Рефераты. Защита интеллектуальной собственности в аспекте таможенного регулирования

2) объект интеллектуальной собственности исключен из Реестра.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии вышеуказанных оснований.

Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником таможенного органа, принявшим такое решение, или лицом, его замещающим, в виде резолюции на соответствующем обращении правообладателя (его представителя) или на рапорте уполномоченного должностного лица таможенного органа, составленном в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров в случае, предусмотренном пунктом 66 Положения, либо в день, когда стало известно об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра.

После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

После отмены решения о приостановлении выпуска товаров, которые декларировались путем подачи дополнительного листа, на основном листе ГТД делается отметка о дате выпуска таких товаров.

Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 400 ТК РФ меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с Положением, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

В соответствии с п. 2 ст. 281 ТК РФ предназначение товаров определяется таможенным органом, исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

При выявлении таможенными органами признаков административных правонарушений (преступлений), производство по которым отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы в соответствии со статьей 411 ТК РФ незамедлительно передают в установленном порядке информацию об этом соответствующим государственным органам.

Согласно требованиям п. 3 ст. 397 ТК РФ правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 ТК РФ, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с Положением, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

Изложенное свидетельствует о том, что процедура, регламентированная главой 38 ТК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение содействия правообладателю в защите его прав, предоставление ему возможности отслеживать перемещение контрафактных товаров и своевременно реагировать на выявленные нарушения. При этом данная процедура едина и ее элементы не могут быть реализованы отдельно друг от друга. Например, таможенный орган не вправе осуществлять приостановление выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, если соответствующий объект интеллектуальной собственности не включен в таможенный реестр. В частности, такая позиция высказана в письме ГТК РФ от 27.09.2004 N 01-06/27410 "О разъяснениях по применению отдельных положений Приказа ГТК России от 27.10.2003 N 1199".

Между тем, представленную процедуру не следует считать обязательно предваряющей реализацию правоохранительных функций таможни, которые могут быть реализованы как на основе информации, полученной таможенными органами в результате вышеуказанной процедуры, так и независимо от нее.

Принятие таможенными органами мер по приостановлению выпуска товаров на основании заявления правообладателя в порядке, предусмотренном гл. 38 ТК РФ, не связано с применением административных процедур и направлено в первую очередь на содействие правообладателю в защите его прав и законных интересов. Правообладатель, подав соответствующее заявление в порядке, предусмотренном ст. 394 ТК РФ, получает возможность отслеживать с помощью таможенных органов перемещение через таможенную границу РФ предполагаемой контрафактной продукции.

Правоохранительная деятельность таможни

В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ таможенные органы наделены полномочиями составлять протоколы, т.е. возбуждать дела по ст.14.10, ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.

Незаконное использование товарного знака

Статья 14.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания и наименования мест происхождения товара в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц, юридических лиц с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

Правонарушение, предусмотренное ст. 14.10 КоАП РФ, может быть выявлено таможенным органом:

1. На стадии осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров.

2. В ходе таможенного контроля после выпуска товаров (например, при проведении таможенной ревизии в соответствии со ст. 376 ТК РФ).

3. В ходе оперативно-розыскных мероприятий (в том числе по результатам совместных рейдов с сотрудниками УВД на рынках, в торговых центрах и иных местах продажи товаров).

4. При расследовании дел об административных правонарушениях (далее - дела об АП), возбужденных по другим составам (например, по ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3 КоАП РФ).

5. По результатам рассмотрения полученных в соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (в том числе заявлений правообладателя или организаций, представляющих интересы правообладателя на территории Российской Федерации по защите исключительных прав на товарные знаки, о привлечении к административной ответственности конкретного лица, незаконно использующего соответствующий товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товаров в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации).

Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение вышеуказанных сведений должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, материалы, поступившие из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации.

Как правило, возбуждение дела по ст. 14.10 КоАП РФ осуществляется, на основании заявления правообладателя, поскольку именно правообладатель обладает всей полнотой информации о выпускаемых им товарах, сведениями об уполномоченных им лицах, официальных импортерах, дистрибьюторах, а также сможет отличить контрафактный товар от оригинального.

Исходя из содержания изложенных норм КоАП РФ, защита исключительного права на товарный знак может быть реализована без применения мер по приостановлению выпуска товара. При наличии информации о конкретной поставке контрафактного товара, таможенный орган будет руководствоваться информацией, полученной из заявления правообладателя, а не из таможенного реестра.

Заявление о привлечении к административной ответственности должно включать:

- сведения о правообладателе;

- наименования (указания или изображения) товарных знаков (знаков обслуживания);

- описание товарных знаков (знаков обслуживания);- перечень товаров и услуг с указанием их классов в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых зарегистрирован товарный знак или знак обслуживания;

- сведения о документах, подтверждающих регистрацию товарных знаков (знаков обслуживания) в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- сведения о договорах уступки в случае, если исключительные права приобретены по договору об уступке товарного знака, лицензионных (сублицензионных) договорах и лицензиатах (сублицензиатах);

- сведения о документах, подтверждающих введение товаров, обозначенных товарными знаками, в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия;

- подробная информация о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными.

Следует отметить, что таможенные органы правомочны возбуждать дела об АП по ст. 14.10 КоАП РФ (в том числе по фактам реализации незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации контрафактных товаров на внутреннем рынке) только в случае установления факта ввоза контрафактных товаров на таможенную территорию Российской Федерации (то есть места, времени и способа такого ввоза), вследствие чего такими действиями правонарушителем было нарушено исключительное право правообладателя товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

При неподтверждении места, времени и способа перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, то есть неустановление ранее его ввоза, таможенные органы должны направить материалы, содержащие информацию об административных правонарушениях, для принятия решения в порядке ст. 28.1 КоАП РФ в органы внутренних дел (милиции) либо в органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях на основании п. 1 ч. 2 ст. 28.3 и п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ соответственно.

Не могут рассматриваться в качестве достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, такие обстоятельства, как:

- присутствие на обнаруженных на внутреннем рынке Российской Федерации товарах надписей на иностранном языке, свидетельствующих об их производстве за границей;

- низкое качество товаров, отсутствие сведений о месте изготовления продукции, присутствие на товарах товарных знаков иностранных компаний-правообладателей;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.