МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное Агентство по образованию
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Пензенский филиал
Курсовая работа
по дисциплине: «Информационная безопасность»
На тему: «АНАЛИЗ УГРОЗ И РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА Российской Федерации»
Выполнил: ст. гр. 02и1
Логунова В.В.
Принял: к.т.н., доцент
Зефиров С.Л.
Пенза 2005
Содержание
Введение
1. Описание деятельности госоргана
1.1 Разработка структурной и инфологической моделей информационной системы госучреждения
2. Перечень и анализ угроз
3. Квалификация угроз актуальных для информационной системы
4. Разработка политики безопасности
Заключение
Литература
Приложение А
Настоящее время характеризуется стремительной компьютеризацией, которая охватила практически все сферы человеческой жизни. Очень трудно в настоящее время найти отрасль, которая бы не ощутила на себе влияние этого глобального процесса. С каждым годом увеличивается объем информации и поэтому намного удобнее осуществлять работу с ней в электронном виде. Тем не менее, наряду с огромным количеством достоинств компьютерных технологий появляются проблемы в области информатизации, например, защиты информации. Организации, предприятия либо государственные органы, работающие в информационной сфере, должны, надлежащим образом, следить за получением, формированием, хранением, распределением и использованием сведений, поступающих к ним. Потеря конфиденциальной информации может привести к неблагоприятным последствиям в деятельности учреждения. В избежание подобных случаев, необходимо осуществлять контроль за информационной системой.
В рамках данной курсовой работы проведем анализ угроз и разработаем политику безопасности для информационной системы отделения Пенсионного Фонда РФ.
В г. Пензе существуют немало важные государственные учреждения, которые занимаются деятельностью в различных сферах жизни общества. В данном курсовом проекте будет уделено внимание отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации. Целями (бизнес - цели) деятельности государственного органа являются:
- назначение на пенсию граждан РФ (работа с персональными данными);
- ведение лицевых счетов граждан РФ;
- распределение информации в банк.
Функции госучреждения следующие:
- сбор и получение информации;
- внесение ее в базы данных;
- выявление несоответствий;
- обеспечение конфиденциальности информации;
- хранение и обработка данных;
- передача сведений в банк;
- работа с Интернет.
Информационная система госучреждения должна иметь базы данных, хранящие конфиденциальную информацию о гражданине РФ: фамилию, имя, отчество, дату рождения, его доход, сведения о стаже и номер лицевого счета, а также выявлять несоответствия о полученных данных. Базы данных могут иметь наименования, такие как «БД Пенсионеров», «БД Работодателей», «БД Наемных лиц», «БД Льготников», «БД Ветеран». Информация поступает в орган двумя способами: индивидуально от каждого человека в виде бумажных документов, заверенных подписью и печатью, и через Интернет. Документы регистрируется. Электронный документ должен содержать электронно-цифровую подпись, т.е. входящая информация шифруется системами криптозащиты. Сведения заносятся в базу данных с автоматизированных рабочих мест операторов. Все изменения, внесенный в БД, периодически должны сохраняться, делаться копии на случай утери информации.
По схеме «запрос - ответ» может осуществляться обмен информации между регионами. Пенсионный фонд, получив запрос, анализирует актуальность, проверяет наличие прав на этот запрос, так как доступ к информации ограничен определенным кругом лиц, после чего извлекает из БД запись одного лица и отправляет ответ. Все запросы должны фиксироваться в специальном журнале. За этими действиями должен следить администратор по информационной безопасности. Информацию о назначении на пенсию граждан РФ отправляют в банк, где хранится их лицевой счет и происходит ежемесячная выдача определенной суммы денег. Передается информация в зашифрованном виде, что обеспечивает ее уникальность. Госучреждение должно взаимодействовать по отдельным защищенным каналам связи с г. Москвой (корпоративная сеть) для того, чтобы там хранить копии БД. В случае непредвиденных обстоятельств, сведения можно восстановить. Информационная система (ИС) госоргана должна достаточно надежно обеспечивать многофункциональную систему защиты собственных баз данных с информацией о людях и их счетах, подобрать специальное программное обеспечение, а также доступ к информации должен быть ограничен определенным кругом лиц.
Функционирование информационной системы осуществляется следующим образом. Сведения заносятся в базу данных с автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов, два из которых будут соединены с почтовым сервером. Некоторые АРМ будут взаимосвязаны друг с другом. Базы данных (БД), система управления базами данных (СУБД) располагаются на администраторском сервере, взаимосвязанном с АРМ и с главным сервером в г. Москве, хранящий копию БД. Обработка данных осуществляется на главном (администраторском) сервере. Администратор имеет доступа к сети Интернет, но не сам сервер. АРМ администратора информационной безопасности (ИБ) обеспечивает защиту БД. Каждый компьютер имеет пароль, с помощью которого администратор ИБ проверяет наличие прав доступ персонала к БД (пароли) и фиксирует запросы на информацию. Только он имеет право удалять устаревшую информацию и хранить копии БД. АРМ банка получает сведения, поступившие из БД, от квалифицированных работников по средствам связи (телефон, факс, компьютер и т.д.).
Составим структурную модель ИС, состоящую из таких элементов как:
- автоматизированные рабочие места (АРМ), с которых операторы заносят информацию в БД, поступающую в индивидуальном порядке от физического лица либо от почтового сервера, и которые отправляют сведения в банк;
- почтовый сервер, на который информация поступает через Интернет;
- администраторский сервер, хранящий БД, он же сервер обработки, на котором установлена система управления базами данных;
- автоматизированное рабочее место администратора информа-ционной безопасности;
- главный сервер г. Москвы, хранящий копии БД:
Функции ИС:
1. Способствует быстрому и своевременному внесению новых сведений, изменению уже имеющихся, а также удалению устарелых данных;
2. Структурирует и облегчает поиск информации в БД;
3. Показывает доступ к информационным ресурсам;
4. Обеспечивает надежное хранение данных (их безопасность);
5. Позволяет вести учет о назначения на пенсию граждан РФ;
6. Своевременная передача информации в банк.
Таблица 1 - Аппаратный компонент - пользователь
Аппаратный ресурс
Пользователь
Права пользователя
Ответственный персонал
Обязанности ответственного персонала
АРМ
Работники отделения
Возможность доступа к БД.
Работники отделения (сотрудник несет ответственность за свои действия)
Обязанности распределяются в соответствии с работой, которую они выполняют (внесение новых сведений в БД, полученных от почтового сервера, по средствам связи и лично от граждан РФ, передача сведений в банк)
АРМ администратора ИБ
Администратор ИБ
Доступ к главному серверу, к БД
Проверять наличие прав доступа к БД, фиксирует запросы, удаляет информацию, хранить копии БД
Почтовый сервер
Администратор
Доступ к Интернету
Контролировать функционирование автоматизированной информационной системы, обрабатывать информацию в БД, хранить и создавать копий БД, осуществлять работу с почтой и с Интернетом, взаимодействовать с АРМ, с сервером г. Москвы и с АРМ администратора ИБ
Администраторский сервер
Рабочий персонал, администратор, администратор ИБ и администратор сервера в г. Москве
Доступ и пользование БД
АРМ банка
АРМ Пенсионного Фонда РФ
Передача информации в банк по средствам связи. Отсутствие прав пользования рабочего персонала отделения Пенсионного Фонда РФ информационными ресурсами банка
_______
________
Сервер г.Москвы
Доступ к хранилищу копий БД
____________
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7