69
В настоящее время в сфере образования России происходит формирование единой информационно-образовательной среды. В концепции создания и развития системы дистанционного образования в России под информационно-образовательной средой понимается "системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей".
В последнее время в основном используется менее технократичное определение, рассматривающее информационно-образовательную среду с точки зрения двух основных ее функций: информационной и образовательной, т.е. как образовательную среду, базирующуюся на широком использовании информационных технологий. Под информационной образовательной средой учебного заведения понимается сложная система, аккумулирующая интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс в целом и процесс обучения в частности.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) является флагманом движения российских вузов к электронному обучению. В вузе практикуется смешанная форма обучения с постепенным увеличением доли электронного обучения. На каждом факультете МЭСИ выбираются учебные программы, преподаватели по которым готовы перейти в режим электронного взаимодействия со своими студентами. Практически каждая группа студентов вуза попадает хотя бы на один курс, в котором лекции и семинары проводятся в интерактивном режиме: студент самостоятельно изучает лекционный материал, выполняет лабораторные работы, сдает тесты, общается в дискуссионных форумах и чатах с сокурсниками и преподавателем. Переводом традиционных учебных курсов в электронную форму занимается специальное подразделение -- Центр проектирования контента (ЦПК). Курс разбивается на темы, включающие в себя рекомендации по обучению, собственно учебное пособие, краткое содержание по теме, практикум, тест и общую презентацию.
Одной из главных целей создания центра проектирования контента является организация, научно-методическое обеспечение, и собственно разработка ресурсов учебного назначения.
В своей деятельности региональный центр проектирования контента руководствуется действующим законодательством, Уставом Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Положением о филиале МЭСИ и положением об отделе РЦПК.
В ЦПК разрабатываются электронные учебные курсы любой сложности, причем с использованием видеолекций, видеоконференций, презентаций, анимации, тренингов. Все это стыкуется в единый документ, представляющий собой последовательность учебных материалов. Курс делается при активной поддержке преподавателя, разрабатывавшего эти материалы.
Можно выделить основные функции Центра проектирования контента:
1. Участие в разработке инструкций, методических и нормативных стандартов, связанных с проектированием, разработкой и оформлением контента.
2. Участие в согласовании плана подготовки контента.
3. Контроль входящего контента на соответствие стандартам.
4. Участие во внедрении и запуске систем управления обучением.
5. Разработка электронных учебных курсов по плану ЦПК МЭСИ.
6. Разработка электронных изданий на заказ.
7. Участие в организации электронного обучения в БФ МЭСИ.
Иерархическую структуру сотрудников Центра проектирования контента можно отобразить в виде следующей схемы:
Одним из главных элементов информационно-образовательной среды являются образовательные ресурсы.
Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации прохождения учебного процесса с гарантированным уровнем качества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9