Рефераты. Взяточничество и коррупция в деятельности преступных структур (сообществ)

Таблица №: местность проживания субъектов взяточничества.



взяткополучатель

взяткодатель

местность проживания

абсолютное значение

%

абсолютное значение

%

город

176

71,54

179

71,89

сельская местность

16

6,50

37

14,86

нет данных

54

21,95

33

13,25

всего:

246

100

249

100


Таблица №: образование субъектов взяточничества.



взяткополучатель

взяткодатель

образование

абсолютное значение

%

абсолютное значение

%

среднее

41

16,67

114

45,78

высшее

94

38,21

36

14,46

среднее специальное

43

17,48

45

18,07

неоконченное высшее

6

2,44

12

4,82

нет данных

62

25,20

42

16,87

всего:

246

100

249

100














2.3. Общая характеристика взяточничества и коррупции в регионах


Пример центра оказался исключительно заразителен для регионов. Опыт последних лет наглядно свидетельствует, что в отличие от советского периода современная российская фе­деральная власть уже не способна также эффективно принуждать региональную элиту к таким действиям, которые со­гласуются с ее собственными интересами. Центробежные тенденции в середине 1990-х годов заметно усилили автори­тет и влияние руководителей субъектов Федерации, а в большинстве национальных образований сделали их почти абсолютными.

Используя данную ситуацию, региональная и местная впасть без особой оглядки на центр активно и целенаправ­ленно вмешивается в функционирование предприятий и рас­пределение собственности, решая не только общегосударст­венные задачи, но также реализуя собственные, порой корыстные, стремления. Не все региональные лидеры априори правонарушители и коррупционеры, но то, что многие из них, так или иначе, связаны с бизнесом и имеют в нем собственные интересы  факт неоспоримый. Это, в частности, подтвердил Генеральный прокурор Российской Федерации на совещании прокурорских работников 11-12 января 2001 года, заявив, что региональные властные элиты тесно связаны с представителями финансово-хозяйственных структур, в том числе сформировавшихся и существующих на криминальных капиталах.

Сведения о количестве зарегистрированных преступлений за январь-август 2002 г. всего по России по взяточничеству:[18]







Таблица: статистика взяточничества




Федеральные округа

2001 г.

2002 г.

Центральный

1846

1792

Южный

841

871

Приволжский

1025

984

Уральский

424

323

Сибирский

705

725

Дальневосточный

213

236

Северо-Западный

499

391

Всего по России:

5903

5794

Некоторые главы субъектов Федерации и высокопоставленные чиновники их администраций, руководители муниципальных образований устанавливают тесные и отнюдь не бескорыстные связи с представителями хозяйствующих субъектов, оказывают им государственную поддержку из бюджетов в ущерб решению социальных проблем территорий. Не давая оценку амораль­ности подобных связей, а также того, что многие из них но­сят откровенно криминальный характер, следует признать, что по объему реально осуществляемых полномочий сегодня государство опасно деформировалось в сторону регионов.

Однако какие бы причины ни лежали в основе этого по­ложения, объективные или искусственно созданные, следует иметь в виду, что эта ситуация изначально служит фундамен­тальной экономической предпосылкой для формирования и усиленного развития коррупционных отношений как в ре­гионах, так и в стране. Соответственно и коррупционные от­ношения сегодня в значительной мере задаются именно со стороны регионов.

Здесь наряду с традиционными формами подкупа должностных лиц широко используются новые: пре­доставление льготных кредитов коммерческими банками, оп­лата зарубежных поездок, выплата необоснованно высоких гонораров за лекции и публикации, в том числе готовящиеся (так называемая предоплата научных и прочих несостояв­шихся трудов), оказание различных услуг, предоставление высокооплачиваемых должностей (весьма распространенным явлением стало привлечение государственных служащих в качестве консультантов, референтов и т.д.), включение в со­став коммерческих, предпринимательских структур или со­учредителей членов семьи, предоставление работы по со­вместительству и т.д.

По данным ГУБОП МВД России за 1998-1999 г. г. к уго­ловной ответственности за преступления против государст­венной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления привлечены около шес­тидесяти ответственных должностных лиц регионального уровня. Среди них 3 губернатора (правда, бывших), около двух десятков вице-губернаторов, мэры и вице-мэры круп­ных городов, руководители законодательных собраний, ми­нистры регионального уровня. Основная часть дел касается получения взяток и хищения бюджетных средств. Методы злоупотреблений вполне традиционны: нецелевое использо­вание кредитов, прокручивание бюджетных денег в «нуж­ных» банках, продажа зданий, оборудования и техники по заведомо заниженным ценам или, наоборот, их покупка у «своих» поставщиков по ценам намного выше рыночных, протек­ционизм нужным бизнесменам в конкурсах и тендерах на по­ставки сырья, энергоносителей, продовольствия. Кроме того, возбуждено несколько дел по неуплате налогов и одно по клевете и ложному доносу - по этим редким для российской судебной системы статьям был обвинен и арестован мэр Улан-Удэ В. Шаповалов. По отмеченным делам региональные чиновники в совокупности незаконно изъяли из местных бюджетов и положили в карман себе и своим  «подельникам» сумму, эквивалентную 84 миллионам долла­ров США. Причем это лишь то, что удалось доказать и положить в основу обвинения. Не вызывает сомнений, что эта сумма, как минимум, на несколько порядков меньше реального ущерба.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.03.96 № 327    «Об одобрении и представлении на утверждение Президенту РФ основных положений региональной политики в Российской Федерации» в пункте 3.2. Методы и формы реализации региональной экономической политики указывается  контроль за целевым расходованием средств, выделенных из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Безусловными рекордсменами по суммам расхищенных средств и полученных взяток в субъектах Федерации являют­ся, естественно, главы регионов. Это и понятно: возможно­стей у них больше, контроля меньше, да и запросы постоянно растут.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве структурных подразделений Главного управления по организованной преступности действуют двенадцать региональных управлений по организованной преступности (РУОП). Состояние прокурорского надзора за законностью деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью диктует необходимость принять в органах прокуратуры дополнительные организационно - кадровые меры. Генеральной прокуратурой РФ был издан Приказ от 27.10.97. № 64 «Об организации прокурорского надзора за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.