Рефераты. Взаимодействие государства и права

1.2 Признаки и определение права

                К признакам права можно отнести следующие:

Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общест­ва на определенной ступени его развития[2].

Право есть регулятор социально значимого поведения человека  разно­видность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой  которая включает в себя:

                             I.      людей;

                          II.      отношения между людьми (общественные отношения);

                        III.      поведение субъектов общественных отношений.

     Содержание права определяется потребностями общественного разви­тия  интересами участников общественного процесса  отраженными в обще­ственном сознании.

 Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент  форма) социального компромисса в масштабе общества  установления баланса соци­альных интересов  справедливого распределения благ  мера социальной сво­боды индивида.

   Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реаль­ный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права  что оз­начает приближение права к своему идеалу или отступление от него  от сво­ей сущности.

Право как разновидность социальных норм обладает качеством нор­мативности; оно действует как типовой регулятор  адресаты которого опре­делены не конкретно  поименно  а общими признаками (возраст  вменяе­мость  общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступа­ют в процесс регулирования всякий раз  когда возникают типовые ситуации  установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых  повторяющихся социально по­лезных отношений и поступков людей.

Действие права основано на принципе применения равных мер к участни­кам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы  умственных способностей  социального положения и т. п.)  то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).

 Нормы права должны быть объективированы вовне  закреплены в опре­деленных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нор­мативно-правовых актах  правовых обычаях  юридических прецедентах и др.

 С точки зрения внутренней организации право есть система (целост­ность)  состоящая из элементов  связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм  оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную норматив­ную систему  которая распространяет свое действие на всех членов общества.

Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентиро­ванный порядок  последовательность в осуществлении тех или иных дейст­вий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное  уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации  так и издания юридических норм.

. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический  сугубо правовой механизм действия  но и психологический механизм: оно не может регулировать пове­дения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте пра­во можно рассматривать как информационную систему  содержащую инфор­мацию властного характера  которая  будучи осознана  детерминирует волю и поведение субъектов.

 Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-право­вых актов (а также путем делегирования полномочий на издание норматив­но-правовых актов  санкционирования устоявшихся обычаев  создания юри­дических прецедентов)  то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

 Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принуди­тельной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны го­сударства).

 Признанием необходимости государственной охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно  чтобы пре­секать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариан­тов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то  что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

Определений права существует множество. И это вполне закономерно  поскольку никакое определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более такого понятия  как «право»  к характеристике которого существу­ют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое мно­гообразие определений права полезно  так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций  под разными углами зрения и на этой основе соста­вить о нем многомерное  объемное представление.

С учетом названных признаков вероятно можно дать свое определение права  право есть оформлен­ная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система  призванная регулировать социаль­но значимое поведение участников общественного процесса на основе балан­са интересов  согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

А вообще более плодотворным в этом направлении является не формули­рование каких-либо определений  а совершенствование право понимания на основе углубленного изучения свойств права.

Глава 2. Взаимодействие и соотношения государства и права.

 2.1 Государство и право в их соотношении и взаимодействии

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета государства  над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его  (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора,  исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

Согласно этому подходу связь между государством  и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемого широкого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право,  не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере,  в какой само право ему это позволяет.


2.2 Воздействие государства на право


Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное  значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права[3].

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что  и государство   в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что  единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.