Рефераты. Закон о средствах массовой информации и свобода слова

Введение термина "компьютерные сети информации" в Закон о СМИ недопустимо, так как законодательство Российской Федерации не раскрывает данного понятия. Более того, отнесение компьютерных сетей информации к средствам массовой информации является необоснованным, так как компьютерные сети информации не могут подпадать под действие Закона о СМИ в силу иной природы правового регулирования.

Использование в Законе о СМИ такого термина, как "для пропаганды или оправдания терроризма и экстремизма", предоставляет неограниченные основания для привлечения СМИ к ответственности. Использование этих расширительных понятий в законодательстве Российской Федерации способно создать серьезную угрозу свободе слова .

Предусмотрено наказание и для тех, кто призывает к "захвату власти", причем без обязательного уточнения - "насильственному". И совсем уж странен финал, где встык с пропагандой войны упоминается распространение передач, "пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости". "Почему уж тогда только передач? А публикаций? И передач каких - телевизионных, радийных или тюремных?", - иронизировала газета "Известия".

Еще хуже обстоит дело с поправками к ст. 15 Федерального закона "О борьбе с терроризмом". Здесь под карающий меч юстиции попала не только сама (по-прежнему неопределимая) пропаганда, но и "сведения", служащие пропаганде или оправданию терроризма. Какие сведения могут служить пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма? Ведь сведения - это объективные данные. Возможно, имеются в виду сведения заведомо ложные... Далее идет запрет на передачу высказываний террористов и экстремистов. Если с террористами все более менее ясно, то понять, кто такие экстремисты, уже сложнее. А значит, и риск попасть под действие статьи выше.

Предлагалось запретить трансляцию высказываний "лиц, препятствующих осуществлению контртеррористических операций, которые пропагандируют и (или) оправдывают сопротивление проведению контртеррористических операций в любой форме" . "Что означает "оправдывают сопротивление проведению"? - вопрошала газета "Известия". - Если операция проводится так, как она проводилась в Первомайском, то сам Бог велел оправдывать сопротивление ее проведению" . Трагические события показали, что никто не выступал против проведения контртеррористической операции, речь шла о методах: освобождение заложников посредством силовой акции или проведением переговоров.

Нет сомнения, что в период проведения террористических актов СМИ могут неосторожными действиями причинить ущерб жизни и здоровью людей, попавших в заложники, но предлагаемые поправки не имели целью, во всяком случае в том виде, как они приняты депутатами, установление новых, особых условий деятельности СМИ - к такому выводу единодушно пришло журналистское сообщество.

Поправки подкрепляли право проводящих антитеррористическую операцию быть полностью безответственными перед лицом всех информационных структур. Все информационные источники, наоборот, становились ответственными за любую неправильность.

Журналистское сообщество - от Союза журналистов до Медиасоюза и от Индустриального комитета до руководителей крупнейших СМИ - обратилось к Владимиру Путину с призывом не подписывать новый федеральный закон, который смещает Законы о СМИ и о борьбе с терроризмом в полутоталитарную сферу.

25 ноября Владимир Путин наложил вето на одобренные парламентом поправки, касающиеся действий журналистов в экстремальных ситуациях. Таким образом, Президент прислушался к мнению журналистского сообщества (впрочем, некоторые СМИ, например "Независимая газета", расценили добрую волю Путина как "серьезную и грамотную пиар-акцию") . Президент объявил, что направил письма председателям палат Федерального Собрания, в которых предложил сформировать согласительную комиссию, чтобы "поработать над формулировками" . Среди прочих аргументов, приведенных Президентом в письме к законодателям, говорится, что законы отклонены из-за того, что в них "не конкретизированы обязанности СМИ и их представителей при освещении террористической деятельности и проведении контртеррористических операций, а также не детализированы связанные с ним ограничения. Не определена ответственность за нарушение этих ограничений".


Сегодня предполагается разработать методические рекомендации о порядке освещения в средствах массовой информации контртеррористических операций и иных чрезвычайных ситуаций, а также порядок взаимодействия органов госвласти и СМИ в указанных ситуациях.

Так, Индустриальный комитет СМИ, учрежденный 16 сентября 2002 г. , принял 8 апреля 2003 г. Антитеррористическую конвенцию (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции). Один из ее пунктов гласит: "исходя из того, что доступ к СМИ с целью изложения своей позиции в большинстве случаев является одной из главных целей террористов, СМИ не должны: брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта, кроме как по просьбе или с санкции оперативного штаба; предоставлять террористам возможность выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с оперативным штабом; самостоятельно брать на себя роль посредника (за исключением случаев, когда это санкционировано оперативным штабом); если представитель СМИ оказался в числе переговорщиков, он должен воздержаться от собственных публикаций до разрешения кризиса".

Конвенция открыта к подписанию руководителями российских СМИ и является, таким образом, обязательной для сотрудников СМИ - "подписантов". Однако процесс подписания, инициированный Индустриальным комитетом, идет медленными темпами.

Необходимо также отметить, что Федеративным советом Союза журналистов России 30 октября 2002 г. были приняты этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции. Установлено, что "при сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв... Он не должен предпринимать каких-либо действий, которые реально и непосредственно могут подвергнуть жизнь заложников и потенциальных жертв еще большему риску" .

Поправка против насилия и жестокости. Попытки "навести порядок" на российском телевидении предпринимаются постоянно. 10 ноября 2004 г. Госдума приняла в первом чтении поправку в ст. 4 Закона о СМИ ("Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации"), запрещающую показ в электронных СМИ с 7 до 22 часов сцен насилия и жестокости. Против принятия поправки высказались профильный Комитет по информполитике, руководство "Единой России" и представитель Правительства РФ в Госдуме. Тем не менее за принятие поправки проголосовали 420 депутатов.

Автор законопроекта - член фракции "Единой России" Андрей Скоч - предложил установить запрет на показ по телевидению сцен убийства и насилия в передачах, в художественных и документальных фильмах, а также в новостных программах.

Впервые поправка была рассмотрена Комитетом Госдумы по информационной политике 13 мая 2004 г. Глава Комитета Валерий Комиссаров заявил, что, "несмотря на благое намерение, под этот законопроект подпадают все фильмы о войне и даже такие фильмы, как "Анна Каренина" и "Жестокий романс" . В итоге поправку Скоча Комитет отклонил. Примечательно, что представитель Правительства РФ в Думе Андрей Логинов заверил, что эти вопросы уже регулируются разными действующими законами, в том числе и Законом о СМИ, но депутаты к нему не прислушались.

Казалось бы, точку в вопросе о комментируемой поправке поставил Президент России. 27 января 2004 г. на встрече с пенсионерами Ленинградской области в ответ на просьбу ограничить показ насилия и секса на телевидении В.В. Путин ответил: "Согласен, что переборы на некоторых каналах есть - и насилия, и того, что связано с сексом... Но это должно быть саморегулируемо" . К тому же в период подготовки поправки ко второму чтению в Думу поступило письмо президента, который рекомендовал палате "снять законопроект с дальнейшего рассмотрения". Владимир Путин напомнил, что телеканалы вправе самостоятельно регулировать формы и объем вещания в соответствии с законодательством.

Несмотря на рекомендации Президента и профильного Комитета, президиум фракции "Единая Россия" решил продолжить работу над поправкой. Совет Госдумы сформировал для этого рабочую группу под руководством вице-спикера от "Единой России" Олега Морозова. Задача рабочей группы - предложить разумный вариант ограничения показа сцен насилия на телеэкранах, который решит данную проблему, не ограничивая свободу прессы.

Поставленная проблема актуальна и серьезна, однако предложенная поправка никак ее не решает. Запрет использования СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, уже содержится в ст. 4 действующего Закона о СМИ. Поэтому решение проблемы скорее всего не в запретах и наклеивании ярлыков, а в совершенствовании действующих норм и механизма их применения. Сама же по себе проблема нравственности в деятельности СМИ относится к разряду вечных.

Выход из сложившейся ситуации видится в том, чтобы убедить законодателей, что есть и альтернативные методы решения проблемы, например, как предложил Президент, - посредством саморегулирования журналистского сообщества. Необходимо совместно разработать методические рекомендации о порядке освещения в средствах массовой информации контртеррористических операций и иных чрезвычайных ситуаций, а также порядок взаимодействия органов власти и СМИ в указанных ситуациях.

Еще одна проблема - отсутствия гласности при обсуждении многих поправок. Очевидна необходимость широкого, открытого рассмотрения потенциальных нововведений, так как споры уже после их опубликования напоминают борьбу с ветряными мельницами. С новой редакцией Закона о СМИ происходит та же история: уже есть несколько его вариантов (первый разработан Индустриальным комитетом под руководством Константина Эрнста и при активном участии Минпечати, второй принадлежит перу Михаила Федотова, соавтора действующего Закона о СМИ; третий подготовлен и внесен депутатом Павлом Коваленко), но всерьез все они обсуждаются лишь кулуарно, в лучшем случае - в журналистской среде. С тех пор как проекты поступили на рассмотрение в Госдуму, о них ничего не слышно.

Учитывая тенденцию ограничения свободы массовой информации, журналистское сообщество и граждане России должны вовлекаться в процесс обсуждения поправок, так как Закон о средствах массовой информации имеет общественное значение. Представляется, что каждый из нас вправе участвовать в обсуждении регулирования вопросов поиска, получения и распространения массовой информации, так как право на информацию - это конституционное право граждан России.

Анализ изменений, внесенных в Закон о СМИ с 1991 г. по 2005 г., позволяет утверждать, что одним из основных направлений развития законодательства о СМИ является "ограничение свободы массовой информации как через прямую ревизию Закона о СМИ, так и через иные законы".

Конечно, законодательство о СМИ нужно развивать. Только делать это следует взвешенно и осторожно, помня о недопустимости ограничения свободы слова. Чтобы не допустить внесения антидемократических норм в действующий Закон о СМИ и другие законодательные акты, регулирующие деятельность средств массовой информации, целесообразно принять специальную поправку к Конституции России, аналогичную поправке к Конституции США, которая гласит: "Конгресс не будет принимать законов, ограничивающих свободу слова или печати".

Литература

1.      "КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"
(издание второе, переработанное и дополненное)
(Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев, В.А. Вайпан, А.П. Любимов)
(под ред. В.В. Погуляева) (ЗАО Юстицинформ, 2005)
 

2.      "КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 Г. N 2124-1"
(постатейный) (под ред. В.В. Погуляева)
(Юридический Дом "Юстицинформ", 2004)
 

3.      "НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
(С.В. Потапова) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 5)
("Правовые вопросы связи", 2006, N 1)
 

4.      "КРИМИНАЛИЗИРОВАННОСТЬ" СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
(С.А. Шоткинов) ("Правовые вопросы связи", 2006, N 1)
 

5.      "КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ"
(Е.С. Устинович) ("Конституционное и муниципальное право", 2005, N 3)
 

6.      "ПОНЯТИЕ "СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ". РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ И СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА"
(Ю. Воскресенский) ("Юрист", 2005, N 6)
 

7.      "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРОКУРАТУРЫ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ТЯЖКИХ И ОСОБО ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ"
(А.В. Крылов) ("Российский следователь", 2005, N 5)
 

8.      "ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ"
(К. Скловский) ("Хозяйство и право", 2005, N 3)
 

9.      "ОПУБЛИКОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
(Д.А. Вавулин) ("Право и экономика", N 12, 2003)
 

10.  "ПОДЛЕЖИТ ЛИ ПРИМЕНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ, НЕ ОПУБЛИКОВАННОЕ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ?"
(Ю.Г. Морозова) ("Арбитражная практика", N 6, 2002)
 

11.     "СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
(В. Емельянов) ("Российская юстиция", N 9, 2001)
 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.