Рефераты. Анализ проблем информационной безопасности в компьютерной сети организации, подключенной к сети Интернтет

• передача исполняемого кода в почтовых сообщениях. Электронная почта позволяет передавать данные разных типов, в том числе программы, а также документы, содержащие макросы. Вместе с подделкой адреса отправителя это может использоваться для всевозможных атак. Приведу два примера. Пользователь получает письмо от Santa.Claus@northpole.org, в котором содержится поздравление с Новым Годом и "подарок" - программа, которую предлагается запустить. Запущенная программа рисует на экране, например, новогоднюю елку с мигающей гирляндой. Пользователь пересылает это поздравление всем своим друзьям и знакомым. Программа, рисующая елку, помимо этого инсталлирует программу удаленного управления, и сообщает о результате своему создателю. Второй пример. Системный администратор получает письмо от фирмы - производителя используемого в компании программного обеспечения, с сообщением, что в этом программном обеспечении найдена опасная ошибка и с исправлением, которое следует срочно установить. Результат аналогичен первому примеру.

• перехват почтовых сообщений. Электронная почта передается через Интернет в незашифрованном виде и может быть перехвачена и прочитана.

• Спам. Спамом называется массовая рассылка сообщений рекламного характера. В отличие от обычной рекламы на телевидении или радио, за которую платит рекламодатель, оплата передачи спама ложится на получателя. Обычно спаммеры используют следующую схему: с подключения по коммутируемой линии устанавливается SMTP-соединение с хостом, на котором разрешена пересылка почты на любые хосты (open mail relay - открытый релей). На него посылается письмо со множеством адресатов и, как правило, с поддельным адресом отправителя. Хост, оказавшийся жертвой, пересылает полученное сообщение всем адресатам. В результате, затраты на рассылку спама ложатся на получателей и хост, пересылающий почту. Интернет сервис провайдеры отрицательно относятся к спаму, поскольку он создает весьма существенную нагрузку на их системы и неудобства их пользователям. Поэтому многие провайдеры включают в договор о предоставлении услуг пользователям пункт о недопустимости спама и отключают пользователей, замеченных в рассылке спама. Кроме того, многие провайдеры отключают прием почты с открытых релеев, замеченных в передаче спама. Системному администратору почтового сервера следует убедиться, что его система пересылает исключительно почту, адресованную ее пользователям или исходящую от ее пользователей, чтобы система не могла быть использована спаммерами.

• ошибки в программном обеспечении почтовых серверов. Серверы электронной почты (SMTP, POP3, IMAP) печально известны множеством ошибок, приводившим к взлому систем. Sendmail, один из самых распространенных SMTP-серверов заслужил репутацию самой "дырявой" программы, из когда-либо использовавшихся. За последние два года были также найдены ошибки в распространенном POP3-сервере QUALCOMM qpopper и IMAP-сервере университета Вашингтона, которые позволяют удаленному взломщику получить привилегированный доступ (root) к системе. По сведениям CERT тысячи систем были взломаны благодаря этим ошибкам. Системному администратору следует внимательно следить за сообщениями о найденных ошибках в почтовых серверах и своевременно устанавливать исправленные версии.

FTP - протокол передачи файлов

Протокол FTP используется для передачи файлов. Большинство web-броузеров прозрачно поддерживают FTP. Можно также использовать специальные FTP-клиенты.

Основной проблемой как и в случае www являются программы, выкачиваемые и устанавливаемые пользователями, которые могут носить вредоносный характер.

DNS - доменная система имен

DNS - доменная система имен - производит преобразование имен в адреса и наоборот. Все программы, которые используют для обращения к удаленным хостам имена, являются DNS-клиентами. В этом смысле, практически любая программа, использующая IP-сети, включая web-броузеры, клиентские почтовые программы, FTP-клиенты, и т.п. используют DNS. Таким образом, DNS является основополагающей службой, которую используют другие службы для своей работы.

DNS работает следующим образом: клиент посылает запрос локальному серверу (например, запрашивает IP-адрес www.microsoft.com). Сервер проверяет, есть ли у него эта информация в кэше, и если нет, DNS-сервер запрашивает другие DNS-сервера по очереди, чтобы получить ответ на запрос клиента. Когда DNS-сервер получает ответ, или решает, что ответ получить нельзя, он кэширует полученную информацию и передает ответ клиенту.

Поскольку DNS критична для работы других сервисов, система наделена избыточностью. За каждый участок дерева имен отвечает один первичный (primary) и один и более вторичных (secondary) серверов. Первичный сервер содержит основную копию информации об обслуживаемом участке (зоне). Все изменения в информацию о зоне вносятся на первичном сервере. Вторичные сервера периодически запрашивают "зонную пересылку" (zone transfer) и копируют себе зонную информацию первичного сервера. Таким образом, существует два типа обращений к DNS-серверу - клиентские запросы (lookups) и зонные пересылки (zone transfers).

DNS-сервер использует порт 53. Клиентские запросы используют UDP в качестве транспорта. Если при пересылке клиентского запроса по UDP данные теряются, клиент повторяет запрос по TCP. Для зонных пересылок всегда используется TCP.

Проблемы безопасности DNS:

• Раскрытие информации. DNS может сообщить потенциальному взломщику больше информации, чем следует, например имена и адреса внутренних серверов и рабочих станций.

• DNS spoofing. DNS подвержена атаке, подробно описанной в работе. Вкратце, суть ее в следующем: атакуемый хост разрешает доступ к некоторой своей службе доверяемому хосту с известным именем. Взломщик желает обмануть хост, предоставляющий сервис, представившись ему доверяемым хостом. Для этого взломщику необходимо контролировать обратную зону (преобразующую IP-адреса в имена) к которой относится хост, с которого проводится атака. Прописав в ней соответствие своему IP-адресу имени доверяемого хоста, взломщик получает доступ к сервису, предоставляемому доверяемому хосту. Реализуется следующий сценарий: взломщик устанавливает соединение на атакуемый хост. Атакуемый хост, чтобы убедиться, что запрос исходит от доверяемого хоста, запрашивает у DNS имя по IP-адресу. Поскольку авторитетным сервером для зоны, к которой относится IP-адрес взломщика, является сервер взломщика, запрос адресуется к нему. Он в ответ сообщает имя доверяемого хоста.

• Cache Poisoning. Атака базируется на следующем свойстве: когда один DNS-сервер обращается к другому с запросом, отвечающий сервер, помимо запрашиваемой информации может сообщать дополнительную информацию. Например, если запрашивается MX (mail exchanger) для некоторого домена, отвечающий сервер помимо собственно MX записи передает также A-записи для всех mail exchanger'ов домена. Теперь рассмотрим такую ситуацию: взломщик имеет административный доступ к некоторому DNS-серверу, авторитетному по отношению к какому-нибудь домену. Взломщик модифицирует свой сервер таким образом, что при ответе на запрос об определенной записи, сервер возвращает некоторую дополнительную запись. Взломщик обращается к атакуемому DNS-серверу с запросом о своей особой записи. Сервер обращается с запросом к серверу взломщика, получает дополнительную запись и кэширует ее.

• Ошибки в программном коде DNS-сервера. В 1998 году в широко используемом DNS-сервере BIND было найдено несколько ошибок, одна из которых позволяла получить удаленному взломщику привилегированный (root) доступ к системе. Эти ошибки были исправлены в следующих версиях.

Прочие Интернет - сервисы.

Помимо описанных выше достаточно стандартных служб, существует множество других, более или менее распространенных или используемых. Отмечу основные проблемы, характерные для очень многих из них.

Аутентификация. Большинство электронных информационных сервисов (например, ICQ, IRC) не дает возможности убедиться, что их участники действительно те, за кого себя выдают. Следует очень осторожно относиться к информации, полученной из не аутентифицированного источника.

Передача исполняемого кода. Некоторые информационные службы (ICQ) позволяют пересылать произвольные файлы, в том числе файлы с исполняемым кодом. Исполняемый код, полученный из непроверенного источника может содержать что угодно - вирусы, троянских коней и т.п.

Программные ошибки. Ошибки в программном обеспечении могут приводить к различным проблемам - от отказа в обслуживании до исполнения на машине пользователя злонамеренного программного кода без его согласия и ведома.

1.3 Методы защиты компьютерной сети организации от НСД из сети Интернет. Применение межсетевых экранов

Существует несколько подходов к решению проблемы защиты КСО подключенной к сети Интернет от НСД. Первый подход состоит в усилении защиты всех имеющихся систем, открытых к доступу из Интернет. Этот подход называется "безопасность на уровне хоста". Он может включать в себя обучение пользователей и администраторов систем работе в более недружелюбной среде, ужесточение политики парольной защиты (введение или ужесточение ограничений на минимальную длину, символьный состав и срок действия пароля) или введение не парольных методов аутентификации, ужесточение правил доступа к системам, ужесточение требований к используемому программному обеспечению, в том числе операционным системам, и регулярная проверка выполнения всех введенных требований.

У этого подхода есть несколько недостатков:

• для пользователей усложняются процедуры работы в системе, и возможно, некоторые действия к которым они привыкли, вообще запрещены. Это может привести к снижению производительности пользователей, а также к их недовольству.

• на администраторов системы ложится очень существенная дополнительная нагрузка по поддержке системы. Даже для сравнительно небольших систем, содержащих несколько десятков машин, задача поддержания заданного уровня безопасности может потребовать непропорционально больших усилий.

• требования защиты могут, противоречить требованиям использования системы и одним из них придется отдать предпочтение в ущерб другим. Как правило, требованиям к функциональности системы отдается предпочтение в ущерб требования защиты.

Достоинством этого подхода является то, что помимо проблемы защиты от "внешнего врага" он также решает проблему внутренней безопасности системы. Поскольку значительная часть инцидентов (по некоторым данным до 80%), связанных с безопасностью, исходит от сотрудников или бывших сотрудников компаний, этот подход может весьма эффективно повысить общую безопасность системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.