ на некоторое событие запустить макрос или процедуру.
Отчёт: Объект, предназначенный для создания документа, который впоследствии может быть распечатан или включён в документ другого приложения. Прежде чем выводить отчёт на принтер, можно просмотреть его на экране.
Макрос: Объект, представляющий собой структурированное описание одного или нескольких действий, которые должен выполнить Access в ответ на определённое событие.
Модуль: Объект, содержащий программы на Microsoft Access Basic, которые позволяют разбить процесс на более мелкие действия и обнаружить те ошибки, которые нельзя найти с использованием макросов.
Страницы: 1, 2, 3, 4