Рефераты. Южно-Курильская территориальная проблема

Но, может быть, японское общественное мнение выступит против подобной расточительности? Вряд ли. Ведь на сегодняшний момент психология ирредентизма (недовоссоединенной национальной целостности), сконцентрированная в «курильском синдроме», характерна практически для всей японской нации. Недаром возврата Курил требуют все до одной политические партии страны. Воля к овладению Курилами в чем-то иррациональна; это своего рода национальный комплекс территориальной кастрации, мучительно переживаемый коллективным бессознательным этносом. А пассионарность и иррационализм подобного стремления (Курилы как сверхзадача) коррелирует с готовностью заплатить сверхцену за успешную реализацию комплекса.

Косвенно требование высокой цены за Курилы попадает в резонанс с настоянием мощного пацифистского движения Японии, требующего вернуться к заложенному в Конституции отказу от обладания собственными вооруженными силами.

Если прежде само их создание в обход Конституции оправдывалось императивом возврата Курил, то сегодня японские пацифисты могут воскликнуть: «Лучше сразу заплатить 9-10 годовых военных бюджетов, вернуть Курилы и отказаться от армии, чем еще десятки лет иметь армию и военный бюджет и не вернуть Курил»[276].

В данном вопросе немаловажна и позиция других западных стран, с мнением которых японское руководство вынуждено считаться. Эта позиция, скорее всего, будет положительной, если:

а) часть полученной нами суммы пойдет на оплату российских долгов Западу;

б) естественно, будет оговорено, что полученные деньги Россия вольна тратить не только на закупки японской продукции, но на закупки в любой стране и у любой фирмы.

К тому же, ввиду растущих опасений перед финансово-экономической сверхдержавностью Японии, финансовое «кровопускание» для последней, неизбежно сопряженное с хотя бы временным ослаблением японских позиций в мире, очевидно, будет встречено западными политиками с удовлетворением.

И, наконец, посмотрим на эту ситуацию в широком макроэкономическом плане. На данный момент экономика всех западных стран, кроме Японии, выдохлась. Долги растут, производство стагнирует, занятость и прибыли сокращаются. Для того, чтобы завести механизмы западной экономики на новый виток роста нужен мотор, и объективно таким мотором сегодня может стать только Япония – единственная держава Запада с бюджетным избытком и благополучным финансово-экономическим положением. Конечно, просто так Япония никого не станет вытаскивать, даже своих союзников. Но в случае продажи Курил может создаться беспрецедентный экономический треугольник.

Япония - Россия - Запад. Япония предоставляет России в обмен на Курилы громадную сумму - допустим, 150 млрд. долл., Россия, исходя из собственных экономических интересов, неизбежно расходует эту сумму, размещая гигантские заказы на Западе, ну, и импульс в виде таких многомиллиардных заказов служит тем «довеском», который заводит мотор западной экономики[277].

В договоре о продаже Курил самым тщательным и серьезным образом должны быть оговорены особые права населения Южно-Курильских островов. Оно должно получить выбор: либо полноправно проживать на островах, даже не отказываясь от своего российского гражданства, либо, в случае выезда с островов, получить высокую и закрепленную в договорном порядке компенсацию как за имущество, так и за отказ от права проживания в курильском регионе. Самоочевидно, что суммы подобной компенсации не будут включены в основную стоимость сделки по продаже Курил.

Трудно преодолимым препятствием для передачи Курил Японии является негативное отношение к подобному акту со стороны общественного мнения России. Но наше общественное мнение материалистично, если люди будут убеждены и том, что продажа Курил существенно повысит их жизненный уровень, материализм перевесит национализм. Можно будет смело выносить этот вопрос на всероссийский референдум: миллионы люден, проклинающие сегодня высокие цены в магазинах, проголосуют за продажу.

И, наконец: всякая уступка территории одним государством другому не без оснований рассматривается в мировой практике как опасный прецедент. Но в данном случае сам финансовый объем сделки станет лучшим противоядием для следования этому прецеденту и предъявления сходных территориальных претензий со стороны других государств. Ведь ни у Китая, ни у Финляндии, ни даже у Германии, занятой ныне разорительной реконструкцией своих восточных земель, не будет в обозримом времени возможности предложить нам аналогичную по масштабам сумму за сходную сделку[278].

Так может быть уже стоит осознать, что Россия сегодня находиться в глубочайшем кризисе, и может быть уже стоит подумать о том, чтобы помочь стране выйти из создавшейся ситуации всеми возможными способами.

В начале 2008 года в российско-японских отношениях появилась было сенсация о скором решении давнего территориального спора. Однако при ближайшем рассмотрении она оказалась призрачной. Японский премьер Ясуо Фукуда 07.02.2008 сообщил, что российский президент Владимир Путин направил ему письмо с предложением провести новые переговоры по спорным островам. Фукуда сделал это заявление в Токио на собрании по случаю «Дня северных территорий» (так японцы называют Южнокурильские острова, перешедшие к России по итогам второй мировой войны). Участники мероприятия требовали от России вернуть все четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи. Из-за японских претензий на эти стратегически и экономически важные территории Россия и Япония так и не заключили после второй мировой войны мирный договор.

Уже полвека главным препятствием для заключения мирного договора остаются претензии Токио на все четыре острова. В 1956 году СССР пообещал передать Японии после заключения мирного договора остров Шикотан и гряду Хабомаи, но в советские годы этот план реализован не был, поскольку японцы захотели получить все острова. В 2004 году глава МИДа Сергей Лавров сказал, что государство-преемник признает обещание СССР передать Японии два острова «и на этом поставить точку». Вместе с тем он пояснил, что реализация декларации 1956 года «безусловно, требует переговоров»[279].

Декларация 1956 года предполагала, что два острова останутся за Россией и еще два (скорее всего Шикотан и гряда Хабомаи) отойдут Японии. Однако по площади Шикотан и Хабомаи составляют в сумме не более 10% территории Южных Курил. Япония хочет получить больше.

В декабре 2006 года тогдашний министр иностранных дел Японии Таро Асо призвал учитывать и площадь островов: «Если делить «северные территории» пополам, то наша половина будет состоять из 25% острова Итуруп, а также трех остальных островов». В этом случае граница между странами рассекла бы Итуруп, две трети территории которого остались бы за Россией. Тогда же г-н Асо призвал использовать внутриполитическое влияние Владимира Путина и решить территориальную проблему до истечения его президентского срока.

«Теперь я хорошо понимаю, что российский президент хочет решить территориальный спор», - заявил 7 февраля 2008 года г-н Фукуда. Премьер обещал митингующим «решительно продвигать переговоры по этой проблеме» ради возвращения островов. Однако менее чем через месяц в России состоятся выборы, так что времени для переговоров с нынешним российским президентом у Фукуды осталось крайне мало. Появилась информация, что японский лидер может посетить Москву в конце апреля или начале мая - всего за пару недель до того, как Владимир Путин сложит президентские полномочия. Япония председательствует ныне в «большой восьмерке», и как раз в мае Фукуда собирался посетить европейских членов этого элитного клуба держав, куда входит и Россия.

Однако в Москве слова Фукуды комментировали сдержанно, исключая всякую сенсационность. В Кремле подчеркнули рутинный характер переписки и подтвердили прежнее желание урегулировать проблему мирного договора путем переговоров: «Обмен посланиями осуществляется на регулярной основе. Российская и японская стороны на различных уровнях в постоянном рабочем режиме обсуждают вопросы, в том числе доставшиеся в наследие от прошлого». Источник в Кремле, беседовавший вчера с журналистами, подчеркнул отсутствие каких-либо подвижек в позиции России. Суть же ее по-прежнему в том, что имеющиеся проблемы отношений «не должны быть барьером на пути развития многопланового сотрудничества»[280].

Как стало известно «Времени новостей», президентское письмо нынешнему японскому премьеру привез еще в декабре Иосиро Мори, в начале 2000-х годов тоже занимавший пост премьера Японии. В декабре он побывал в Петербурге на открытии завода Toyota и встречался с российским руководством. Но сразу же после этого Москва подчеркнула, что это всего лишь приглашение к продолжению переговоров, не содержащее новых предложений. В январе о неизменности российской позиции говорил глава МИД России Сергей Лавров.

7 февраля 2008 года закрученной интриге вокруг Курильских островов изумился даже заместитель главы МИД России Александр Лосюков, который недавно прибыл из Японии. Он «с удивлением узнал о новых предложениях по территориальным вопросам из японских СМИ». Г-н Лосюков подчеркнул, что у обеих сторон «есть понимание» необходимости обсуждать проблему, но «по условиям ее решения у нас понимания пока нет никакого». Дипломат утверждал, что японские СМИ, разглядевшие некий прогресс на переговорах, «выдают желаемое за действительное». Опроверг он и утверждения, что в апреле-мае премьер Японии встретится с Владимиром Путиным: «Пока нет никакой конкретики в отношении визита Ясуо Фукуды в Россию»[281].

Однако если Фукуда-сан не встретится весной с Владимиром Путиным, то летом он повидается с будущим российским президентом на саммите «восьмерки». Саммит пройдет в июле на северном японском острове Хоккайдо. Кстати, в хорошую погоду с Хоккайдо виден российский южнокурильский остров Танфильева, на который вместе с прочими островами претендует Токио. Японские националисты уже призывают использовать саммит для того, чтобы с помощью западных лидеров надавить на российского коллегу, побудив его к территориальным уступкам. В этом случае встреча Фукуды с Путиным помогла бы японскому премьеру в упрочении его позиций в самой Японии и стала бы напоминанием о том, что японское руководство не откажется от островов[282].

Руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко, комментируя «Времени новостей» поднятую в Стране восходящего солнца шумиху, заметил: "Японская сторона демонстрирует активную наступательную позицию, не в последнюю очередь исходя из внутриполитических соображений". Эксперт напомнил, что кабинет Ясуо Фукуды, пришедший к власти минувшей осенью, сталкивается с рядом внутриполитических и экономических проблем, а также с натиском оппозиционной Демократической партии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.