Главная Вернуться  
Панорама города
Горисполком информирует
ПРОГРАММА
экономического и социального развития г.Евпатории на 2004г.

1. Вступление.
Программа экономического и социального развития г.Евпатории на 2004г. разработана управлением экономики горсовета совместно с управлениями и отделами исполнительного комитета Евпаторийского горсовета в соответствии с Законом Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины" от 23.03.2000г. №1602-III, Постановлением Кабинета министров Украины "О разработке прогнозных и программных документов экономического и социального развития и составлении проекта государственного бюджета" от 26.04.2003г. №621.
В основу Программы положена реализация задач, вытекающих из:
- Посланий Президента Украины к Верховной Раде Украины "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2001г." и "Концептуальные принципы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы "Европейский выбор";
- Указа Президента Украины "О Программе интеграции Украины к Европейскому союзу";
- Программы деятельности Кабинета Министров Украины "Открытость, действенность, результативность".
Программа основывается на комплексе экономических прогнозов, определяет основные цели и задачи экономического и социального развития г.Евпатории на 2004г. и направлена на стойкий долгосрочный экономический рост и повышение благосостояния населения.
Программа содержит также основные показатели экономического и социального развития г.Евпатории в 2003г. и прогноз экономического и социального развития города на 2004г.

2. Анализ экономического и социального развития за предыдущий период.
2.1. Динамика развития экономики.
Общая экономическая ситуация в городе в 2002-2003г.г. характеризуется закреплением стабилизационных процессов и экономическим ростом во всех основных сферах городского хозяйства, усилением процессов реформирования отношений собственности и усовершенствования рыночной инфраструктуры.
Целевая задача 2003г. - года, знаменующего собой 2500-летнюю историю г.Евпатории - обеспечение стойкого экономического роста, финансовой стабилизации развития городского хозяйства и на этой основе улучшение социальной ситуации, дальнейшее поэтапное повышение уровня жизни населения.
Развитие санаторно-курортного комплекса и связанной с ним городской инфраструктуры является основным приоритетным направлением работы по стабилизации социально-экономического и финансового состояния города. В городе-курорте Евпатория 65 санаторно-курортных учреждений. Курортные сезоны в 2002, 2003 годах характеризуются более высокими показателями востребованности санаторно-оздоровительных услуг и финансово-хозяйственной деятельности санаторно-курортного комплекса. Впервые за последние 10 лет заполняемость в санаторно-курортных учреждениях составила - 112-115%.
В 2003г. в городе из 65 санаторно-курортных учреждений функционировало 63, в 2002г. здравницами города оздоровлено 193,7 тыс.чел., в 2003г. ожидается 194 тыс.чел. В бюджеты всех уровней в 2002г. от функционирования санаторно-курортных учреждений поступления составили 15,1 млн.грн., в 2003г. ожидается 15,3 млн.грн.
Прибыль по санаторно-курортному комплексу в 2002г. составила 3,0 млн.грн., в 2003г. ожидается 3,1 млн.грн., объем реализации всех видов услуг - 2002г. - 160,1 млн.грн., в 2003г. - 161,0 млн.грн.
Развитие санаторно-курортного комплекса в городе направлено на увеличение заполняемости здравниц в течение года за счет повышения уровня комфортности, улучшения качества предоставляемых услуг, внедрения современных методик лечения, организации рекламы возможностей курорта в средствах массовой информации, на научно-практических конференциях специалистов-медиков из стран СНГ.
Одним из рычагов улучшения управляемости санаторно-курортными учреждениями стало проведение заседаний балансовых комиссий по итогам работы за год. В практику работы исполкомом горсовета внедрено ежемесячное заслушивание вопросов подготовки к курортному сезону, а затем его хода и итогов.
В промышленном секторе экономики в 2002-2003г.г. сохраняется тенденция роста объемов производства.
В 2002г. объем производства промышленной продукции составил 59,5 млн.грн., что дало прирост 20,4% к 2001г., в 2003г. рост в сопоставимых ценах составит 110,5%.
Исполком Евпаторийского городского совета работает в тесном взаимодействии с руководителями предприятий, практически содействует разрешению проблемных вопросов в пределах своей компетенции.
Оздоровлению экономики города способствует увеличение объемов производства, работ, услуг на предприятиях: ОАО "Опытный механический завод", ООО "ПКФ "Бахус", Евпаторийский хлебокомбинат ОАО "Крымхлеб", ОАО "Завод "Вымпел".
Товаров народного потребления за 2003г. будет произведено на сумму 61,7 млн.грн., что в 2 раза больше чем за соответствующий период прошлого года.
По-прежнему доминирующее положение в производственных областях занимает пищевая промышленность, удельный вес которой среди других секторов экономики за год составил 70,4%. Прирост объемов пищевой продукции к уровню прошлого года увеличился в 2,2 раза (за счет увеличения объемов производства на ООО "ПКФ "Бахус").
Предприятиями по распределению газа, воды, тепла оказано услуг в 2003г. на 5,9% больше.
В отрасли машиностроения и металлообработки произошел спад на 37% в связи с невыполнением договорных обязательств иностранными фирмами на ГП "Евпаторийский авиаремонтный завод".
Несмотря на принимаемые меры со стороны исполкома, производственную деятельность не начали ОАО "Евпаторийский мясокомбинат", ОАО "Атланта", ОАО "Евпаторийский завод ЖБИ". Причины: тяжелое финансовое положение, долги перед бюджетом и кредиторами (в т.ч. задолженность по заработной плате), отсутствие оборотных средств.
Транспорт является одной из главных отраслей города, призванной удовлетворять потребности населения и производства в перевозках. В 2002г. предприятиями всех видов транспорта перевезено 19,6 млн.чел., 2,6 млн. тонн грузов, что составляет соответственно 92,5% и 124,9% к итогам 2001г., в 2003г. пассажироперевозки составят 15,2 млн.чел., что на 22,5% меньше по сравнению с прошлым годом, грузоперевозки - 2,45 млн. тонн грузов, что на 7,2% меньше, чем в прошлом году. Спад пассажироперевозок произошел за счет снижения перевозок по КП "Трамвайное управление".
Стабильно работали в 2002-2003г.г. предприятия связи, объем выполненных услуг в 2002г. составил 22,1 млн.грн, что на 18,2% выше, чем в 2001г., в 2003г. ожидается 24,8 млн.грн.
Объем розничного товарооборота предприятий розничной торговли и общественного питания в 2002г. - 64,4 млн.грн., в 2003г. ожидается 76,6 млн.грн., что даст прирост в сопоставимых ценах 14% к прошлому году.
В городе продолжается процесс реформирования собственности. За 2002г. приватизировано 42 объекта коммунальной собственности, общая сумма поступлений денежных средств от приватизации имущества в 2002г. составила 4,3 млн.грн., в 2003г. - 3,5 млн.грн.
В 2002-2003г.г. проведена большая работа по реконструкции и комплексному благоустройству улиц, парков, скверов города (ул.Фрунзе, ул.Революции, ул.Гоголя, ул.Горького, сквер им.Гоголя, сквер Коммунаров, парк Фрунзе, ул.Шевченко). Закончена реконструкция и ремонт начальной школы в микрорайоне Исмаил-Бей, построен торговый комплекс "Пассаж", заканчивается строительство торгового комплекса "Пассаж-2". К 2500-летнему юбилею города установлены памятники и скульптуры на улицах и площадях города.
В 2002-2003г.г. закрепилась тенденция увелич. реальных денежных поступлений в бюджеты всех уровней.
За 2002г. в бюджеты различных уровней по г.Евпатории мобилизовано налогов и других обязательных платежей на общую сумму 74,8 млн.грн., что на 17,8% больше, чем в 2001г., в 2003г. ожидается поступлений - 86,0 млн.грн., в городской бюджет в 2002г. - 51,2 млн.грн., в 2003г. ожидается поступлений 58,3 млн.грн, на 113,8% выше 2002г.
Вместе с тем, соц.-экономическая ситуация в городе остается сложной, имеется ряд нерешенных проблем.
Остается сложным положение дел на рынке труда в связи с прибытием в город ранее депортированных граждан, расформированием воинских частей, дислоцировавшихся в Донузлавском регионе и сезонной занятостью в учреждениях санаторно-курортного комплекса. Уровень безработицы в городе на конец 2003г. - 3,83%.
Принятыми горсоветом и исполкомом мерами значительно снижена задолженность по выплате заработной платы на предприятиях, в учреждениях и организациях города всех форм собственности, однако на конец 2003г. она составит 1,5 млн.грн. Налоговый долг на конец 2003г. составляет 13,5 млн.грн. Не улучшается демографическая обстановка в городе, в 2003г. смертность населения превышает рождаемость. В 2002г. наметилось незначительное увеличение численности, за счет миграционных потоков.
Продолжает оставаться низким уровень денежных доходов населения. Средняя заработная плата в 2002г. осталась ниже уровня утвержденного на 2002г. прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо (365 грн.) на 10,3%. Уровень среднемесячной заработной платы в г.Евпатории в 2002г. по отношении к среднемесячной заработной плате по Украине ниже на 13%, по АРК на 8,6%.

2.2. Главные проблемы развития экономики и социальной сферы.
Инвестиционный комплекс
- Недостаточное привлечений инвестиций, в том числе иностранных.
- Устаревшие основные фонды строительных организаций.
- Низкие объемы жилищного строительства, при этом не осуществляется реконструкция жилых домов первых массовых серий.
- Наличие объектов незавершенного строительства.

Промышленность, транспорт, связь
- Неудовлетворительное финансовое состояние большинства предприятий.
- Отсутствие эффективных механизмов получения долгосрочных финансовых ресурсов.
- Высокий износ основных производственных фондов и отсутствие механизма обновления мощностей.
- Слабая инвестиционная привлекательность многих промышленных предприятий.
- Низкая эффективность использования основных фондов, особенно ее активные части - оборудования.
- Техническое состояние автодорог требует существенных инвестиций на реконструкцию и кап. ремонт.
- Для обеспечения стабильной работы транспортной инфраструктуры города, учитывая, что одним из основных пассажироперевозчиков в городе является электротранспорт (единственный в Крыму трамвай), необходимо осуществить замену подвижного состава трамвайного парка. Четырнадцать трамвайных вагонов (44%) находятся в эксплуатации с 1957г. Стоимость одного трамвайного вагона ЛТ-50 для узкой колеи 1 млн.грн. Необходимо также осуществить вынос трамвайного депо за пределы курортной зоны, сметная стоимость строительства нового депо около 14 млн.грн.
- Необходимость капитального ремонта и реконструкции пирсов.

Социальная защита
- Недостаток государственной помощи социально-незащищенным слоям населения для обеспечения им прожиточного минимума.
- Наличие задолженности по социальным выплатам.
- Недостаточное финансирование и материальное обеспечение структурных подразделений, занимающихся внедрением персонифицированного учета получателей льгот.
- Недостаточное финансирование территориальных центров по обслуживанию одиноких пенсионеров и нетрудоспособных граждан, домов интернатов для инвалидов и пожилых людей.
- Недостаточное финансирование для обеспечения инвалидов санаторно-курортным обслуживанием.

Жилищно-коммунальное хозяйство
- Проблема неплатежей из-за низкой платежеспособности населения.
- Убыточность предприятий отрасли.
- Несоответствие действующих тарифов фактической стоимости услуг.
- Низкое качество жилищно-коммунальных услуг.
- Техническое состояние сетей водопроводно-канализационного хозяйства города требует существенных инвестиций на реконструкцию и капитальный ремонт, в первую очередь необходимо осуществить:
- в целях улучшения режима подачи питьевой воды в город: реконструкцию и расширение площадки насосной станции 2-го подъема со строительством 2-х резервуаров чистой воды;
- в виду аварийного состояния водопроводно-канализационных сетей осуществить реконструкцию канализационного коллектора от КНС в районе морпорта до камеры гашения, перекладку напорных коллекторов (от КОС до Мойнакской КНС).
- Необходимо решить вопрос о передаче объектов права государственной собственности, оказывающих коммунальные услуги (АП "Евпаториятеплокоммунэнерго", Производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства) в коммунальную собственность.

Гуманитарная сфера
- Недостаточные размеры бюджетных ассигнований на гуманитарную сферу.
- Материально-техническая база лечебно профилактических учреждений здравоохранения города крайне изношена, нуждается в ремонте, замене. Ряд помещений ЛПУ не отвечают санитарно-гигиеническим нормам. Особенно остро эта проблема стоит по противотуберкулезному диспансеру.
- Слабая материально-техническая база учреждений образования.
- Не на должном уровне осущ. сохранение историко-культурных ценностей, фонда музея и библиотек.
- Устаревшая материально-техническая база учреждений культуры.
- Слабая инвестиционная привлекательность объектов культуры.

Курортно-туристская сфера
- Отрицательно сказывается на финансовом состоянии санаторно-курортного комплекса сезонность работы большинства здравниц.
- Значительные потери местных бюджетов от предоставляемых общегосударственных льгот по плате за землю санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям.
- Отсутствие государственного заказа на оздоровление жителей Украины, наличие которого способствовало бы круглогодичной заполняемости здравниц.
- Отсутствие механизма согласования с органами местного самоуправления кандидатур для назначения на должность руководителей санаторно-курортных учреждений, расположенных на соответствующей территории и находящихся в государственной собственности.

Охрана окружающей среды
- Повышение уровня подземных вод негативно сказывается на гидрологическом режиме озера Сасык-Сиваш, что ведет к повышению уровня воды в озере и подтоплению жилой зоны, поэтому необходимо проведение работ по инженерной защите озера Сасык-Сиваш.
- Особую тревогу вызывает состояние береговой песчаной полосы г.Евпатории. С 1983г. природоохранными службами отмечается неуклонное сокращение ширины пляжной полосы. Неблагоприятное сочетание природного и человеческого факторов привело к полному исчезновению песчаных пляжей на некоторых участках побережья города. Важнейшей задачей является развертывание работ по сбережению и восстановлению городских песчаных пляжей.
- В последние годы наблюдается неуклонное снижение минерализации рапы в озере Мойнаки. В 2001г. уровень содержания солей в рапе составил 51 гр/л, тогда как в 1972г. - 124 гр/л. Необходимо осуществить комплекс мероприятий по восстановлению водно-солевого баланса озера Мойнаки с включением проекта ливневой канализации.

3. Цели и основные задачи социально-экономического развития города на 2004г.
Целевая задача 2004г., обеспечение стойкого экономического роста, финансовой стабилизации развития городского хозяйства и на этой основе улучшение социальной ситуации, дальнейшее поэтапное повышение уровня жизни населения.
Социально-экономическое развитие города будет осуществляться в 2004г. с учетом приоритетности таких направлений:
- повышение жизненного уровня населения путем обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты всех уровней, ликвидации задолженности по заработной плате на всех предприятиях и в учреждениях, независимо от формы собственности;
- комплексное развитие и эффективное функционирование курортно-рекреационного комплекса, формирование его как основной отрасли экономики города;
- привлечение инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса;
- комплексное развитие туристской сферы деятельности;
- стабилизация и увеличение объемов промышленного производства, увеличение производства конкурентоспособных отечественных товаров и услуг, стимулирование ресурсосбережения и прибыльности в работе предприятий, внедрение новых тенденций и технологических достижений;
- оздоровление финансового состояния предприятий, активное использование процедур возобновления платежеспособности и банкротства предприятий, совершенствование взаимозачетов, снижение объемов бартерных операций;
- создание условий для развития предпринимательской инициативы, самозанятости населения, малого предпринимательства с целью повышения занятости населения, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- дальнейшее развитие транспорта, эффективное его использование с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения;
- ускорение обустройства депортированных граждан;
- расширение доступности получения молодым поколением качественного образования;
- обеспечение в полном объеме гарантированной медицинской помощи населению;
- сохранение культурн. и историч. наследия и обеспечение доступности населению культурных ценностей.

4. Финансовые ресурсы.
Источниками финансирования Программы соц.-экономического развития г.Евпатории на 2004г. являются:
- Государственный бюджет Украины (дотация выравнивания, субвенция на выплату семьям с детьми, малообеспеченным семьям и инвалидам с детства и детям-инвалидам, субвенция на предоставление предусмотренных действующим законодательством льгот и жилищных субсидий населению);
- бюджет АР Крым;
- местный бюджет;
- инвестиции;
- другие источники.
В рамках Программы соц.-экономического развития города предусматривается реализация Постановления Кабмина Украины от 06.08.03г. №1212 "Об утверждении Государственной программы развития всеукраинской детской здравницы-курорта Евпатории на 2004-2010г.г., предусматривающей создание современного высокоэффективного и конкурентноспособного рекреационного комплекса, сохранение, развитие и эффективное использование природных, культурных и антропогенных рекреационных ресурсов, повышение занятости населения в санаторно-курортной и туристической сфере и развитие рынка труда, развитие учреждений образования, культуры и спорта. За счет средств Государственного бюджета Украины предусматривается реализация мероприятий программы на сумму 4000,0 тыс.грн.
Приоритетными направлениями инвестирования являются:
- завершение строительства и реконструкция объектов санаторно-курортного и туристич. назначения;
- реконструкция и завершение строительства объектов и сетей водоснабжения и канализации, берегоукрепительные работы для сохранения пляжной зоны города;
- развитие сети заведений питания;
- расширение производства товаров, пользующихся спросом, сувенирной продукции;
- ремонт и реставрация памятников истории, архитектуры и культуры.
Продление до 1 января 2005г. действия эксперимента по взиманию введенного в 2003г. Верховной Радой АР Крым по согласованию с Кабмином Украины местного сбора на развитие рекреационного комплекса позволит получить в местный бюджет дополнительно около 32,2 тыс.грн.
Одним из источников увеличения доходной части местного бюджета явится и тот факт, что в 2004г. до принятия специального закона по вопросам налогообложения физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности увеличиваются ставки единого налога, определенные в абзаце 2 пункта 3 Указа Президента Украины от 03.07.1998г. №727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", увеличивается стоимость торгового патента на осуществление торговой деятельности, деятельности по обмену наличных валютных ценностей и др., сокращается перечень организаций, имеющих право на льготу по плате за землю.
Проект бюджета г.Евпатории на 2004г. сформирован с учетом обязательности обеспечения в полном объеме потребностей в ассигнованиях на оплату труда работников бюджетных учреждений согласно установленным действующим законодательством условиям оплаты труда и размером мин. зарплаты.
Объемы временных кассовых разрывов местного бюджета, связанных с обеспечением расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений и начислением на зарплату, могут покрываться Гос. казначейством Украины в пределах планового бюджетного периода за счет средств единого казначейского счета на договорных условиях без начисления процентов за пользование этими средствами.
Финансовое обеспечение Программы социально-экономического развития г.Евпатории на 2004г. при соблюдении адресной направленности и контроля за целевым использованием позволит гарантировать выполнение всех предусмотренных мероприятий.

5. Рыночные преобразования.
5.1. Реформирование отношений собственности.
Вопросы реформирования коммунальной собственности на ближайшую перспективу сохраняют свою актуальность.
В 2003г. приватизация проводилась исключительно за денежные средства. Заключение договоров купли-продажи по приватизации коммунального имущества в 2003г. ожидается на сумму 3500,0 тыс.грн. Приватизация коммунального имущества осуществлялась в основном путем выкупа арендаторами, улучшившими арендованное имущество за счет собственных денежных средств. Кроме того, конкурентными способами продан 1 объект, до конца года готовится к продаже на декабрьском аукционе еще 6 объектов.
Ведется работа по формированию перечня объектов коммунальной собственности, подлежащих приватизации в 2004г., в т.ч. по подготовке убыточных коммунальных предприятий к приватизации путем продажи на аукционе.
В предстоящем 2004г. планируется приватизировать 30 объектов коммунальной собственности. Приватизация будет осуществляться также исключительно за денежные средства. В связи со значительным снижением количества привлекательных объектов поступление денежных средств от приватизации имущества в 2004г. планируется в сумме 3000,0 тыс.грн.
В 2003г. ожидается приватизация 35 объектов из которых 29 объектов путем выкупа и 6 объектов путем продажи на аукционе. Такого количества объектов в 2004г. не планируется. Наибольшее количество объектов в 2004г. будет приватизировано путем выкупа.
Наибольший объем средств, полученных от приватизации был достигнут в 2002г. - 4330,6 тыс.грн. однако, роста поступлений от приватизации в последующие периоды не будет. Это обуславливается рядом факторов. Во-первых, процесс приватизации идет с 1996г., и более 285 объектов уже изменили форму собственности. Во-вторых, проданы практически все наиболее значимые по потенциальной прибыльности объекты: Универмаг, гостиницы "Украина" и "Южная", магазины, расположенные на проспекте Победы - бывший магазин, "Экран", "Посейдон", гастроном №7, Дом быта и подобные.
В 2004г. планируется получить меньший объем средств от приватизации, но он тоже будет весомым. В основном предполагается сделать упор на подготовку приватизации по индивидуальным проектам, а также продажу арендуемых объектов арендаторам с учетом требований законодательства.
Для усиления контроля за приватизационными процессами предусматривается обеспечить стопроцентную проверку договоров купли-продажи и при дальнейшем отчуждении объектов приватизации.
С целью усовершенствования порядка аренды имущества, которое принадлежит к коммунальной собственности территориальной громады г.Евпатория, повышения эффективности его использования, увеличения поступления средств от арендной платы, совершенствуется Методика расчета и порядок использования платы за аренду имущества, которое находится в коммунальной собственности территориальной громады г.Евпатории.
В 2004г. предусматривается дальнейшее использование конкурентных способов передачи в аренду имущества территориальной громады г.Евпатория.

5.2. Развитие предпринимательства.
Динамика роста малого предпринимательства свидетельствует о достаточном внутреннем его потенциале, желании и возможности широких слоев населения обеспечить собственными силами собственную экономическую самостоятельность. Увеличение количества субъектов малого предпринимательства свидетельствует о структурных изменениях в экономике и увеличении части частной собственности.
В городе количество предпринимателей - физических лиц, зарегистрированных по состоянию на 01.10.2003г. - 8990. Количество зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц по состоянию на 01.10.2003г. - 2113.
В связи с тем, что г.Евпатория - небольшой город, где нет крупных плательщиков, поступления в бюджет от субъектов предпринимательской деятельности играют существенную роль. Кроме того, малый бизнес выполняет еще и социальную функцию города: это создание рабочих мест, самозанятость, самообеспечение, создание инфраструктуры города, обеспечение работы санаторно-курортного комплекса.
Следует выделить тенденцию возрастания удельного веса пищевой промышленности - отрасли, которая имеет высококачественную, конкурентоспособную продукцию, на которую всегда есть спрос на рынке. Такая продукция, как колбасные, кондитерские изделия выпускается практически только субъектами малого бизнеса. Кроме того, ими же освоен выпуск полуфабрикатов, кукурузных палочек, чипсов и консервов из морепродуктов. В г.Евпатории 77 производственных предприятий малого бизнеса, предусматривается их дальнейший рост в 2004г.
Приоритетным направлением развития малого предпринимательства в городе является сфера обслуживания (торгово-посредническая деятельность, общественное питание, туристич. деятельность).
Исполнительными органами горсовета будет оказываться содействие предпринимательским структурам в вопросах выделения свободных помещений на условиях аренды под офис, для организации торговых точек, производственных помещений. Обеспечена прозрачность и открытость базы данных о нежилых помещениях и возможности получения их в аренду.
С целью содействия развитию малого предпринимательства, координации работы исполнительных органов городского совета, общественных организаций и предпринимателей, решения вопросов, способствующих благоприятной среде развития предпринимательства и реализации регуляторной политики, формирования условий для обеспечения занятости населения города, предотвращения безработицы, решения спорных вопросов, возникающих в сфере предпринимательства, рассмотрения комплексных и целевых проектов городских программ малого предпринимательства в г.Евпатории будет продолжать работу коордиционная комиссия по вопросам развития предпринимательства. Предстоит разработать новую Программу развития малого предпринимательства г.Евпатории на 2005-2006г.г.
Продолжит работу комиссия "Единый офис", где руководители служб города ведут информационно-консультативную работу с субъектами предпринимательской деятельности.
В 2004г. будут функционировать 2 кредитных союза, 4 товарных биржи, 1 ассоциация бирж, 5 аудиторских фирм, 3 страховых общества, 3 организации работодателей, 5 общественных организаций и 2 профсоюза предпринимателей, деятельность которых направлена на защиту интересов малого бизнеса и предпринимателей. Будет продолжена эффективная работа по оказанию юридической и методической помощи представительства Торгово-промышленной палаты Крыма в г.Евпатории.
Важным условием развития малого бизнеса станет использование международного опыта работы путем привлечения иностранных инвестиций, участия в международных проектах и программах по поддержке малого бизнеса (БИСПРО, ПРИК ООН). Согласно договора ПРИК ООН и исполкома Евпаторийского горсовета, городские власти уже приступили к выполнению совместной программы. На первом этапе предполагается создать центр развития бизнеса.
По-прежнему значительное внимание будет отводиться усовершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства, которое будет проводиться как в системе государственного образования, так и в негосударственных учреждениях, включая переподготовку специалистов с целью лучшей их адаптации к рыночным условиям, обучение незанятых граждан основам предпринимательской деятельности. Безработным гражданам будут выделяться единовременные выплаты по безработице для организации предпринимательской деятельности.
До конца 2004г. предусматривается:
- рост количества малых предприятий на 0,8%;
- рост численности занятых в малом предпринимательстве с 4685 до 4750 человек.

6. Механизмы регулирования.
6.1. Управление объектами коммунальной собственности.
Основные проблемы функционир. объектов коммунальной собственности заключаются в значительной изношенности основных производственных фондов и низкой рентабельности коммунальных предприятий.
Представляется целесообразным, продолжить практику:
- передачи объектов коммунальной собственности в аренду на конкурсных условиях;
- продажи убыточных коммунальных предприятий через аукцион или по конкурсу;
- усиления контроля за деятельностью коммунальных предприятий в части выполнения показателей рентабельности, эффективности использования переданного в оперативное управление коммунального имущества, модернизации основных фондов.
В части управления коммунальными предприятиями - усилить контроль за деятельностью профильных управлений исполкома (горсовета) в части их работы с закрепленными предприятиями, своевременном предоставлении в управление экономики для обобщения анализа показателей их финансово-хозяйственной деятельности, а также предложений по эффективной работе предприятий.

6.2. Инвестиционная деятельность.
Главной задачей формирования инвестиционного потенциала на современном этапе экономического развития есть повышение инвестиционных возможностей города через развитие его инвестиционного потенциала, создание привлекательных условий для осуществления инвестиционной деятельности расширение участия частных отечественных и иностранных инвесторов в развитии экономики города.
Основными направлениями развития инвестиционного комплекса на 2004г. будут:
- формирование стабильных источников инвестиций, включая привлечение иностранных инвесторов, стимулирование использования банковского капитала и средств населения;
- проведение информационно-рекламной компании для создания имиджа города, как привлекательного места вложения инвестиций;
- предоставление широкому кругу инвесторов достаточного объема информации о инвестиционной возможности города;
- сокращение объема незавершенного строительства. С этой целью предусматривается проведение инвентаризации с определением степени готовности объектов, расчет экономической целесообразности окончания строительства, разработка порядка и условий привлечения средств инвесторов, определение порядка передачи объектов в собственность с предоставлением правоустанавливающих документов;
- осуществление мер по сохранению культурного наследия Крыма.
Прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования в 2004г. составит 98,0 млн.грн., или 103,2% к уровню предыдущего года.
Приоритетом городской инвестиц. политики является ее соц. направленность. В первую очередь это относится к бюджетным расходам. Бюджетные средства будут направлены на строительство объектов газификации и энергообеспечения, водоснабжения и канализации, благоустройство и реконструкцию улиц, скверов города, на жизнеобеспечение мест компактного проживания депортированных граждан.
Основные источники финансирования: Госбюджет Украины, республиканский бюджет, местный бюджет, внебюджетные средства, в т.ч. средства субъектов хозяйственной деятельности и граждан.
За счет Госбюджета Украины предполагается осуществить:
- реконструкцию сетей газо- и теплоснабжения в пгт.Мирный и пгт.Новозерное;
- реконструкцию и капитальный ремонт сетей водопроводного и канализационного хозяйства;
- проведение работ по укреплению пляжных зон города;
- реконструкция котельных в 1-ом и 4-ом микрорайонах города.
За счет Республиканского бюджета предполагается осуществить:
- реконструкцию объектов здравоохранения;
- восстановление водно-солевого баланса оз.Мойнаки;
- реконструкцию сетей газо- и теплоснабжения курортной зоны города.
За счет городского бюджета:
- реконструкция и благоустройство улиц, парков, скверов города.

7. Развитие реального сектора экономики.
7.1. Курортно-рекреационный комплекс и сфера туризма.
Развитие санаторно-курортного комплекса и связанной с ним городской инфраструктуры является основным приоритетным направлением работы по стабилизации социально-экономического и финансового состояния города.
Развитие санаторно-курортного и туристского комплексов в городе в 2004г. будет направлено на увеличение заполняемости здравниц в течение года за счет повышения уровня комфортности, улучшения качества предоставляемых услуг, внедрения современных методик лечения, организации рекламы возможностей курорта и туризма в средствах массовой информации, на научно-практических конференциях специалистов-медиков из стран СНГ, формирование сети автотуризма, строительство мини-пансионатов и мини-гостиниц.
С целью создания в г.Евпатории, как в одном из наиболее популярных лечебно-оздоровительных мест Украины, современного высокоэффективного и конкурентоспособного рекреационного комплекса, способного обеспечить потребности граждан в санаторно-курортных и туристских услугах исполкомом горсовета разработан проект Долгосрочной государственной программы развития Всеукраинской детской здравницы - курорта Евпатория на 2004-2010г.г., которая одобрена Совмином АР Крым и утверждена Постановлением Кабмином Украины от 6 августа 2003г. №1212.
В соответствии с Программой в 2004г. предполагается за счет собственных средств санаторно-курортных и других учреждений:
- продолжить улучшение комфортности номеров во всех здравницах;
- улучшить качество предоставляемых услуг, внедрить современные методы лечения во всех здравницах;
- создать реабилитационные центры на базе здравниц;
- создать центр реабилитации женского и мужского бесплодия на базе ДП "санаторий "Приморье";
- завершить реконструкцию водолечебницы ДП "санаторий "Победа";
- открыть общегородской бювет минеральной воды;
- для круглогодичной заполняемости здравниц построить плавательные бассейны;
- для реконструкции грязелечебницы "Мойнаки" привлечь инвесторов.
Для привлечения большего потока автотуристов и неорганизованных отдыхающих в рамках Программы планируется:
- строительство и реконструкция кемпингов и автокемпингов;
- развитие спортивного туризма путем проведения международных соревнований;
- разработка новых пешеходных маршрутов в местах исторического значения.
С целью популяризации Всеукраинской детской здравницы - курорта Евпатории в 2004г. планируется проведение рекламной кампании на телеканалах и в средствах массовой информации Украины, России, Беларуси, проведение научно-практич. конференций, участие в междунар. ярмарке по реализации путевок.
Реконструкция, создание инфраструктуры, дальнейшее оснащение Национального центра параолимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов позволит создать в центре к курортному сезону 2004г. дополнительно 100 рабочих мест.
В 2004г. учреждениями санаторно-курортного комплекса планируется получить прибыль в размере 3,3 млн.грн. Ожидается увеличение количества организованных отдыхающих на 0,5%, что составит 195,0 тыс.чел. и неорганизованных отдыхающих на 30%, что составит 45,5 тыс.чел., объем реализации всех видов услуг повысится на 0,6% и составит 162,0 млн.грн., платежи в бюджет возрастут до 15,8 млн.грн.

7.2. Промышленность.
Основными задачами промышленной политики на прогнозируемый 2004г. по-прежнему остается увеличение объемов производства, модернизация производства и реконструкция предприятий.
Реализация программы развития промышленного сектора в городе будет осуществляться за счет:
- реконструкции предприятий и увеличение коэффициента использования мощностей;
- расширение ассортимента и улучшение качества продукции;
- увеличение количества договоров с заказчиком с иностранными фирмами за счет повышения конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
- увеличение объема производства за счет внедрения новых технологий;
- увеличение прибыльных предприятий за счет повышения эффективности работы предприятий.
С целью повышения эффективной деятельности промышленного комплекса в 2004г. будет осуществляться работа, направленная на:
- усиление ответственности руководителей предприятий за результаты деятельности на предприятиях, в том числе в части погашения долгов по заработной плате;
- инициирование процедуры банкротства на ОАО "ЕЗ ЖБИ", ОАО "Евпаторийский мясокомбинат";
- содействие заключению договоров между предприятиями города и санаторно-курортными учреждениями с целью защиты местных товаропроизводителей (выставка-ярмарка в апреле 2004г., дегустация пищевой продукции).
Планируется на прогнозируемый 2004г. увеличить объем производства промышленной продукции в сопоставимых ценах на 5%, что составит 93 млн.грн.
В особенности следует выделить тенденцию возрастания удельного веса пищевой промышленности - отрасли, которая имеет высококачественную, конкурентоспособную продукцию, на которую всегда есть спрос на рынке, удельный вес которой в 2003г. возрос до 70% в общем объеме производства.
Предприятия по распределению газа, воды, тепла занимают удельный вес около 20% в общем объеме производства и планируется рост этими предприятиями на 3-4%.
Проблемным вопросом в отрасли виноделия является увеличение стоимости виноматериалов из-за повышения цены на спирт, что повлечет за собой снижение реализации, а значит и уменьшение объемов выпуска продукции.
ЗАО "Евпаторийский городской молочный завод" из-за недостатков сырья испытывает трудности. Планируется сохранить в 2004г. объемы производства на гормолокозаводе на уровне 2003г. за счет внедрения новых видов тары, применения технологий, позволяющих продлить срок хранения продукции.
На Евпаторийском хлебокомбинате ОАО "Крымхлеб" планируется увеличить выпуск продукции, снизить ее себестоимость за счет установки линии батонообразного хлеба (с печью площадью 50 кв.м.).
В отрасли машиностроения планируется увеличение производства за счет увеличения договоров с иностранными фирмами (ГП "Евпаторийский авиаремонтный завод", ОАО "Завод "Вымпел"), увеличения коэффициента используемых мощностей (ОАО "ОМЗ").
В ОАО "Евпаторийский пивобезалкогольный завод" в 2003г. установлена новая линия разлива в ПЭТ-бутылку емкостью 1,0 л. - 0,5 л., что позволит увеличить объемы производства на 15% в 2004г.
В отраслях деревообработки и стройиндустрии планируется небольшой рост выпуска продукции в 2004г. за счет улучшения качества и увеличения ассортимента.

7.3. Транспорт и связь.
В 2004г. планируется перевезти всеми видами транспорта 15,7 млн. пассажиров или на 3,3% больше, чем в 2003г. за сет обновления подвижного состава на ООО "Сервисгаз", ОАО "Евпаторийское АТП 14311", ООО "Машсервис" и расширения сети автобусных маршрутов.
Грузов планируется перевезти 2,5 млн. тонн или на 2% больше чем в 2003г. за счет увеличения переработки грузов морским торговым портом.
В соответствии с планом развития телефонной сети города Евпатории в 2004г. планируется ввести в эксплуатацию АТС на 1500 номеров.
Но вместе с этим предусматривается снижение доходов оказываемых услуг на предприятиях связи до 23,5 млн.грн., что на 5,2% меньше, чем в 2003г. Основной причиной снижения доходов в цехе №1 ЦЭС №1 КД ОАО "Укртелеком" будет введение секундного учета городских и междугородних телефонных разговоров для более точного и качественного обслуживания абонентов.

7.4. Торговля и общественное питание.
Главной целью развития отрасли в 2004г. является стабилизация объемов розничного товарооборота, повышения качества обслуживания и повышение доли отрасли в доходной части бюджета, в 2004г. розничный товарооборот составит 80,5 млн.грн., что составляет 105,0% к предыдущему году.
Главными задачами развития на 2004г. являются:
- развитие и укрепление материально-технич. базы отрасли за счет средств хозяйствующих субъектов;
- открытие специализированных современных магазинов по регионам и супермаркета в центральной части города (за счет средств СПД) с учетом покупательского спроса населения;
- поэтапное преобразование рынков в торгово-сервисные комплексы, с привлечением для этих целей иностранных и отечественных инвесторов;
- в целях упорядочения предпринимательской деятельности в сфере торговли, улучшение качества торгового обслуживания населения провести паспортизацию и аттестацию объектов розничной торговли и предприятий общественного питания с учетом:
1. ассортимента товаров и оказания дополнительных услуг;
2. комфортности, технической оснащенности, внутреннего и внешнего дизайна помещений;
3. квалификации персонала;
- состояние прилегающей территории.

8. Социальная сфера.
8.1. Демографическая ситуация.
Несмотря на сохраняющуюся в Украине на протяжении последних ряда лет тенденцию де популяции населения, что обусловлено социально-экономическими, социально-психологическими и другими факторами, в Евпаторийском регионе в 2002г. наметилось незначительное увеличение численности, за счет миграционных потоков.
Сохраняется тенденция превышения смертности над рождаемостью, которая наблюдается на протяжении ряда лет. По городу наблюдается процесс старения населения. Сокращение рождаемости приводит к низким темпам пополнения группы населения в трудоспособном возрасте и увеличению категории граждан пенсионного возраста. Уменьшение темпов рождаемости ведет к увеличению демографической нагрузки населения категории трудоспособного возраста за счет категории населения пенсионного возраста. Сокращение рождаемости ведет к сокращению резерва пополнения населения трудоспособного возраста, что негативно влияет на формирование трудовых ресурсов и возрастную структуру населения. Данная ситуация характерна не только для города, но и для Автономной Республики Крым и для Украины в целом.
Среднегодовая численность наличного населения в 2002г. составила - 120,7 тыс.чел., ожидаемая численность населения в 2003г. - 120,9 тыс.чел., по прогнозам в 2004г. среднегодовая численность населения составит 121,1 тыс.чел.

8.2. Занятость населения и рынок труда.
Увеличение численности населения ведет к росту численности трудовых ресурсов, за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и притока мигрантов в трудоспособном возрасте. Прогноз занятости населения г.Евпатории в 2004г. базируется на прогнозных показателях и направлениях социально-экономического развития города и прогнозных показателях развития рынка труда.
Численность занятых во всех сферах экономической деятельности в 2004г. составит 41,8 тыс.чел.
В соответствии с прогнозируемыми тенденциями и показателями развития отраслей материального производства и спецификой рынка в г.Евпатории предусматривается обеспечение занятости населения города во всех сферах экономической деятельности в 2004г. - 55,5%.
Прогнозируемая численность граждан, обратившихся в поисках работы в центр занятости, обусловлена высвобождением работающих в связи с изменением в организации производства, а также предполагаемым обращением граждан в центр занятости с введением персонифицированного учета средств пенсионного фонда и общеобязательного государственного страхования на случай безработицы. В прогнозируемом периоде численность безработных, состоящих на учете в службе занятости, составит на конец 2004г. - 2,6 тыс.чел. Уровень фиксируемой безработицы составит - 3,83%.
Принимаемые меры по стабилизации социально-экономического положения и прогнозируемые показатели экономического развития города не позволят в полном объеме решить основные проблемы в сфере занятости населения в 2004г.:
- сезонность работы санаторно-курортных учреждений;
- напряженность на рынке труда в Донузлавском регионе;
- трудоустройство молодежи, особенно выпускников школ и учебных заведений;
- скрытая безработица.
Решение проблемы занятости населения в 2004г. будет осуществляться по следующим направлениям:
- создание благоприятных условий развития отраслей экономики города, направленных на сохранение действующих и создание новых рабочих мест, развития и расширения предпринимательской деятельности, обеспечения продуктивной занятости населения и сокращения скрытой безработицы;
- осущ. политики занятости в отношении молодежи и трудоспособного населения в Донузлавском регионе;
- повышение конкурентоспособности, профессионально-делового, квалификационного уровня работающих, высвобожденных работников и незанятых граждан путем их переобучения и профессиональной подготовки, проведения профориентационных мероприятий;
- содействие самозанятости безработных, незанятых граждан и высвобожденных работников путем предоставления им в пределах законодательства и с учетом финансовых возможностей экономической, организационной и консультативной помощи.
Для решения вопросов развития рынка труда и увеличения занятости населения предусматривается разработка городской Программы занятости населения на 2004г.

8.3. Денежные доходы населения и заработная плата.
В 2004г. прогнозируется укрепление положительных тенденций, достигнутых в 2002г. и ожидаемого выполнения в 2003г.
Рост средней заработной платы на предприятиях города обеспечен реализацией мер, предусмотренных Программами экономического и социального развития г.Евпатории на 2002г. и 2003г. Средняя заработная плата одного штатного работника в 2002г. в целом по городу составила 327,58 грн. и по сравнению с 2001г. возросла на 17,5%. По данным Главного управления статистики в Автономной Республики Крым сводный индекс потребительских цен на товары и услуги за 2002г. составил 98,3%. Соотношение между ростом средней заработной платы и сводным индексом потребительских цен свидетельствует о росте реальной средней заработной платы в г.Евпатории в 2002г. Вместе с тем, средняя заработная плата осталась ниже уровня утвержденного на 2002г. прожиточного минимума на 1 трудоспособное лицо (365 грн.) на 10,3%. Уровень среднемесячной заработной платы в г.Евпатории в 2002г. по отношению к среднемесячной заработной плате по Украине (376,33 грн.) ниже на 13,0%, по отношению к среднемесячной заработной плате по Автономной Республике Крым (358,48 грн.) ниже на 8,6%.
Ожидаемый рост средней заработной платы в 2003г. обусловлен повышением уровня минимальной заработной платы (с 01.01.2003г. - 185 грн., с 01.12.2003г. - 237 грн.), повышением уровня тарифных ставок рабочих с учетом межквалификационных и межотраслевых соотношений в соответствии с п.2.1. Генерального соглашения и Регионального соглашения АР Крым, повышением заработной платы работников предприятий и организаций ряда отраслей бюджетной сферы. Средняя заработная плата ожидается в 2003г. выше утвержденного уровня прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо (365 грн.).
Прогнозируемый на 2004г. уровень заработной платы в целом по городу составит 430 грн., что на 13,2% выше, чем ожидаемый уровень средней заработной платы в 2003г. Рост средней заработной платы в прогнозируемом периоде предусматривается за счет реализации мероприятий экономического и социального развития г.Евпатории на 2004г., повышения минимальных гарантий в оплате труда, введения Единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений, предприятий и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы в соответствии с Постановлением Кабмина Украины от 30.08.2002г. №1298.
Повышение денежных доходов населения в прогнозируемом периоде предусматривается реализацией мероприятий второго этапа Стратегии преодоления бедности, направленных на повышение уровня среднемесячной заработной платы, приближение заработной платы и основных социальных гарантий (пенсий, помощи) к прожиточному минимуму.

8.4. Социальное обеспечение.
Важным направлением в реализации социальной политики города являются меры по социальной поддержке малообеспеченных граждан. С этой целью в городе прогнозируется внедрение механизма предоставления консолидированной адресной социальной помощи в соответствии с Указом Президента Украины от 18.08.2001г. №637/2001 "Стратегия преодоления бедности", Постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении комплексной программы обеспечения реализации Стратегии преодоления бедности". Реформирование системы предоставления гос. социальной помощи должно осуществляться путем:
- Углубления адресной государственной социальной помощи на основе реализации закона Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам";
- Внедрения единой методики вычисления среднедушевого совокупного дохода семьи с учетом ее дохода от собственности и усовершенствования механизма финансирования гос. социальной помощи;
- Административно-финансовой консолидации программ предоставления социальной помощи;
- Создания единой базы данных на получателей всех видов социальной помощи и услуг и переход к предоставлению всех видов социальной помощи по одному заявлению.
С целью реализации мероприятий, направленных на поддержку малообеспеченных граждан, будет осуществляться выполнение городской долгосрочной программы "Забота", в которой освещены вопросы развития форм и методов комплексного предоставления социальных услуг наиболее малообеспеченной части населения. Особое внимание в реализации программы "Забота" уделено усовершенствованию работы территориального центра обслуживания пенсионеров и инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Для развития системы социального обслуживания нетрудоспособных граждан необходимо активно привлекать к этому процессу общественные организации и волонтерское движение города.
Одним из важных условий сбалансированного социально-экономического развития и реализации социальной политики города должны явиться меры по поддержке лиц с ограниченными физическим возможностями с целью их максимальной адаптации к социальной жизни, профессиональной реабилитации, создания условий для их занятости и преодоления социальной изоляции. Социально-общественная интеграция указанной категории граждан предусматривает следующие меры:
- устранение коммуникационных преград к государственным учреждениям, объектам бытового назначения, общественным местам для лиц с ограниченными физическими возможностями;
- обучение детей-инвалидов в общеобразовательных учебных заведениях и создание условий для реализации их потенциальных возможностей во всех сферах общественной жизни;
- внедрение механизма обязательного участия работодателей в обеспечении реабилитации работников, которые потерпели от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- оказание помощи общественным организациям инвалидов и специализированным предприятиям, которые используют труд граждан с ограниченными физическими возможностями;
- материальная помощь инвалидам, компенсации им на транспортные расходы и за неиспользованное санаторно-курортное лечение.

8.5. Обустройство и социально-культурная адаптация депортированных народов.
Основные усилия в работе по обустройству и социально-культурной адаптации депортированных народов сосредоточены на обустройстве депортированных в микрорайонах Исмаил-Бей и Спутник-1, которые являются одними из самых крупных поселков в Автономной Республике Крым. В этих микрорайонах проживает более 5 тысяч депортированных граждан.
Основной задачей по обустройству и адаптации депортированных народов в 2004г. будет поэтапное повышение уровня обустройства мест компактного проживания депортированных граждан.
Поставленную задачу предполагается решить за счет:
- эффективного использования централизованных капитальных вложений для завершения строительства объектов инженерной инфраструктуры;
- обеспечения поддержки развития малого и среднего бизнеса;
- решения проблем трудоустройства, профессиональной подготовки безработных депортированных крымских татар;
- обеспечения поддержки индивидуальных застройщиков из числа депортированных лиц;
- обеспечение мест компактного проживания депортированных граждан сетями электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения с целью завершения их электрификации и доведения уровня обеспеченности водопроводными сетями до 70%;
- реализация национально-культурных и других мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальных культур, традиций, промыслов и ремесел;
- организация летнего отдыха и оздоровления детей из многодетных и малообеспеченных семей;
- расширение сети учебных учреждений, прежде всего, с крымскотатарским языком обучения и учреждений охраны здоровья;
- постоянное информирование через средства массовой информации о ходе выполнения мероприятий по обустройству репатриантов, возрождению и развитию их культуры, образования, а также их адаптации и интеграции в украинское общество.

8.6. Жилищно-коммунальное хозяйство.
Слабым звеном в работе жилищно-коммунального хозяйства города является система хозяйствования. В этой связи главной задачей отрасли является ее реформирование, которое начато в 2002-2003г.г. и будет продолжено в 2004г.
Главная задача заключается в стабильной работе предприятий отрасли - взыскание в полном объеме задолженности за предоставленные потребителям услуги. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны будут устанавливаться, исходя из оценки реальных затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенных пунктов.
Основными направлениями работы по реформированию, удешевлению стоимости и повышению качества жилищно-коммунальных услуг будут - углубление демонополизации в оказании жилищно-коммунальных услуг и развитие конкурентной сферы за счет:
- создания объединений совладельцев многоквартирных домов, реструктуризация на этой основе системы эксплуатации и содержания жилья;
- введения конкурсного порядка отбора субъектов предоставления жилищно-коммунальных услуг из числа предприятий различных форм собственности;
- введения системы обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и оказания услуг на договорных началах с применением санкций за нарушение договорных обязательств;
- передачи ведомственного жилья в коммунальную собственность города;
- обеспечения выполнения программных заданий по энергосбережению и поэтапному оснащению жилищного фонда приборами учета потребления воды и тепловой энергии;
- создания единой информационной системы автоматизированного учета коммунальных платежей для обеспечения оперативного приема и обработки всех видов платежей по единому платежному коду с учетом льгот и адресных субсидий абонентам. Система гарантирует прозрачность финансовых потоков, ускорение межбанковских расчетов, быстроту перерасчетов в случае изменения тарифов;
- осуществления сбора и утилизации мусора немецкой фирмой "Альфатер-Крым" на территории города.
Основная задача и стратегическое направление в области коммунальной энергетики и энергосбережения на 2004г. - сокращение и минимизация бюджетных средств, направленных на проплату потребленных энергоносителей учреждениями и организациями бюджетной сферы и предприятиями коммунальной собственности территориальной громады города. Для реализации данной задачи в 2004г. управлением городского хозяйства планируется осуществление введения энергетического аудита КП "Горсвет", КП "Благоустройство", КП "АСО", КП "Курзал". Одной из важнейших задач является дальнейшее оснащение учреждений и организаций бюджетной сферы узлами учета и регулирования потребленной тепловой энергии, разработка научно обоснованных предельных норм расхода ТЭР, разработка энергетических паспортов организаций, обучение и аттестация профильных специалистов вопросам энергосбережения. Одним из основополагающих аспектов будет максимальное использование энергосберегающих ламп в общем парке ламп уличного освещения. Намечены основные направления для осуществления возможности управляемости и постоянного контроля по вопросам энергосбережения в учреждениях и организациях бюджетной сферы путем применения и использования первоочередных малозатратных мероприятий по энергосбережению, в т.ч. по экономии энергоресурсов.

9. Гуманитарная сфера.
9.1. Охрана здоровья.
Снижение уровня заболеваемости, обеспечение скорой и неотложной помощи населению, сохранение существующей сети медицинских учреждений, снятие социальной напряженности в среде медицинских работников - основные ориентиры работы отрасли на период 2004г.
Основными направлениями деятельности отрасли в 2004г. будут:
- обеспечение доступности качественной медицинской помощи населению, улучшение организации работы учреждений здравоохранения, расширение видов диагностики;
- внедрение механизмов оказания гарантированного уровня бесплатной медицинской помощи населению города в соответствии с нормативами и объемами финансирования учреждений здравоохранения путем внедрения стандартов оказания медицинской помощи населению согласно рекомендации МОЗ Украины;
- расширение оказания первичной мед. помощи на принципах семейной медицины путем организации работы врачей данного вида медицины в пгт.Мирный, Заозерное, Новоозерное, микрорайоне Исмаил-Бей;
- повышение уровня квалификации врачей и младших медицинских специалистов;
- определение приоритетов финансирования;
- реконструкция и ремонт городских больниц;
- упорядочение предоставления платных услуг.
Приоритетным направлением деятельности отрасли является охрана материнства и детства, в том числе решение вопросов медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. Эти вопросы особенно актуальны в связи с профилем Евпаторийского курорта - детской здравницы.
В 2004г. будет установлен более четкий контроль за реализацией соответствующих Программ "Дети Крыма", "Планирование семьи", "Репродуктивное здоровье" и др.
С целью выполнения гос. заказа по охране здоровья населения в 2004г. планируется продолжить обеспечение реализации государственных и городских медико-социальных Программ: "Здоровье пожилых людей", "Стоматология", "Сахарный диабет", "О медико-социальных противотуберкулезных мероприятий", "О профилактике и лечении артериальной гипертензии", "Профилактика наркомании и СПИДа", "О поддержке эндокринологической службы", "Об улучшении обслуживания ветеранов войны", "Об улучшении оказания медицинской помощи депортированным гражданам".
Основной проблемой остается недостаточное финансирование. Для улучшения сложившейся ситуации управление охраны здоровья населения продолжит принятие всесторонних мер по экономии бюджетных ассигнований, привлечению внебюджетных средств в рамках, разрешенных существующим законодательством. Использование этих источников позволит поднять значимость научно-медицинского потенциала, определить и оказывать гарантированные медицинские услуги в соответствии с объемом финансирования.
Планируется дальнейшее расширение объема деятельности хозрасчетного диагностического и профилактического центра "Панацея", организация других хозрасчетных медицинских структур, активизация работы с Фондами и Страховыми компаниями, обслуживание предприятий, учреждений и организаций на договорной основе.
Предусматривается обеспеченность больничными койками на уровне 74,3 единиц на 10 тыс. населения, что соответствует нормативной потребности. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составит 116,6 посещений в смену на 10 тыс. жителей, что выше уровня 2002г. на 2,2%.

9.2. Образование.
Образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства.
Одним из приоритетных вопросов, решаемых учреждениями образования, является доступность высококвалифицированного бесплатного образования, для решения которого в городе принята Региональная программа развития общего среднего образования г.Евпатории на 1999-2010г. Действующая сеть учреждений образования обеспечивает выполнение Законов Украины "Об образовании", "Об общем среднем образовании" в части предоставления доступности и бесплатности полного среднего образования и отвечает потребностям населения города.
Основные тенденции развития отрасли в 2004г.:
- развитие единого образовательного пространства, обеспечение реальной взаимосвязи и преемственности дошкольного и нач. среднего образования (создание учебно-воспитат. комплексов);
- создание условий для получения гражданами полного общего среднего образования в соответствии с образовательными потребностями личности, ее индивидуальными способностями и возможностями, реализации их права в соответствии с Законами Украины на изучение родного языка и обучения на нем (расширение сети классов с обучением на государственном и родных языках);
- расширение гарантированных возможностей получения общего среднего образования посредством системы классов (групп) с вечерней (очной, заочной) формой обучения, экстернатной формой обучения и индивидуальной формой обучения;
- реализация системы вариативного обучения и воспитания в соответствии с личностными потребностями и способностями учащихся, широкое использование достижений науки и культуры, новых технологий;
- содействие созданию детских домов с целью устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, социальная защита этой категории детей;
- содействие в создании и укреплении материально-технической базы учреждений образования.
Среди приоритетных вопросов - значительное место отводится социальной защите участников учебно-воспитательного процесса и в первую очередь детей, которые требуют социальной помощи.
Действующая система управления образования позволяет объединить и направить усилия органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления и общественности на развитие и обновление образования, рационально использовать кадровый и научный потенциал, материальные ресурсы и финансовые возможности и обеспечить планомерный переход общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения.

9.3. Культура.
Основными задачами отрасли на 2004г. останутся:
- сохранение действующей сети и структуры учреждений культуры, историко-культурных ценностей, поддержка и развитие национальных культур народов Крыма в сотрудничестве с национально-культурными обществами г.Евпатории;
- минимизация бюджетных расходов и увеличение внебюджетных средств для поддержки культуры за счет поиска дополнительных финансовых и материальных поступлений и расширение платных услуг;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
- развитие культурных связей и сотрудничества в области культуры с городами Украины, России, Белоруссии и немецкого города-побратима Людвигсбурга;
- духовное и эстетическое воспитание детей и юношества.
Краеведческим музеем в 2004г. планируется повысить уровень научной работы, активизировать выставочную деятельность и создать новые композиции с целью популяризации своих фондов.
Намечено увеличение внебюджетных средств за счет входной платы, введения дополнительных платных услуг, таких как: проведение искусствоведческой экспертизы, написание исторических справок, экскурсионное обслуживание на городских маршрутах.
Предполагается продолжить работу по компьютеризации ЦГБ им.Пушкина с целью освоения новых технологий в области библиотечного дела, создать и использовать локальную сеть Интернет.
Городским центром досуга в 2004г. намечено заключение договоров о концертной деятельности с аматорскими коллективами других городов, проведение 248 мероприятий и 5 фестивалей.
Планируется проведение торжественных мероприятий:
- посвященных 60-й годовщине освобождения Евпатории и Крыма от немецко-фашистских захватчиков;
- посвященных 150-летию начала Крымской войны 1854-1855г.г.;
- посвященных 60-й годовщине освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков.

9.4. Физическая культура и спорт.
Важным направлением в прогнозируемом периоде станет:
- организация здорового образа жизни населения, проведения свободного времени детей, подростков и молодежи в городе;
- воспитание у населения необходимых мотивационных и поведенческих характеристик, активной социальной ориентации на здоровый образ жизни, обеспечение передовых позиций в национальном и международном спортивном движении и спорте высших достижений.
Работа будет вестись по следующим направлениям:
- сохранение и реконструкция существующей материально-технической базы отрасли;
- образование действенной системы физкультурного просвещения населения, которая способствовала бы формированию традиций и культуры здорового образа жизни, престижа здоровья, привлечению граждан к активным занятиям физической культурой и спортом;
- создание цивилизованных и доступных условий для социальной адаптации и реабилитации инвалидов и лиц с врожденными недостатками физического и умственного характера;
- использование средств массовой информации в пропаганде здорового образа жизни, новых форм массовой физкультурно-оздоровительной работы, гуманистических ценностей спорта.

10. Природопользование и безопасность жизнедеятельности человека.
10.1. Охрана окружающей природной среды.
Основной задачей в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является создание социально-экономических условий для обеспечения экологически безопасной жизни граждан и экологически устойчивого развития города-курорта Евпатория.
Решением городского совета от 24 июля 2002г. №24-4/21 утверждена Программа охраны и улучшения состояния окружающей природной среды г.Евпатории на 2002-2005г.г., учитывающая рациональные экологические приоритеты, общественное мнение, предложения предприятий, министерств и ведомств.
Главная цель программы - обеспечение полноценной среды обитания жителей города при сохранении и дальнейшем развитии всех рекреационных и природных ресурсов. В числе первоочередных мер по достижению этой цели предусматриваются мероприятия:
1. По охране атмосферного воздуха:
- завершить работу по переоборудованию и переводу двигателей автобусов с бензина на сжатый природный газ - ОАО "Евпаторийское АТП 14311";
- замена старых отопительных котлов на новые для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - ЗАО "Евпаторийский гормолокозавод";
- реконструкция объектов теплогазоснабжения.
2. По охране от загрязнения и рациональному использованию природных ресурсов:
- продолжить работу по реконструкции системы водоснабжения жилья и установка приборов учета воды;
- реконструкция главной КНС в районе морпорта;
- завершить работу по реконструкции Мойнакской КНС с заменой насосов;
- продолжить работу по прокладке напорного коллектора от КНС морпорта до камеры гашения;
- продолжить выполнение круглогодичных режимных наблюдений на оз.Мойнаки;
- приобретение инвентарных установок для ограждения и ликвидации разливов нефтепродуктов в акваторию моря;
- продолжить мероприятия по восстановлению водно-солевого баланса оз.Мойнаки с включением проекта ливневой канализации;
- инженерная защита от подтопления оз.Сасык-Сиваш.
3. По охране почв и утилизации отходов:
- организовать пункт приема люминесцентных и ртутьсодержащих ламп
- обеспечить раздельный сбор отходов, полимеров, макулатуры, стекла.
4. По охране и рациональному использованию земель, растительности:
- продолжить работу по восстановлению и развитию пляжной зоны в г.Евпатория;
- корректировка проекта округа и зон санитарной охраны курорта;
- восстановление зеленого массива города и реконструкция парков и скверов;
- инвентаризация зеленых насаждений с созданием компьютерной базы данных;
- продолжить Городской смотр-конкурс "Зеленый наряд школ".
5. По экологическому образованию и воспитанию населения:
- планируется работа городского экологического лектория при станции юных натуралистов и выполнение Программы "Природа родного края".
Также планируется продолжение Программы местных экологических планов действий, которая внедряется Институтом устойчивых сообществ (США) в партнерстве с Инициативным центром содействия активности и развития общественного начала "Єднання" (г.Киев) и финансируется Агентством США по международному развитию.
Прогнозные показатели сборов за загрязнение окружающей среды в 2004г., с разбивкой по природоохранным фондам, составят:
- государственный фонд - 38,1 тыс.грн;
- республиканский (АРК) - 63,5 тыс.грн;
- городской евпаторийский - 25,4 тыс.грн.

10.2. Охрана труда.
Службой охраны труда органа местного самоуправления разработаны и утверждены Евпаторийским городским советом программы:
1) №23-27/1 от 5.10.2001г. "Городская программа мероприятий по профилактике травматизма непроизводственного характера на 2001-2005г.г."
2) №23-27/2 от 5.10.2001г. "Городская программа улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2001-2005г.г."
Главное целью программы является:
а) реализация государственной политики в области охраны жизни и здоровья людей и профилактики непроизводственного травматизма;
б) создание системы управления охраны труда, которая способствовала бы разрешению вопросов организационного, материально-технич., научного и правового обеспечения работ в отрасли охраны труда, предупреждению несчастных случаев, проф. заболеваний, аварий и пожаров на производстве.
В программах отраженны основные направления для руководства в работе службы охраны труда по контролю за выполнением пунктов программ основными жизнеобеспечивающими учреждениями, организациями, предприятиями региона на 2001-2005г.г.
Основные направления:
- нормативно-правовое обеспечение охраны жизни и здоровья людей в непроизводственной сфере, нормативно-правовое обеспечение охраны труда на производстве;
- обучение и распространение опыта по охране жизни и здоровья людей в непроизводственной сфере, обучения и повышения квалификации по вопросам охраны труда;
- организационные мероприятия;
- информационное обеспечение охраны труда;
- технические мероприятия.