1.2 Признаки и определение права
К признакам права можно отнести следующие:
Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития[2].
Право есть регулятор социально значимого поведения человека разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой которая включает в себя:
I. людей;
II. отношения между людьми (общественные отношения);
III. поведение субъектов общественных отношений.
Содержание права определяется потребностями общественного развития интересами участников общественного процесса отраженными в общественном сознании.
Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент форма) социального компромисса в масштабе общества установления баланса социальных интересов справедливого распределения благ мера социальной свободы индивида.
Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него от своей сущности.
Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор адресаты которого определены не конкретно поименно а общими признаками (возраст вменяемость общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз когда возникают типовые ситуации установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.
Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы умственных способностей социального положения и т. п.) то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).
Нормы права должны быть объективированы вовне закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах правовых обычаях юридических прецедентах и др.
С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность) состоящая из элементов связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.
. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему которая распространяет свое действие на всех членов общества.
Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации так и издания юридических норм.
. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический сугубо правовой механизм действия но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему содержащую информацию властного характера которая будучи осознана детерминирует волю и поведение субъектов.
Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов санкционирования устоявшихся обычаев создания юридических прецедентов) то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.
Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).
Признанием необходимости государственной охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.
Определений права существует множество. И это вполне закономерно поскольку никакое определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более такого понятия как «право» к характеристике которого существуют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое многообразие определений права полезно так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций под разными углами зрения и на этой основе составить о нем многомерное объемное представление.
С учетом названных признаков вероятно можно дать свое определение права право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.
А вообще более плодотворным в этом направлении является не формулирование каких-либо определений а совершенствование право понимания на основе углубленного изучения свойств права.
Глава 2. Взаимодействие и соотношения государства и права.
2.1 Государство и право в их соотношении и взаимодействии
Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.
Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.
Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.
Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.
Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемого широкого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.
2.2 Воздействие государства на право
Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права[3].
Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.
Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.
Страницы: 1, 2, 3, 4