1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БАЗЫ ДАННЫХ "ОТДЕЛ СБЫТА ПРЕПРИЯТИЯ"
1.1 Основные понятия
При разработке концептуальной модели мы будем пользоваться следующими понятиями:
Сущность - личности, факты, объекты реального мира, имеющие отношение к некоторой проблемной области. /1,2/
Атрибут - это информационное отображение свойств объекта. При реализации информационной модели на каком-либо носителе информации, атрибут часто называют элементом данных, полем данных или просто полем.
Экземпляр объекта - это один набор значений его элементов данных.
Доменом называется набор записей данных одного типа, отвечающих поставленным условиям.
Связь - это функциональная зависимость между сущностями.
Концептуальная модель представляет интегрированные концептуальные требования всех пользователей к базе данных данной предметной области.
Концептуальная схема - это графическое представление данных на концептуальном уровне./2,3/
1.2 Описание предметной области
При проектировании концептуальной модели все усилия разработчика должны быть направлены в основном на структуризацию данных и выявление взаимосвязей между ними без рассмотрения особенностей реализации и вопросов эффективности обработки. Проектирование концептуальной модели основано на анализе решаемых на этом предприятии задач по обработке данных. Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей, представляющих интерес в рассматриваемой предметной области и выявляемых в результате анализа данных. Имеются в виду данные, используемые как в уже разработанных прикладных программах, так и в тех, которые только будут реализованы./4,5/
Фирма, в которой будет эксплуатироваться данная база данных, занимается работой с заказчиками и поставщиками, т.е. ведется работа по приему заявок от заказчиков и их осуществление и заключением договоров на поставку товаров от поставщиков. В базе данных должно храниться полный перечень поставщиков и заказчиков с указанием всех требуемых адресов и телефонов, перечень ведется с момента создания фирмы. Также в базе данных должно храниться весь перечень товаров имеющихся на оптовой базе на данный момент, перечень товаров включенных в накладные и договора, список всех накладных и договоров заключенных ранее, должна иметься возможность добавление новых договоров и накладных. Также база должна хранить все счета оформленных в результате заключенных договоров и оформления накладных. Ограничение прав на доступ должно разделяться на пользователь и администратор. Пользователь должен иметь ограниченные права доступа, т.е. не иметь права корректировать, у администратора нет ограничений, кроме изменений структуры базы данных. /6/
Определим первоначальные данные:
Договора - заключаются с поставщиками на определённый вид товара/7/.
Поставщики - организации или физические лица, с которыми заключаются договора на поставку товара.
Заказчики - в основном магазины, а также предприятия и организации, подающие заказ на приобретение того или иного товара.
Счета - ведутся на этапе заключения договором с поставщиками, а также с заказчиками.
Накладные - создаются на основании получения заказа о заказчика, для отгрузки.
Товар - присутствует на основании заявки и договора с поставщиком.
1.3 Каталог задач и запросов базы
Основываясь на описании предметной области (п.1.2), а также путём опроса экспертов и изучения документальных источников,/8,9,10/ определим круг запросов и задач, которые предполагается решать с использованием базы данных "Отдел Сбыта Преприятия".
Задачи:
· сведения о поставщиках и заказчиках;
· сведения о накладных, договорах и счетах;
· сведения о товарах;
· возможность пополнять базу данных информацией новыми видами товара, накладных, договоров, список поставщиков, заказчиков и счетов;
· возможность при необходимости корректировать данные.
Вследствие большого объема информации хранящегося в базе данных пользователь должен иметь быстрый доступ к интересующим ему данным. Анализируя возможные запросы пользователя получаем такие запросы:
· по названию фирмы поставщика получение информации о всех заключенных договоров и счетов с этим поставщиком.
· по названию фирмы заказчика получение информации о всех полученных накладных от этого заказчика, также о всех оформленных счетах с этим заказчиком.
· по названию товара получение информации когда и в каких накладных и договорах участвовал этот товар.
· по номеру накладной или номеру договора получение полной информации о данном договоре или накладной.
1.4 Описание сущностей
Основываясь на описании предметной области (см.п.1.2) и определённых запросов и задач (см.п.1.3), выявляем сущности. Описание сущностей приведено в таблице (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Наименование
сущности
Первичный ключ
Кол. экземпл. сущности
Динамика роста
Частота коррекции
Ограничение на доступ
Администр
Пользователь
Товар
Код товара
3000
20%
Раз в месяц
Нет
Только чтение
Поставщик
Код поставщика
10
5%
Раз в год
Заказчик
Код заказчика
30
15%
Раз в 6 месяцев
Договор
Номер договора
20
Накладная
Номер накладной
Счет
Номер счета
Страницы: 1, 2, 3, 4