Рефераты. Вспомогательные договоры на железнодорожном транспорте

Вспомогательные договоры на железнодорожном транспорте

Ульяновский государственный университет

Юридический факультет

Заочное отделение

Кафедра гражданского права и процесса

Дипломная работа на тему:

“Вспомогательные договоры на железнодорожном транспорте: теория и практика”

Студентки 6 курса

Новиковой Ольги Анатольевны

Научный руководитель: доцент, кандидат юридических наук

Лукьяненко Владимир Евгеньевич

Работа сдана “____” мая 2000г.

К защите допущена “____” июня 2000 г.

Рецензент: Боровинская

Ульяновск, 2000

Содержание:

Введение. 3

Глава I. Общие положения 5

1.1. Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки. 5

1.2. Система транспортных договоров на железнодорожном транспорте. 9 а). Договоры об организации перевозок. 9 б). Договор перевозки груза. 11 в). Вспомогательные договоры. 21

Глава II. Вспомогательные договоры. 24

2.1. Виды вспомогательных договоров. 24 а). Договоры на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. 24 б). Договора подачи и уборки вагонов. 29

2.2 Заключение вспомогательных договоров. 38

2.3. Содержание вспомогательных договоров. 44

2.4. Ответственность по вспомогательным договорам. 49 а). Условия ответственности. 49 б). Виды имущественной ответственности. 50 в). Претензии и иски. 52

Заключение. 57

Литература. 59

Введение.

Железнодорожный транспорт является единственным видом транспорта, состоящим полностью в федеральной государственной собственности, будучи естественной монополией, Это определяет специфику его работы и взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, специализированными транспортными предприятиями (предприятия промышленного, железнодорожного транспорта – ППЖТ).

Тема данной дипломной работы мною избрана, так как я работаю юрисконсультантом в ППЖТ. Именно заключение вспомогательных договоров, их исполнение является моей работой. Предприятие промышленного железнодорожного транспорта оказывает услуги по подаче и уборке вагонов, осуществляет маневровую работу на своих железнодорожных подъездных путях и подъездных путях контрагентов. Данные услуги являются предметом вспомогательных договоров: договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договора подачи и уборки вагонов.

В первой главе данной работы я освещаю систему транспортных договоров на железнодорожном транспорте, ведь без этого сложно уяснить месть и значение вспомогательных договоров. Система транспортных договоров на железной дороге включает в себя 3 группы договоров: договоры об организации перевозок, договор перевозки грузов, вспомогательные транспортные договоры.

Во второй главе я освещаю виды вспомогательных договоров, их отличие от других транспортных договоров, вопросы заключения вспомогательных договоров, их элементы и содержание, условия и виды ответственности по вспомогательным договорам, претензии и иски. В моей дипломной работе использованы примеры конкретных договоров на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договоров подачи и уборки вагонов.

В связи с тем, что гражданский кодекс РФ определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевоза груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств, я в своей работе широко использовала специальное законодательство: Транспортный Устав железных дорог РФ, Закон
РФ “О федеральном железнодорожном транспорте”, Правила перевоза грузов, а также руководящие указания и инструкции Министерства путей сообщения РФ.
Так как вспомогательные договоры на железнодорожном транспорте очень мало освещены в юридической литературе, а в системе транспортных договоров они занимают значительное место, я постараюсь в своей работе восполнить этот пробел. На мой взгляд, данная тема актуальна, так как в настоящее процент перевозки промышленных грузов по железным дорогам начал расти, а ведь именно вспомогательные договоры обеспечивают ритмичную работу по погрузке и выгрузке грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, что ведет к улучшению работы железнодорожного транспорта в целом, а следовательно, обеспечивают выполнение главной задачи транспорта – перевозку грузов и пассажиров.

Глава I. Общие положения

1.1. Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки.

Переход государства к рыночной экономике, а также введение в действие с 01 марта 1996 года части второй Гражданского кодекса РФ[1], в 40 главе которого содержатся правовые нормы, регулирующие обязательства перевозки, поставили перед федеральным железнодорожным транспортом задачи совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта, повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных путей и т.д.. Одним из важнейших правовых актов в этой сфере является
Федеральный закон “Транспортный Устав железных дорог РФ”, введенный в действие 17 января 1998 года[2]. Это восьмой по счету Устав за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашем государстве.
Предшественники нынешнего Транспортного Устава принимались в 1885, 1920,
1922, 1927, 1935, 1954 1964 годах.

С принятием Транспортного Устава и действующего с 25 августа 1995 года Федерального закона РФ “О федеральном железнодорожном транспорте”[3] создана основа законодательного регулирования деятельности Федерального железнодорожного транспорта. Закрепленные в Уставе нормы основываются на положения Гражданского Кодекса РФ, других федеральных законов, например:
Федеральный закон от 17 августа 1995 года “О естественных монополиях”[4];
Закон РФ “О защите прав потребителей” в редакции Федерального закона от 09 января 1996 года[5], Федеральный закон от 16 февраля 1995 года “О связи”[6] и другие; международных договоров, действующих в области железнодорожного транспорта.

Транспортный Устав содержит 8 глав, 148 статей, в которых определяются основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, отношения, возникающие между железными дорогами, пользователями транспортных услуг, регламентируют их права, обязанности, и ответственность, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

Впервые в области транспортного законодательства Устав дает четкое определение основных понятий, которые применяются в его тексте, что способствует лучшему пониманию и применению его положений. В Устав, исходя из основных начал гражданского законодательства, введены диапозитивные нормы, дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной перевозки решать вопросы по взаимной договоренности, что создает основу для развития равноправных партнерских отношений. Устав учитывает действующее законодательство о защите прав потребителей и о естественных монополиях.

В целях реализации отдельных положений Транспортного Устава железных дорог РФ МПС РФ разрабатывает Правила перевозки грузов, которые пока не введены в действие. В настоящее время действуют Правила перевозок грузов 1983 года, в части, не противоречащей новому Уставу[7].

Российская Федерация является участником многих международных договоров о прямом международном железнодорожном сообщении. В их числе многосторонне соглашение о международном грузовом сообщении, действующее с изменениями и дополнениями, внесенными на 01 января 1998 года.

В сфере железнодорожных перевозок важное место занимают нормативные акты, издаваемые Министерством путей сообщения РФ: Правила технической эксплуатации железных дорог[8], Инструкции по движению поездов[9] и сигнализации на железных дорогах[10] РФ, Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути, руководящие указания МПС РФ и т.д.. Надлежащее исполнение данных нормативных актов обязательно для железных дорог, ветвевладельцев, грузоотправителей и грузополучателей.
Размеры платы за перевозку грузов и других причитающихся железной дороге платежей устанавливаются Тарифными руководствами. Споры между транспортной организацией и грузоотправителями, грузополучателями решаются с помощью
Гражданского Кодекса РФ, Транспортного Устава железных дорог РФ, а также с учетом Инструктивных Указаний Госарбитража СССР от 31.05.76 года № И – 1 –
14 “О практике разрешения споров, возникших при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и на подачу и уборку вагонов”[11].

В настоящее время необходимо принятие новых Правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте, которые бы разрабатывали и детализировали
Транспортный Устав железных дорог РФ. В них закрепляются не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

1.2. Система транспортных договоров на железнодорожном транспорте.

а). Договоры об организации перевозок.

В статье 17 Транспортного Устава железных дорог РФ дается легальное определение договора об организации перевозок: “В соответствии с указанными договорами железная дорога обязуется в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок”. Железная дорога и грузоотправители при автоматическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В договорах об организации перевозок определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств, предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок.

Основная цель подобных договоров на железнодорожном транспорте – урегулировать в ходе исполнения перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря заключенному долгосрочному договору об организации перевозок, обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса – грузоотправителя, грузополучателя. Взаимовыгодные договоры создают основу партнерских отношений заинтересованных сторон и являются своего рода гарантом соблюдения сторонами добровольно взятых на себя обязательств, связанных с предстоящими перевозками грузов.

Установление в договоре об организации перевозки каких-либо положений по поводу специфических условий перевозки освобождает стороны на весь период действия этого договора от необходимости вновь согласовывать эти условия при заключении конкретного договора перевозки.

Заключение долгосрочного договора об организации перевозки не является обязательным для сторон – они вправе лишь при обоюдном согласии заключить подобный договор. Поэтому при отказе одной из сторон, другая не может требовать через суд его заключения. В случае подачи искового заявления о понуждении заключить этот договор или заявления о рассмотрении разногласий по такому договору, когда стороны не заключили письменного соглашение о передаче спора в Арбитражный Суд, последний должен отказать истцу в принятии заявления в соответствии с п.1ч.1ст.107 АПК[12].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.