Рефераты. Юридические лица в римском праве

Юридические лица в римском праве

Содержание

 

Введение                                                                                                  2

Глава 1. Юридические лица                                                                    3

         1.1. Понятие юридического лица                                                  3

         1.2. Древнейшие юридические лица                                              3

         1.3 Положение юридического лица в частном праве                    4

Глава 2. Прекращение обязательства                                                      6

Заключение                                                                                              14

Список использованных источников и литературы                              15

Введение


В настоящее время большой интерес к римскому праву проявляют чешские, болгарские, венгерские ученые. Их труды переведены на многие языки. В этих странах римское право основательно преподается в университетах. Так венгерские ученые создали школу в исследовании римского права и многообразных путей его воздействия на правовую действительность и юридическую мысль средневековой Европы. Эти проблемы успешно разрабатываются в Будапештском, Сегедском и других университетах Венгрии.12

Что же дает юристу знание римского права? Попытаемся ответить на этот вопрос, над которым задумывались на протяжении веков выдающиеся Ученые-юристы.

Изучение римского права вырабатывает правильное юридическое мышление. Дело в том, то римское право определило не только мировую практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических изысканиях. Знаменитый немецкий философ Р.Иеринг так оценивал значение римского права: " Наше юридическое мышление, наш метод, наше понимание, словом, все наше юридическое образование носит римский отпечаток, если римским можно назвать то, что само по себе безотносительно и безусловно истинно и что римлянами лишь отделано до высшего совершенства".

За свою формальную сторону римское право было признано юридической логикой, в которой наглядно проявилось приложение всеобщих законов юридического мышления к опыту. Романисты сравнивали мышление римских юристов с "инженерным", которое (в отличие от строго научного) допускает в определенных пределах выбор наиболее рационального решения. Римские юристы имели уже готовые общие, логические нормы, которые они использовали при наблюдении за многообразными явлениями жизни.

Глава 1. Юридические лица

1.1 Понятие юридического лица


Создание и понятие юридического лица составляет одну из крупнейших заслуг римского права. Не следует преувеличивать ни разработанности этого понятия в римском праве, на значения юридических лиц в экономической жизни Рима. Даже во времена наибольшего расцвета римского народного хозяйства, во времена наиболее оживленной международной торговли юридические лица значительной роли не играли.

Несомненно, уже древнеримскому быту свойственны известные союзные образования, имеющие внешнее сходство с юридическими лицами — общее имущество, внутреннюю организацию и т. д.; но эти внешние признаки отнюдь не свидетельствуют о том, что эти союзные образования рассматриваются уже под углом зрения гражданских юридических лиц. Идея юридического лица вообще для примитивного юридического мышления недоступна.


1.2. Древнейшие юридические лица


Еще в древнейшие времена существовали в Риме частные корпорации: союзы с религиозными целями, профессиональные союзы ремесленников. По свидетельству Гая законы XII таблиц даже предоставили союзам с религиозными целями право вырабатывать для себя уставы, лишь бы они не противоречили закону. Много новых корпораций является в период республики: корпорации служителей при магистратах, различные объединения взаимопомощи, в частности, похоронные корпорации; объединения предпринимателей, бравших на откуп государственные доходы, управлявших по договорам с государством государственными имениями, производивших для государства крупные строительные работы, и др.

Однако вопреки характеристике, которую дают этим объединениям некоторые историки римского права, невозможно утверждать, что это были юридические лица в современном значении этого термина.

Нет единогласия между историками римского права и в вопросе о правовом положении римского государства в древнейшие времена. Одни историки считают римское государство искони юридическим лицом. Другие полагают, что, будучи обладателем многочисленных и разнообразных имуществ и участвуя в различных отношениях по их эксплуатации, римское государство, по крайней мере, до второй половины республики, не применяло к своим имущественным отношениям положений частного права.


1.3. Положение юридического лица в частном праве


Римские юристы признали, что:

1.      Корпорация может рассматриваться в сфере частного права так же, как рассматривается физическое лицо. Гай говорит: общины рассматриваются как частные лица (D. 50. 16. 16).

2.      Юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из состава объединения: для местных сенатов и других объединений безразлично, остаются ли прежними все члены, либо часть членов, либо всех заменили другие (D. 3. 4. 7. 2).

3.      Имущество корпорации обособлено от имущества ее членов, притом это не совместно всем членам корпорации принадлежащее имущество, а имущество корпорации, как целого, как особого субъекта прав: если мы что-нибудь должны корпорации, то мы не должны ее отдельным членам; того, что должна корпорация, не должны ее отдельные члены (D. 3. 4. 7. 1).

4.      Корпорация как юридическое лицо вступает в правовые отношения с другими лицами при посредстве физических лиц, уполномоченных на то в установленном порядке.

Однако целого ряда выводов из признания гражданской правоспособности юридического лица, римские юристы не сделали. Эти выводы затруднялись и отсутствием в римском праве института прямого представительства, который облегчил бы понимание участия юридических лиц в гражданском обороте при посредстве физических лиц, и взглядами юристов на роль воли в обосновании частноправовых отношений. Поэтому еще классическим юристам представлялся спорным вопросом о том, может ли юридическое лицо быть субъектом владения. Поэтому они отвергали ответственность юридических лиц за вред, причиненный деликтами их представителей. Ульпиниан говорил: что могут сделать в силу злого умысла члены муниципии.

Римские юристы признают юридическое лицо носителем не только имущественных, но и некоторых личных прав, например, как о том свидетельствуют многочисленные памятники, муниципиями присваивался патронат над вольноотпущенниками, представлявший по существу значительный имущественный интерес для патроната.

Позднее корпораций появилась в римском праве та категория юридических лиц, которую теперь называют учреждениями. Их не знал не только период республики, но весь отрезок периода империи до христианских императоров. Признание христианства государственной религией создало почву для признания юридическими лицами церковных учреждений, а затем и обычно связанных с церковью частных благотворительных учреждений. Церковные учреждения были наделены имущественной правоспособностью. Затем были признаны юридическими лицами так называемые больницы, приюты и т.п. Но сколько-нибудь развернутого учения о правоспособности учреждений


Глава 2. Прекращение обязательства


Способы его распадаются на две группы. Первую составляют способы, направленные к прекращению обязательства, так что они представляются действиями, предпринятыми именно с тем, чтобы прекратить известное обязательство; вторую – такие способы, которые прекращают обязательство, хотя действие или факты, составляющие эти способы, не направляются к прекращению обязательства, но прекращают его по своему существу. К способам первой группы принадлежат:

1) Удовлетворение по обязательству; оно представляется актом, цель которого заключается непосредственно в прекращении обязательства.

2) Обновление обязательства (novatio) в сущности, состоит в замене одного обязательства другим, занимающим место прежнего. Такая замена выражается, явственно или безмолвно, именно заключением нового обязательства. Но бывают случаи, что обновление обязательства происходит даже без непосредственного объявления на то воли его участников. Такие случаи представляются, когда по обязательствам возникают споры между участниками и доходит дело до судебного разбирательства: определение суда, разрешающее спор, устанавливает для одной стороны право, для другой – обязательство, уже независимо от обязательства, по поводу которого возникли спор и судебное исследование. Так что решение суда, составляющее само по себе источник обязательства, становится на место обязательства прежнего.

По соображении таких случаев, в римском праве обновление разделяется на добровольное (novatio voluntaria) и необходимое (novatio necessaria). Обновление обязательства – добровольное и происходит или между теми же лицами, которые были участниками в первом обязательстве, или и между другими, так что иногда в обязательстве, заменяющем прежнее, на той или другой стороне, или даже на обеих, является новое лицо. В первом случае обновление называется простым, во втором – сложным или квалифицированным, которое опять, смотря по тому, представляется ли новый участник на стороне должника или верителя, называется экспромиссией (expromissio) или делегацией (delegatio)

Для обновления обязательства требуются:

а) Два обязательства, обновляемое и обновляющее, установлением которого прекращается первое обязательство. Интересен в особенности случай, когда одно из подлежащих обязательств представляется условным. Положим, заключено условное обязательство и впоследствии обновлено другим, безусловным: если наступит условие, то второе обязательство рассматривается как действительное, и, следовательно, обновление не встречает никакого препятствия; если же условие не наступит, то обязательство не существует, – значит, нет обязательства, которое подлежало бы обновлению, а потому и обязательство обновляющее недействительно. Но, положим, заключено обязательство безусловное и впоследствии заменено другим, условным: если наступит условие, то, разумеется, представляется обновление; но если условие не наступит, то второго обязательства не существует, – значит, нет обязательства, которое заменило бы первое, и поэтому первое обязательство сохраняет свою силу.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.