Session 8 - комплексная цифровая студия, объединяющая вместе цифровую запись звука, MIDI, аналоговый микшер и систему коммутации. Работает на базе компьютера PC. Полный комплект состоит из двух плат (Core System) - основная занимает 16-битный ISA слот, и на ней расположен цифровой процессор (DSP) + SCSI-2 контроллер, вторая 8-битная ISA плата служит как порт с внешним разъемом для подключения звукового интерфейса ввода/вывода (I/O Interface). Комплекс оснащен программным обеспечением с одноименным названием «Session 8» версии 2.5, разработанным под операционную систему Microsoft Windows 95. Поддерживается объем дискового пространства более 2 Гбайт; введены многочисленные автоматизированные функции для редактирования звука.
Для микширования Session 8 располагает двумя режимами: внешний, для использования с автономным микшером, и внутренний, полностью цифровой. Во внутреннем режиме работа идет с «виртуальным» микшером на экране монитора. Цифровые параметрические эквалайзеры позволяют работать без каких-либо качественных потерь, присущих аналоговым агрегатам.
Другой особенностью Session 8 является режим программной коммутации (routing) входов. Входы можно распределять с помощью простого и удобного графического интерфейса, а также можно назначать эффекты на каналы (компрессоры, гейты и т.д.). С помощью этой функции можно обойтись без аппаратного переназначения каналов записи, что позволяет избежать потери времени на коммутацию проводов.
Благодаря наличию стандартного WAV драйвера Session 8 работает и с другими программными продуктами, включая Cakewalk, Cubase, Sound Froge, Cool Edit и т.п.
Монтаж фонограммы предполагает удаление избыточных пауз, сборку речевой фонограммы из нескольких дублей, корректировку оговорок диктора или удаление ненужных музыкальных тем, а также иные действия, предусмотренные техническим заданием;
c) частотная обработка, применение эффектов;
d) выравнивание уровня громкости.
- контрольное прослушивание и сохранение аудиофайла в формате, указанном в техническом задании.
Контрольное прослушивание производится с целью выявления технического брака, ошибок монтажа и проверки соответствия параметров фонограммы техническому заданию.
При создании синхронного саундтрека к видеоряду технологическая цепочка выглядит иначе:
- подготовка исходных материалов:
a) запись и обработка фонограммы дикторского текста;
b) подбор музыкальных фрагментов для фонового сопровождения;
c) подбор звуковых эффектов.
- монтаж саундтрека:
a) предварительное синхронное озвучивание эффектами;
b) монтаж фонограммы дикторского текста;
c) компилирование музыкального саундтрека;
d) мастеринг - сведение фонограмм звуковых эффектов, с записью дикторского текста и музыкального саундтрека.
- контрольное прослушивание и сохранение данных:
a) Контрольное прослушивание (просмотр);
b) сохранение саундтрека в студийном формате (Microsoft WAVE, PCM (Uncompressed), 16 bit, 44.1 kHz, mono/stereo);
c) сохранение видеофайла в требуемом формате.
Техническое задание
Пример выполнения записи и обработки звукового сопровождения для видеоролика
Озвучить видео ролик, представленный файлом lions.mpg.
Дикторский текст:
«Лев - это очень крупный, могучего телосложения зверь. Его самцы достигают в длину 180 - 240 сантиметров, не считая хвоста. Масса льва от 180 до 227 килограммов. Голова чрезвычайно массивная с довольно длинной мордой. Лапы невысокие, очень сильные. Весьма характерна сильно развитая у взрослых самцов длинная грива, покрывающая шею, плечи и грудь, тогда как на всем остальном теле шерсть короткая буровато-желтая. В отличие от других крупных хищников, львы встречаются не только в одиночку и парами, но и крупными группами - так называемыми прайдами. В прайд обычно входят один-два взрослых самца, несколько взрослых львиц и молодые звери. Добычей им служат различные антилопы, зебры и другие копытные средней величины вплоть до молодых слонов, носорогов, бегемотов, а также домашнего скота»
Формат фонограммы: MPEG, 16 bit, 44.1 kHz, mono.
Саундтрек должен содержать звуки природы, совпадающие с событиями в сюжете; закадровый дикторский текст. В фонограмме дикторского текста должны быть удалены избыточные паузы между словами.
Параметры фонограммы дикторского текста: пиковый уровень громкости 0 dB, Graphic EQ срез НЧ ниже 160 Hz, Dynamics Graphic Compressor Soft knee compressor/gate (-24 dB threshold).
Параметры фонограммы звуковых эффектов: средний уровень громкости -28 dB.
После удаления шума осуществляется монтаж фонограмм в соответствии с требованиями технического задания. Монтаж фонограммы во многом похож на процесс редактирования текста. Отдельно взятые фрагменты речевых фонограмм собираются в единое целое в соответствии с монтажным листом. Музыкальные фонограммы корректируются по длительности, скорости и тональности звучания.
Монтажный лист представляет собой таблицу, в которой указывается имя файла, дикторский текст (для речевых фонограмм) или название музыкального фрагмента, хронометраж файла. В отдельных случаях приводится тайм-код на каждую фразу или музыкальную тему.
Sound Forge позволяет использовать буфер обмена данных, производить выделение произвольных областей файла, удалять фрагменты из фонограмм (например, паузы в речи), добавлять фрагменты в фонограмму, корректировать скорость звучания, в том числе без изменения высоты тона и т.д.
При удалении пауз из фонограммы используется автоматизированное средство Auto Trim/Crop в меню Process. Диалоговое окно Auto Trim/Crop представлено на рисунке 3.5.
В этом окне можно задать минимальное расстояние между фразами (Minimum inter-phrase silence). Все участки тишины, короче заданного значения вырезаны не будут.
Также присутствуют настройки порога атаки (attack threshold) и порога отпускания (release threshold). Порог атаки задает тот уровень громкости, который программа будет считать началом новой фразы, а порог отпускания - это уровень громкости, который программа будет считать концом фразы и начала паузы.
Рис. 3.5
Основное отличие этого эквалайзера от графического - возможность более точного задания частоты и уровня громкости сигнала этой частоты.
Параграфический эквалайзер, в отличии от графического и параметрического, позволяет получить более сложный - нелинейный график коррекции звука. Окно параграфического эквалайзера приведено на рисунке 3.8.
Рис. 3.8
В распоряжении пользователя находятся четыре частотных диапазона, у каждого из которых своя регулировка уровня (четыре вертикальных движка в середине окна под графиком).
Для каждого диапазона можно указать, где он расположен на шкале частот. Эта операция производится с помощью горизонтальных движков Center frequency (частота середины диапазона). Также можно регулировать ширину диапазона.
Для работ, связанных с частотной обработкой фонограммы дикторского текста наиболее удобно использовать графический эквалайзер. Параметрический и параграфический эквалайзеры используются для проведения более сложных работ, связанных с частотной обработкой.
kBit/s
Частота дискретизации при обработке сигнала
kbps
Реальная выходная частота
Описание
256
44 kHz, stereo
32
22 кГц
Максимальные возможности mp3 формата - звук чистый и без искажений. Но и максимальный поток (32 кбайта в секунду), что скажется на чуть большем размере файла mp3 и DivX и возможно небольшом замедлении на слабых компьютерах при воспроизведении.
128
16
18 кГц
Оптимальные возможности mp3 формата - звук с минимумом искажений. Средний поток - 16 кбайт. Наиболее часто используемый битрэйт при формировании mp3.
96
12
16 кГц
Средние возможности mp3 формата - звук еще нормальный, но могут быть искажения и уже нет высоких частот. Часто используемый битрэйт, хотя выигрыш в конечном размере файла по сравнению с предыдущим форматом небольшой, а искажений существенно больше.
64
44 kHz, mono
8
Это моно аналог варианта 128 кбит. Оптимальные возможности mp3 формата для моно звука - звук с минимумом искажений, но моно. Часто используемый битрэйт в случаях, когда не требуется стереозвука.
48
6
Не очень качественный звук для музыкальных файлов, могут быть искажения и уже нет высоких частот, причем моно.
22 kHz, stereo
11 кГц
Оптимальные возможности mp3 формата для дикторского сопровождения - звук может быть с небольшими искажениями, высоких мало.
22 kHz, mono
4
Оптимальные возможности mp3 формата для дикторского сопровождения - звук может быть с небольшими искажениями, высоких мало, но хорошие средние. Минимальный битрэйт (4кбайта в секунду).