Рефераты. Законодательство обновленной реформами россии как одна из причин правового нигилизма

Законодательство обновленной реформами россии как одна из причин правового нигилизма

Законодательство обновленной реформами России как одна из причин правового нигилизма

Гулина О.Р.

Россия стремится быстро наверстать упущенное и войти в группу наиболее развитых стран мира. Последние выгодно отличаются от нас высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства, новыми технологиями во многих сферах жизни общества, подъемом науки и образования. В каждой из стран, которые вступают в постиндустриальное, информационное общество, имеется хорошо отработанная и разработанная правовая система, обеспечивающая регулирование отношений, складывающихся в обществе. Развитые страны характеризуются высоким уровнем правосознания гражданского населения, престижем права и совершенством законодательства. А как обстоит ситуация с этими ценностями в обновленной реформами России? Не прав был классик, утверждавший, что в России две беды: дураки и дороги. Со всей определенностью можно добавить и третью "вечную беду, боль и незаживающую рану России" - законы. Если законы плохие - то все понятно, если они хорошие - вроде бы тоже, да не совсем. Так какими же должны быть законы?

Итальянский просветитель Чезаре Беккариа утвер-ждал: "Законы, противоречащие естественным чувствам человека, подобны плотинам, воздвигнутым прямо против течения реки: они или сразу разрушаются и уносятся водой, или же образовавшийся благодаря им водоворот незаметно подтачивает их" [1, c. 67]. В.С.Соловьев в своей работе "Оправдание добра" заявил, что "если какой-нибудь положительный закон идет в разрез с нравственным содержанием добра, то мы можем быть уверены, что он не отвечает и сущест-венным требованиям права, и правовой интерес отно-сительно таких законов может состоять никак не в их сохранении, а только в их правомерной отмене". В рамках такого правопонимания закона, В.С.Соловьев отмечает три его обязательных признака: публичность, реальная применимость и конкретность (т.е. наличие не отвлеченных истин и идей, а действительных идеалов данного социума). С.В.Поленина соглашается, утвер-ждая, что закон должен отвечать общественным по-требностям и реально регулировать общественные от-ношения в соответствии с поставленными при его из-дании целями и задачами. Другой русский правовед И.В.Михайловский вывел необходимые условия, кото-рым должен удовлетворять закон:

· Закон есть выражение начал права, а не нравствен-ности, не науки; он предназначен для практических це-лей жизни, поэтому не следует перегружать текст зако-на научными определениями, нравственными пожела-ниями и т.п. При этом, как верно отмечает Д.А.Керимов, доступность языка не должна противо-речить его точности.

· Закон должен быть результатом самого тщательно-го изучения природы вещей данных социальных отно-шений, места и времени: малейшее упущение в этой области влечет за собой неудачу самых симпатичных устремлений.

· Закон должен ясно, четко и определенно формули-ровать то содержание, которое имел в виду законода-тель. "Главное для текста закона - его точность" [6].

П.Е.Недбайло утверждал, что неопределенный за-кон означает отсутствие всякого закона и орган, при-званный применять его "…получает власть действо-вать, руководствуясь только соображениями целесо-образности, а не формальными определениями права". А это, как верно подметил профессор Н.И.Матузов од-на из граней правового нигилизма, когда идет "подме-на законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью… Политическая логика берет вверх над юридической". Все эти требования имеют далеко не просто ака-демический характер. Чем больше закон соответствует им, тем более близким и понятным становится он для граждан, а это благоприятнее отражается на жизни всей страны. У российских законов есть одна отличительная особенность. Они живут, в том смысле, что в каждом действующем законе подчас делается десятки, сотни, тысячи исправлений. И порою не самим законодате-лем, а другими лицами, которые делегировали себе эти полномочия. Законодательство не может быть лучше или хуже общества, власти. Оно их порождение.

 Законодательство обновленной реформами россии как одна из причин правового нигилизма

У нас в стране сложилась порочная практика, ко-гда кулуарно принимаемые указы, постановления имеют бесспорный авторитет над законами. Парал-лельно с законами создается система собственных (президентских, правительственных) конкурирующих нормативных актов. Приведенная таблица показывает, что с каждым годом увеличивается конфронтация законодательных и исполнительных структур власти, (пик пришелся на 1997 г.), когда последние в силу личных амбиций, стре-мятся не к законопослушанию, а к закононаписанию. Вопрос о степени правовой регламентации допус-кает два возможных решения: либо добиться урегули-рования как можно более широкого круга отношений, как это было у нас в недалеком прошлом, посредством издания многочисленных подзаконных актов, либо су-щественно расширить право субъектов правопримене-ния, как это имеет место быть во многих странах мира, правда, сохранив контроль за их деятельностью и четко очертив схему возможного "свободного" нормотвор-чества. "Веления, издаваемые различными правовыми ав-торитетами, обладают неодинаковою обязательною си-лою. Правовые авторитеты в человеческом обществе образуют иерархическую лестницу со множеством ступеней… В государствах конституционных, где зако-нодательная власть принадлежит парламенту, а испол-нительная - кабинету министров, которые ответствен-ны перед парламентом и подчиняются последнему в порядке надзора. В таких государствах между законами в тесном смысле и правительственными распоряже-ниями всегда могут быть проведены твердые осязае-мые границы". Это было понятно юристам еще в прошлом веке, а нами выводы не сделаны до сих пор. В мае 1988 г. был принят закон СССР о кооперации, который ознамено-вал смелые шаги в развитии свободы предпринима-тельства. Но именно эти первые шаги были в штыки встречены мощными государственными структурами, и уже в декабре 1988 г. Совет Министров СССР принял постановление, которым резко ограничил права от-дельных видов кооперации. Вот другие, более свежие примеры. В ст. 31 Кон-ституции говорится о том, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить соб-рания, митинги и демонстрации, шествия и пикетиро-вание. Таким образом, здесь заложена идея, что они это делают по собственному усмотрению, лишь ставя власти в известность о своих намерениях. На самом же деле повсеместно действует вместо уведомительного фактически разрешительный порядок, однако в его ис-кривленной форме: если орган исполнительной власти субъекта РФ или глава муниципального образования отказался принять уведомление инициаторов о желае-мом мероприятии, проводить его нельзя. Налицо иное применение нормы Основного закона, что требует вмешательства законодателя: изменить либо норму Конституции, либо подобный порядок. В ч. 3 ст. 40 сказано, что малоимущим, иным ука-занным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Местные власти просто игнорируют данное положение Конституции, а понятие доступной платы трактуется так, что для многих нуждающихся делается невозможным факт приобретения жилища. Ч. 3 ст. 59 Основного закона страны предусматри-вает возможность для гражданина РФ замены - по его убеждениям или вероисповеданию, а также при иных ситуациях, предусмотренных федеральным законом, - военной службы альтернативной гражданской служ-бой. Однако в прямом учете этой нормы военные ко-миссариаты при пособничестве местных властей отка-зывают, заставляя молодых людей идти на действитель-ную военную службу, причем находят в этом поддерж-ку прокуратуры и судов. Такие примеры можно было бы продолжать. Но вывод будет одним: ценности и идеи Основного закона страны отданы "на откуп" органам и должностным ли-цам, применяющим ее положения в искореженном ви-де, трактующим ее содержание, так как им выгодно и удобно. А ведь повернув ситуацию вспять, можно бы-ло бы наладить правильные пути реализации не только Конституции страны, но и ее законодательных актов. Многие зарубежные авторы недоумевают и пы-таются разобраться: в чем причина такой кризисной ситуации в законодательстве России? Почему законы принимаются "пачками", а наболевших проблем не снимают? Что можно сделать в настоящий момент российской истории для того, чтобы изменить к луч-шему имидж права и сделать обращение к нему более приемлемым для граждан? Важнейшая ключевая проблема здесь - отношение людей к нормам закона. Вопрос очень широк, но не вызывает сомнения, что истинность нормы права - это "мера ее пригодности отражать прогрессивную чело-веческую деятельность" []. Здесь можно говорить о трех возможных вариан-тах. Первый, наиболее благоприятный - индивиды дан-ного сообщества поддерживают и претворяют в жизнь предписания данной правовой нормы. Второй вариант состоит в том, что индивиды и норма права живут обо-собленно друг от друга, при этом норма не нарушает-ся, но и не одобряется. Правовая норма игнорируется. И третий, наименее желаемый вариант - индивиды на-строены против нормы, они активно ей противодейст-вуют, используя все возможные средства, включая не выполнение и нарушение предписаний соответствую-щей правовой нормы. За этими тремя вариантами скрыта глубинная проблема поддержки индивидами законов, принимаемых в данном обществе. Как добиться реализации законов, их полного и всестороннего претворения в жизнь общества? Ответ на данный вопрос не может быть простым и однозначным. Если в законе содержатся идеи социаль-ного равенства и справедливости, идея общественного согласия и господства права, если такой закон отвечает требования большинства членов данного социума, то есть смысл считать такой закон легитимным. Главной задачей должно стать повышение правовой культуры населения, стремление к сближению мнений большин-ства и меньшинства и, конечно же, рост профессиона-лизма законотворческих структур. А это очень важный аспект, потому что, с правом (как системой правовых норм) связывается оценка за-конопослушного или девиантного поведения личности, формирование позитивного или негативного состояния личности, предшествующего принятию или отказу от ценностей, престижа правовых норм, установленных в обществе. Сравнивая ассоциации французских и русских подростков на понятие "закон" можно не обнаружить существенных отличий, но это лишь на первый взгляд. В самом деле, наиболее частой ассоциацией на слово "закон" во Франции является "правило, которое надо уважать (следовать)", а в России - "правило, которое не надо нарушать". Разница едва уловимая, но, согла-ситесь, существенная. Французская формулировка по-казывает, что закон наиболее часто считается руково-дящей силой, в то время как русская интерпретация - дистанцию, которую надо сохранять, под угрозой санк-ций. Русские респонденты в своих ответах на термин "закон" чаще говорят о запретах, предписаниях и обя-занностях, но никогда об индивидуальных правах; в русских представлениях закон в основном понимается как уголовный закон. Гоббс считал, что "…законы установлены не для устрашения, а для направления человеческих действий, подобно тому, как природа поставила берега не для за-держания течения реки, а для того, чтобы направлять его". Вообще мы должны помнить, что "рано или позд-но мы непременно придем к такой точке, где закону подчиняются не в силу материального принуждения, а по другим основаниям, в силу сознательного призна-ния, или в силу инстинктивного подчинения, или при-вычки, или отсутствия организованного сопротивле-ния. Если бы это было не так, государства и юридиче-ские нормы не могли бы существовать. Число людей, которые могут прибегать к приказанию и принужде-нию, является, обыкновенно, бесконечно малой вели-чиной по сравнению с числом тех, которыми прихо-дится руководить и которых приходится принуждать. Закон всесилен только до тех пор, пока преступники находятся в меньшинстве и нация в большинстве своем остается лояльной. А это значит, что решающим мо-ментом в существовании закона является не столько материальная возможность принуждения, сколько пси-хологическая привычка признавать обязательность норм, установленных общественной властью, и подчи-няться им".

Список литературы

1. Алексеев С.С. Право и наша жизнь. М.: Юр. литература, 1978. С. 67.

2. Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 1993. С. 458.

3. Поленина С.В. Качество закона и совершенствование правотворчества // СгиП. 1987. № 12. С. 12.

4. Михайловский И.В. Общее учение о праве // Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. М., Ин-терстиль, 1998. С. 561.

5. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М.: Юр. литература, 1991. С. 89.

6. Язык закона / Под ред. А.С.Пиголкина. М.: Юр. литература, 1990. С. 25.

7. Недбайло П.Е. Структура советских правовых норм // Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М.: Интерстиль, 1998. С. 566.

8. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали" // Правоведение. 1994. № 2.

9. Исаков В.Б. Законодательство субъектов РФ: объем, структура, тенденции развития // Журнал российского пра-ва. 1999. № 12. С. 69.

10. Примак Т.К. Совершенство законодательства как средство обеспечения законности. М., 1998. С. 77.

11. Трубецкой Е.Н. Разделение форм права по условиям его обязательности // Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. М.: Интерстиль, 1998. С. 602-604.

12. Сырых. В.М. Воистину ли нормы законов истины? // Государство и право. 1996. № 7. С. 31.

13. Курильски-Ожвен Ш., Здравомыслова М.Ю., Арутюнян О.М. Образы права в России и Франции. М.: Аспект-пресс, 1996. С. 36-37.

14. Матузов Н.И. Еще раз о принципе" не запрещенное законом дозволено" // Правоведение. 1999. № 314. С. 26.

15. Виноградов П.Г. Юридические нормы // Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. М.: Интер-стиль, 1998. С. 513-514.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru





2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.