Рефераты. Устав муниципального образования

• глава местного самоуправления (глава местной админи­страции) назначается соответственно главой администрации края, области, города федерального значения, автономной об­ласти, автономного округа или избирается населением.

3. Самостоятельность местного самоуправления определя­лась наличием собственной компетенции. Положение в общих чертах разграничивало компетенции представительного, ис­полнительно-распорядительного органов и главы местного са­моуправления (главы местной администрации).

Таким образом, начало 90-х гг. XX в. стало периодом фор­мулирования проблематики местного самоуправления, переосмысления российского исторического опыта, разработ­ки концептуальной основы будущих реформ. Из теоретиче­ских проблем, которые были поставлены в связи с политиче­ским развитием в стране, особое внимание вызывал статус местного самоуправления, его соотношение с государствен­ным управлением. Закрепление местного самоуправления как системы, отде­ленной от государственных органов, получило развитие в за­конах субъектов РФ. Часть регионов перевела проблему мест­ной власти в практическое русло, создавая подчас специфиче­ские прецеденты. В частности, на отдельных территориях идея местного самоуправления фактически была подменена идеей общественного самоуправления с сохранением системы мест­ного государственного управления.

В других же субъектах РФ, наоборот, вопреки опыту госу­дарственного централизованного управления, отмечалась эй­фория по поводу отделения местного самоуправления от сис­темы государственной власти, идеализировались возможности местного самоуправления. Акцент на самостоятельности и не­зависимости местного самоуправления в значительной степени был обусловлен политическими причинами, местническими настроениями. Коллизии были заложены в положениях о «до­говорном» характере взаимоотношений государственных и му­ниципальных органов. Подчас в тех же уставных документах, наряду с положениями о «независимости» местного самоуправ­ления, появлялись нормы, более жестко регламентирующие местное самоуправление.

II этап (1993-1995 гг.) начинается после принятия новой Конституции РФ. Закрепление местного самоуправления как одной из основ конституционного строя России соответствовало требованиям Европейской Хартии местного самоуправлении, предусматривавшей, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны».

Одним из первых шагов по реализации новой Конституции РФ стал Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», который в качестве условия эффективной деятельности муниципальных органов закрепил финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления. Указ регламентировал: 1) состав му­ниципальной собственности; 2) порядок ее формирования, а также право органов местного самоуправления в администра­тивном и судебном порядке оспорить любое решение органов государственной власти, касающееся проблем муниципальной деятельности. Особенно широкие возможности для формирова­ния финансово-экономической основы местного самоуправления открыло принятие нового Гражданского кодекса РФ.

Разработка Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» и его принятие подготовили новый этап в развитии му­ниципального права.

III этап начинается с 1 сентября 1995 г., даты вступления Федерального закона «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» в юридиче­скую силу. На этом этапе развития правовой основы местного самоуправления формируется федеральное и региональное за­конодательство, конкретизирующее общее принципы органи­зации местного самоуправления, принимаются акты, регла­ментирующие основные стороны жизнедеятельности муници­пального образования.

Становление муниципального права сопровождалось формированием выборных представительных органов местного самоуправления, избранием глав муниципальных образований, что позволяло перейти к юридическому оформлению статуса муниципальных образований — к разработке и принятию их Уставов. Как основные нормативные правовые акты местного уровня они определили конкретную модель организации мест­ного самоуправления для соответствующего муниципального образования. Наряду с Уставами муниципальных образований принимаются и издаются иные правовые акты местного само­управления, которые наряду с федеральными и регио­нальными актами формируют единую правовую основу орга­низации и деятельности местного самоуправления.



Глава 2. Устав муниципального образования, как основной правовой акт местного значения.

2.1. Понятие и классификация правовых актов местного значения


В процессе правового регулирования организации и деятельно­сти местного самоуправления значительное место принадлежит его актам. Органы местного самоуправления принимают решения по таким важным вопросам местной жизни, как: структура органов местного самоуправления, разграничение полномочий между отдельными муниципальными органами и их должностными лицами, административно-территориальная организация муниципального образования, бюджетное устрой­ство и бюджетный процесс в муниципальном образовании, му­ниципальные займы и кредиты, правила учета нуждающихся в жилой площади и т.д.

Правовой акт местного самоуправления — это офици­альный документ, регулирующий муниципальные отноше­ния. Его официальный характер определяется тем, что он из­дается от имени конкретного субъекта местного самоуправле­ния, а его право на принятие правового акта определяется за­конодательством или уставом муниципального образования. Отсюда следует ряд важнейших требований. В частности, субъ­екты муниципального правотворчества должны принимать (издавать) правовые акты в рамках закрепленных за ними полномочий. Важно, чтобы принимаемые решения и издавае­мые акты не выходили за пределы компетенций соответст­вующих субъектов правотворчества.

Правовой акт принимается управомоченньм субъектом местного самоуправления. Основным из указанных субъектов является население муниципального образования. Законодательство о местном самоуправлении, регламентируя достаточно традици­онный способ принятия населением правового решения на ме­стном референдуме, одновременно с этим вводит новую фор­му— народную правотворческую инициативу. Ее реализация создает новую разновидность правовых актов местного само­управления — решение органа местного самоуправления, при­нятое в порядке народной правотворческой инициативы.

Наряду с населением муниципального образования в соот­ветствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» право на принятие (издание) правового акта по вопро­сам своего ведения имеют также органы местного самоуправ­ления и их должностные лица. Наименование и виды правовых актов местного самоуправления, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с закона­ми субъектов Федерации.

Акт местного самоуправления характеризуется особой формой выражения содержащейся в нем информации. Такой формой является норма муниципального права. Федераль­ный закон «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» в ст. 15 определяет сущ­ность нормы муниципального права как «общеобязательного правила по предметам ведения муниципального образования, предусмотренного уставом муниципального образования». Учитывая, что нормы муниципального права устанавливаются также Конституцией РФ, федеральными и региональными нормативными правовыми актами, муниципальные акты соз­дают лишь часть норм муниципального права.

Пределы правотворческой деятельности органов местного самоуправления ограничиваются, как правило, двумя способа­ми:

1) закреплением прав органов местного самоуправления на принятие конкретных видов нормативно-правовых актов (так, Федеральный закон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» в ч. 2 ст. 6 пре­дусматривает, что к вопросам местного значения относится принятие и изменение уставов муниципальных образований);

2) определением перечня вопросов, в рамках которых местно­му самоуправлению предоставляется относительная свобода выбора средств, включая и правовое регулирование.

Правовой акт местного самоуправления обладает общеобязательностью. Это значит, во-первых, что решения, при­нятые путем прямого волеизъявления граждан, решения орга­нов местного самоуправления и должностных лиц местного са­моуправления, принятые в пределах их полномочий, обяза­тельны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также органами местного самоуправления и гражда­нами. Во-вторых, правовой акт местного самоуправления офи­циально признается государством и его органами, т.е. не нуж­дается в дополнительном утверждении органами государствен­ной власти. В силу этого, как предусмотрено законодательст­вом, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами. Так государство обеспечивает юридическую силу правовых актов местного самоуправления наряду с другими актами.

Акты местного самоуправления отличает специфиче­ский язык, в том числе и собственные юридические понятия и термины. В литературе высказывалось опасение в связи с тем, что право местного самоуправления стремительно насыщается понятиями, чуждыми нашим правовым традициям. Так, пред­лагалось вместо понятия «муниципальное право» использовать понятие «самоуправленческое право»[12]. Но большинство поня­тий муниципального права прочно вошло в правовую лексику, тем более, что юриспруденция, как и ряд наук (политология, социология, психология) традиционно «разговаривает» на ла­тинизированном и древнегреческом языках.

Одно из наиболее значительных и актуальных требований к правовым актам местного самоуправления состоит в необхо­димости их соответствия российскому законодательству. Отсутствие необходимого опыта, достаточно подготовленных кадров нередко приводит к появлению нормативных актов, со­держание которых подчас грубо нарушает российское законо­дательство. В таких случаях предусматривается процедура их отмены или признания недействительными. Правовые акты, если они противоречат законодательству и также могут быть опротестованы в порядке прокурорского надзора.

В целях упорядочивания местного нормотворчества, со­вершенствования качества принимаемых актов органами госу­дарственной власти субъектов РФ обычно более детально раз­рабатываются общие принципы подготовки, принятия и ут­верждения муниципальных актов. Их содержание можно све­сти к следующим основным положениям:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.