Рефераты. База данных "Пассажирские железнодорожные перевозки"

База данных "Пассажирские железнодорожные перевозки"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет информационных технологий

Кафедра информационных систем и технологий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту

по дисциплине «Управление данными»

База Данных «Пассажирские железнодорожные перевозки»

ГОУ ОГУ 230201.4007.01

Руководитель проекта

__________________Извозчикова С.А.

"_____"__________________2009г.

Исполнители

студенты гр. ИСТ

________________Антипова Т.В.

"_____"________________2009г.

Оренбург 2009

Содержание:

Введение

1 Аналитическая часть

1.1 Основные задачи предметной области

1.2 Технологический процесс сбора и обработки информации

2 Проектная часть

2.1 Информационное обеспечение комплекса задач

2.2 Характеристика входной информации

2.3 Характеристика выходной информации

2.4 Характеристика структуры данных

3 Описание программного обеспечения

3.1 Выбор и обоснование инструментальных средств

3.2 Описание программных модулей и их взаимодействие

3.3 Описание интерфейса пользователя

Заключение

Список использованных источников

Введение

Поскольку базы данных, вне всяких сомнений, занимают в настоящее время лидирующее положение в области информационных технологий, они становятся неотъемлемой частью в любой сфере деятельности, а особенно в обработке большого объёма информации.

Для того, чтобы обработка данных не стала новой проблемой был создан стандарт структурированного языка запросов SQL (Structured Query Language).

Программное обеспечение, работающее с использованием SQL, функционирует незаметно для пользователя, предоставляя ему необходимую основу для манипуляции информацией.

Сейчас особое внимание уделяется на использование сетевых информационных технологий, базирующихся на архитектуре клиент - сервер, и переходе от малопонятных внутренних процедур к содержательной работе с предметной областью, которую описывают хранимые данные. Поэтому предпочтение отдаётся СУБД, которая поддерживает многопользовательский доступ MySQLServer.

Все более актуальным становится вопрос об автоматизации продажи билетов на пассажирские поезда. Функциональность базы данных во многом зависит от предоставленной создателям информации о предметной области. Большую роль играет создание интерфейса доступного для любого пользователя, работающего с ней.

В соответствии с поставленной целью в первом разделе рассматривается общие сведения и задачи, а также функции предметной области.

Далее рассматривается технологический процесс сбора и обработки информации создаваемой базы данных. Все входные и выходные информационные потоки, которые надо использовать в работе.

В заключительном разделе описывается созданная база данных, её интерфейс, программные модули и технические требования для её использования на персональном компьютере.

1 Аналитическая часть

1.1 Основные задачи предметной области

Перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте является актуальной проблемой на сегодняшний день, так как продажа билетов ведётся хоть и автоматизировано, но зачастую у касс скапливается большое количество народу. То есть идёт медленное обслуживание пассажиров происходит это из-за неудобного интерфейса. Где требуемые данные находятся на 3-ем, 4-ом и более уровнях доступа, что увеличивает время доступа к информации.

Перед нами стоит задача упростить доступ к данным, то есть сделать его более доступным в том плане, что информация, необходимая для продажи билетов пассажирам находилась максимум на 3-ем уровне доступа.

Наша база данных помогает облегчить поиск информации, требуемой пасса-жиру и самому оператору, по продажи билетов:

- выдать полную информацию о требуемом рейсе;

а) название рейса;

б) код рейса;

в) время отправления;

г) время прибытия до пункта назначения;

д) время в пути;

- предоставить информацию о наличие:

а) свободных мест;

б) стоимости билета по типу вагона:

1) плацкарт;

2) купе;

в) стоимость страхового сбора на время поездки;

В последнее время, люди часто интересуются о стоимости страхового полиса на время поездки. Особенно, такую информацию просят предоставить пассажиры дальних рейсов.

1.2 Технологический процесс сбора и обработки информации

Представим себе работу вокзалов, имеющее в наличии большое количество отдалённых касс, и целый штат операторов по продаже билетов.

В основной круг задач работников касс при оформлении проездных документов входят следующие задачи:

- сбор информации о пассажире;

- выбор нужной информации о необходимом рейсе;

- обработка информации о данном рейсе;

- формирование выходных документов.

При сборе и обработке информации большое внимание должно уделяться функции ведения отчётности о наличии билетов. Отчётность - это внутренняя информация, на основе которой ведутся все расчеты и выводы в работе. В данном случае отчётными данными для операторов будут являться следующие данные:

- список пассажиров с указанием фамилии, имя и отчества, количества детей, присутствующих с родителями. Для того, чтобы знать поток пассажиров в данный пункт, объём пассажиров в вагоне;

- список проданных билетов с указанием даты для расчета стоимости проезда;

Помимо этого, в системе расчета присутствует внутренний неизменяемый список поездов. Неизменяемый - потому что на протяжении многих лет список поездов практически не меняется, так как нарушится поток поездов и будет простой у железной дороги, поэтому будем считать его постоянным.

Таким образом, использование внутренней справочной информации обуславливается самим процессом учёта билетов.

Поэтому разработка и создание удобной автоматизированной системы для учёта билетов и потока пассажиров облегчит работу не только операторов, но и работников аналитического отдела ДЕПО. Компьютер выполняет любые арифметические операции любой сложности за доли секунды с безошибочной точностью, что является залогом успеха в любом вычислении. На основании этого создана упрощённая автоматизированная система, призванная помочь работнику не углубляться в большой поток информации, а выбирать только требуемую (информацию) в данный момент времени. Отобразим на рисунке 1 информационные потоки:

Рисунок 1 - Схема информационных потоков

1-запрос от пассажира оператору;

2-ответ оператору;

3-данные для базы данных;

4-распоряжения по замене или добавлению данных.

2 Проектная часть

2.1 Информационное обеспечение комплекса задач

Информация в базе данных должна быть представлена простым языком. Мы решили представить базу данных в виде модели «сущность-связь», которая также известна как ER-диаграмма. Такие модели удобны для понимания.

Каждой сущности присваиваются уникальное имя. Между сущностями могут существовать различные связи. Связь изображается линией, проводимой между сущностью-родителем и сущностью-потомком, с точкой на конце линии у сущности-потомка. Атрибуты сущности изображаются в виде списка имен внутри блока сущности. Атрибуты, определяющие первичный ключ, размещаются наверху списка и отделяются от других атрибутов горизонтальной чертой.

Проанализировав предметную область, мы выделили 6 сущностей: станции рейса, рейс, билет, тип вагона, станции, цены.

Обычно разработка модели базы данных состоит из двух этапов: составление логической модели и создание на ее основе физической модели. Средство разработки ER-диаграмм полностью поддерживает такой процесс, он имеет два представления модели: логическое и физическое. Таким образом, разработчик может строить логическую модель базы данных, не задумываясь над деталями физической реализации, т.е. уделяя основное внимание требованиям к информации и бизнес-процессам, которые будет поддерживать будущая база данных.

2.2 Характеристика входной информации

В данной системе вся необходимая входная информация вводится пользователем системы, то непосредственно оператором по продажи билетов, вручную с клавиатуры или с помощью мыши. Вся эта информация представлена в виде следующих информационных массивов:

- данные о пассажире (фамилия, имя, отчество), непосредственно отправляющегося в поездку;

- документ, удостоверяющий личность пассажира (номер, серия);

- информация о рейсе, на котором пассажир собирается выезжать (номер рейса, станции, время).

2.3 Характеристика выходной информации

Разработка данной программы ориентирована на формирование всего лишь одного результирующего выходного документа - проездного билета. В билете будут указаны:

а) номер билета (уникальный);

б) номер рейса;

в) время отправления;

г) время прибытия;

д) время стоянки;

е) дата отправления;

ж) дата прибытия;

з) номер вагона;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.