Рефераты. Злоупотребление должностными полномочиями

      Вместе с тем, последствия коррупции наносят существенный ущерб государству. К таковым последствиям относятся следующие:

коррупция не позволяет государству добиться осуществления перед ним стратегических задач, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп, имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа;

коррупция в высших эшелонах власти подрывает доверие к ним;

коррупция непосредственно ведет к снижению уровня жизни подавляющей части населения, принуждая к систематическим незаконным платежам;

коррупция создает угрозу демократии, поскольку население не

видит нравственных стимулов к участию в выборах;

коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради процветания общества и государства;

коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше нравственно оправданных самозапретов и др.

      Однако общество располагает определенными возможностями, способными ограничить распространение коррупции во властных структурах. Рассмотрим их в следующей главе.                                              


3.ПЕРСПЕКТИВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ

3.1.Уголовно-правовая ответственность за должностные преступления


      Считается, что среди мер борьбы с коррупцией в России традиционно преобладают уголовно-правовые, хотя очень трудно определить критерии такого преобладания. Простое сопоставление пятнадцатимиллионной армии чиновников и пятнадцати тысяч ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности за должностные преступления (равно как и количественное сравнение трех десятков уголовно-правовых норм-запретов и сотен подобных дисциплинарных норм) заставляет усомниться в истинности такого мнения. К тому же до настоящего времени во всем мире не разработано сколько-нибудь надежных методик определения числа предотвращенных (всеми средствами) коррупционных проявлений. Лишь в некоторой степени уверенно можно говорить о несбалансированности и противоречивости правовых и иных мер борьбы с должностными преступениями. В этой связи еще в начале 90-х годов закономерно возникла идея универсального закона о борьбе с коррупцией, призванного создать правовую основу системы борьбы с коррупцией. Понятно, что средствами уголовного закона победить коррупцию нельзя. Однако уголовно-правовые запреты служат предотвращению значительной части должностных преступлений не только посредством угрозы наказанием, но и путем установления границ поведения, подлежащего всеобщему осуждению. Именно с помощью уголовного закона государство каждый день напоминает чиновникам и всем взрослым гражданам, что брать и давать взятки – грех не только большой, но и пожизненно наказуемый. Многие из тех, кто способен правильно понимать символы уголовного закона, с этим считаются.

      Страсть к «легким» деньгам, к сожалению свойственна чиновникам практически всех рангов. Приведем несколько примеров, наглядно демонстрирующих как глубоко смогла проникнуть коррупция в российские властные структуры.                                             

      Так, первый заместитель Главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Х. Был осужден военным судом Тихоокеанского флота за злоупотребление властью (ст.285 УК).

      Как сообщили в Главной военной прокуратуре РФ Х., как и большинство его высокопоставленных коллег, которыми интересуется прокуратура, захлестнул «жилищный синдром».

      В свое время Х. С отличием закончил Академию Генштаба и служил на Балтийском флоте. В Балтийске (Калининградская область) ему предоставили ведомственную трехкомнатную квартиру. Однако в 1993 г. Х. Перевели на Тихоокеанский флот, где он возглавил Камчатскую флотилию. Здесь-то военоначальник и начал злоупотреблять служебным положением. Скрыв от жилищной комиссии наличие квартиры в Балтийске, Х. Предоставил подложные справки о том, что остро нуждается в жилплощади. Командующему без промедления выделили четырехкомнатные апартаменты.

      Почти в это же время Х. Решил строить себе роскошную двухэтажную дачу в курортном городе Сочи. Для этого он попросил безвозмездную материальную помощь в размере 352 млн.руб.

      Преступная деятельность 52-летнего вице-адмирала была прервана в начале 1997 г., когда в отношении него военная прокуратура возбудила уголовное дело. Военный суд Тихоокеанского флота признал Х. Виновным в злоупотреблении властью и приговорил к четырем годам лишения свободы (условно) с испытательным сроком в два года./Московский комсомолец.1998. 27 февраля(№ 38).

      Если исходить из судебной практики, то можно сделать вывод, что причиняемый вред может выражаться не только в материальном ущербе, но и иным образом, как то: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлениях.

      Если часть из этих последствий носит материальный характер и их можно конкретно выявить, определить и т.д., то другая часть носит чисто оценочный характер.

      Если нарушение выражается в имущественном вреде, то в среднем за основу берется ущерб, соответствующий в денежном выражении 10-15-кратному размеру минимальной заработной платы, установленной законодательством РФ на момент совершения преступления.

      Критерием существенности нарушения прав человека, как правило, является нарушение его основных конституционных прав и свобод.

      Как показывает анализ и обобщение судебной практики при превышении служебных полномочий (ст.286 УК) наиболее типичными формами такого рода преступлений являются:

      - совершение лицом действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица;

      - действия, которые могли бы быть совершены только коллегиально, а производятся единолично;

      - совершение таких действий, которые могли быть совершены данным лицом при наличии особых условий, которые в конкретной ситуации отсутствовали;

      - совершение действий, которые не входят и не могут входить в компетенцию никого из должностных лиц.

      Наиболее серьезные санкции за должностное преступление предусмотрены ст.290 УК «Получение взятки». Наказание: по ч.1 – штраф либо лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.2 – лишение свободы от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.3 – лишение свободы от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.4 – лишение свободы от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

      Крупным размером взятки закон признает: сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

      Достаточно серьезные санкции указанной статьи не останавливают чиновников главным образом потому, что максимальный срок наказания взяточники получают крайне   редко.

      В 1999 году в России было зарегистрировано немногим более 20000 должностных преступлений в государственной и негосударственной сферах, в том числе: 6871 факт взяточничества (+ 18,3% по сравнению с 1998 г.) и 1236 факт коммерческого подкупа (+26,9%). Это составило примерно 1,5% от общего числа зарегистрированных в нашей стране преступлений (3,002 млн.). Эти цифры отражают возросший интерес государства к проблеме коррупции.[12]

      На каждые 100 тыс. человек населения России сегодня выявляется примерно 12 коррупционных преступлений, что говорит не столько о масштабах явления, сколько об уровне эффективности правоохранительной системы и о степени расхождения в представлениях о коррупции законодателя, чиновничества и населения.

      Незарегистрированная часть коррупционных преступлений, по оценкам экспертов, в конце 80-х годов в среднем была в десять раз больше зарегистрированной.[13]

      Коэффициент латентности наиболее выявляемого вида коррупционных преступлений (взяточничества) по данным проведенного учеными в 1992 г. опроса экспертов из числа сотрудников подразделений органов внутренних дел по экономическим преступлениям (126 чел.) составлял 18 фактов на каждые 100 тыс. чел. Населения. Однако уже в 1995 г. уровень латентности взяточничества оценивался аналогичной группой экспертов коэффициентом, превышающим 2000.[14]

      Как правило, не более 20% лиц, выявленных в связи с совершением взяточничества, реально осуждается к одной из мер уголовного наказания, в том числе к лишению свободы. Даже за получение взятки при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах к наказанию в виде лишения свободы до недавнего времени осуждалось не более половины виновных. Данному феномену трудно найти рациональное оправдание, особенно если учесть, что единственным основным видом наказания за взяточничество было лишение свободы.                                            

      Наиболее, если можно так выразиться, мягкое наказание законодатель предусмотрел за незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК) и за служебный подлог (ст. 292 УК) – максимальный срок за такие преступления составляет два года лишения свободы. Однако следует учитывать, что эти преступления нередко сочетаются с другими должностными преступлениями. Например, служебный подлог часто сопровождается хищением имущества. В такой ситуации подлог является либо формой приготовления к совершению хищения, либо формой его сокрытия. Содеянное квалифицируется по совокупности. В период действия УК 1960 г. на практике действия должностных лиц, выдавших частному лицу заведомо подложные документы, дающие право на получение государственных пенсий, в целях обращения в свою пользу полностью или частично полученных по этим документам денежных средств, как правило, квалифицировали как хищение и подлог по совокупности. Если должностное лицо при этом не обращало в свою пользу денежные средства, содеянное рассматривалось как подлог и соучастие в хищении.[15]

      Какие же меры противодействия реально можно противопоставить коррупции в современных условиях?

      Об этом  в п.3.2.


3.2. Основные возможности совершенствования средств борьбы
 с коррупцией в России

   

      Отметим сразу же, что важным критерием результативной предупредительной деятельности вообще является соответствие содержания и иерархии предпринимаемых мер содержанию и иерархии причин и условий должностной преступности. Поэтому меры предупреждения этой преступности могут носить экономический, социальный, политический, организационный, правовой, технический и даже воспитательный характер.                                             

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.