Рефераты. Устав муниципального образования

Субъекты РФ не могут устанавливать требования, которые ограничили бы право населения муниципального образования на определение территориальных основ местного самоуправления. Это положение стало предметом рассмотрения Консти­туционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской об­ласти. Конституционный Суд РФ, подтвердив, что субъект РФ вправе определять порядок образования, объединения, преоб­разования или упразднения муниципальных образований, ус­тановления и изменения их границ и наименований, в том числе и путем установления принципов, влияющих на выбор территории муниципального образования, вместе с тем, под­черкнул, что такие принципы не должны являться ограничи­тельными условиями организации и осуществления местного самоуправления. Между тем, установленные в ч. 1 ст. 82 Уста­ва (Основного Закона) Курской области принципы (определе­ние территориального устройства исходя из максимальной эф­фективности решения социально-экономических вопросов ме­стного значения; наличие производственной, коммуникацион­ной и социальной инфраструктур, обеспечивающих решение вопросов областного и местного значения; наличие материаль­но-финансовых ресурсов для осуществления деятельности ор­ганов местного самоуправления и обеспечения государствен­ных минимальных социальных стандартов жителям муници­пального образования и др.) в силу неопределенности содержа­ния допускают их интерпретацию в качестве условий, ограни­чивающих по усмотрению органов государственной власти Курской области и вопреки волеизъявлению населения, выбор территории, на которой осуществляется местное самоуправле­ние. Конституционный Суд РФ Постановлением от 30 ноября 2000 г. признал такие принципы не соответствующими Кон­ституции РФ.

К ведению местного самоуправления относится образова­ние, объединение, преобразование или упразднение внутриго­родских муниципальных образований, установление или изме­нение их территорий. Эти вопросы решаются с учетом мнения населения соответствующих территорий представительным органом местного самоуправления. Кроме этого, население му­ниципального образования и органы местного самоуправления также, как органы государственной власти субъектов РФ, мо­гут проявить инициативу установления и изменения границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении преобразовании или упразднении муниципаль­ных образований.

Территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным деле­нием. Это разъяснение было дано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 3 ноября 1997 г., в котором было отмечено,  что перечень территорий муниципальных образований являет­ся открытым и эти территории устанавливаются в соответст­вии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ч. 1 ст. 12 усилил ключевое значение городских и сельских поселений в системе муниципальных образований, преду­смотрев, что «население городского, сельского поселения не­зависимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления». Федеральный закон допускает ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления только на отдельных территориях федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства.

В Федеральном законе был конкретизирован состав территории муниципального образования, который включает:

1) земли городских, сельских поселений, т.е. муниципаль­ные земли;

2) прилегающие к ним земли общего пользования;

3) рекреационные зоны (землями рекреационного назна­чения в соответствии с земельным законодательством призна­ются выделенные в установленном порядке:

• земли, предназначенные и используемые для организо­ванного массового отдыха и туризма населения (земельные уча­стки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, сана­ториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, ту­ристских баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотника, детских тури­стских станций, парков, лесопарков, учебно-туристских троп, маркированных трасс, пионерских и спортивных лагерей, рас­положенных вне земель оздоровительного назначения);

• а также земли пригородных зеленых зон, занятые леса­ми, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выпол­няющими защитные и санитарно-гигиенические функции и' являющиеся местом отдыха населения; на землях рекреацион­ного назначения запрещается деятельность, препятствующая их использованию по целевому назначению;

4) земли, необходимые для развития поселений;

5) другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Ст. 85 Земельного кодекса РФ также определяет состав земель поселений, в который могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламен­тами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельско­хозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Законодатель оставил открытым перечень состава терри­тории местного самоуправления и предусмотрел возможность расширения территории муниципального образования в тех случаях, когда это необходимо для его развития. Более подроб­но возможность выкупа земельных участков для муници­пальных нужд, если таковых для развития поселений оказы­вается недостаточно, устанавливают Гражданский и Земель­ный кодексы РФ.

В ст. 49 Земельного кодекса РФ установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муници­пальных нужд осуществляется в исключительных случаях, свя­занных с: 1) выполнением международных обязательств РФ; 2) размещением объектов государственного или муниципаль­ного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; 3) иными обстоятельствами в уста­новленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, в случа­ях, установленных законами субъектов Федерации.

В ст. 279 ГК РФ предусмотрено, что земельные участки могут быть изъяты у собственников решением федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ. Соб­ственник земельного участка должен не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведом­лен об этом органом, принявшим решение, которое также под­лежит государственной регистрации. Выкупная цена, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собствен­ником участка. При определении выкупной цены в нее вклю­чаются рыночная стоимость земельного участка и находящего­ся на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причи­ненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упу­щенную выгоду. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у не­го земельного участка для муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику уведомления о государственной регистрации решения государственного органа об изъятии земельного участка.

Реальная муниципальная практика расширяет понятие территориальных основ местного самоуправления, создает необходимое разнообразие территории муниципальных образований. В частности, уже сегодня законодательством ряда субъектов РФ достаточно подробно регулируются территориальные основы местного самоуправления, предусмотрено существование территорий со специальным статусом. Так, Устав Иркутской области, определяя  территорию муниципального образования, в ст. 44 указывает, что такая территория может располагаться в границах: (1) целого компактного поселения (город, село, поселок и др.); 920 компактного поселения и прилегающих к нему территорий; (3) объединения городских, сельских поселений.

Уставом Иркутской области предусмотрены также территории со специальным статусом, образованные для осуществления функций государственного управления (внутриобластные, внутригородские и иные специальные административные округа) либо для сохранения и развития традиционных форм хозяйствования и природопользования малочисленных этнических групп, населенных пунктов исторического значения, либо для достижения иных целей (закрытые муниципальные образования, особые экономические зоны и др.).[8]

Закон Воронежской области «О местном самоуправлении в Воронежской области», определяя территориальные основы местного самоуправления, также предусматривает создание специальных территорий управления. Они образуются соответствующим представительным органом или по соглашению соответствующих представительных органов местного самоуправления в зависимости от размера территории, наличия и расположения объектов муниципальной собственности, жилищно-коммунального хозяйства, учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физкультурно-спортивных объектов, особенностей жилой застройки. Границы специальных территорий административного управления, перечень и наименование органов, осуществляющих управление указанными территориями, закрепляются в уставе муниципального образования и в положении об управлении указанной территорией.

Законодатели Воронежской области указали также на особенности местного управления в пригородных зонах городов.

Пригородная зона городов, как указано в законе о местном самоуправлении в Воронежской области, является зоной совме­стных интересов городского и иных территорий местного само­управления. Она может быть создана по инициативе органов местного самоуправления города и окружающих его террито­рий путем согласительных процедур q участием всех заинтере­сованных сторон, а при отсутствии согласия — в соответствии с порядком, установленным законодательством области. Реше­ние о создании пригородной зоны предусматривает закрепле­ние ее границы, правового статуса, разграничения полномочий между органами местного самоуправления на территории при­городной зоны, в том числе по содержанию инфраструктуры пригородной зоны[9].

При определении территориальных основ отдельных муниципальных образований необходимо бывает также учиты­вать и такой фактор, как расположенные на их территориях промышленные, научные и культурные центры. Как правило, особенности местного самоуправления на таких территориях определяются или уставом данного муниципального образова­ния, или особыми законодательными актами органов государ­ственной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.