Рефераты. Условно-досрочное освобождение от наказания в республике Казахстан

Значительная часть наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом, является срочными. Это - лишение права  занимать  определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью,  привлечение  к  общественным работам,  исправительные   работы,  ограничение  свободы,  арест,  лишение свободы,  а  также  ограничение  по  военной  службе  и  содержание в дисциплинарной воинской части. Их отбывание прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания при пересмотре приговора, применении амнистии или помилования.

Освобождение по другим основаниям также, как правило, не является неожиданным  для  администрации  учреждения,  поскольку  она      готовит представление в суд о досрочном освобождении осужденных.  О  рассмотрении ходатайства о помиловании известно, поскольку в Администрацию  Президента направляются характеристика и другие необходимые документы. Представители администрации исправительных учреждений  принимают  участие  в  комиссии, решающей вопрос о применении амнистии к  осужденным.  Во  всех  указанных случаях заранее неизвестно лишь о поступлении документов об  освобождении в определенный день. Поэтому закон  обязывает  освободить  осужденного  в день поступления документов или, если документы поступили после окончания рабочего дня, утром следующего дня,  точнее,  утром  следующего  рабочего дня.

Если осужденный приговорен к  дополнительному  наказанию  в  виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, об этом производится запись в  трудовой  книжке  в  точном соответствии с приговором на основании пункта 2 ст. 25 УИ  Кодекса

Осужденному выдается справка о заработке. Она является основанием для определения, в случае необходимости, размера пособия по безработице.

 Лицу,   освобожденному   от   отбывания   наказания   в   виде исправительных работ, выдается  документ  об  отбытии  наказания  или  об освобождении от него.

10. Правовое положение лиц, отбывших наказание.


Применяя условно-досрочное освобождение, суд вправе возложить на осужденного обязанность, предусмотренные ч.5 ст.63 УК, которые должны  им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания, о чем  должно быть  указано  в  резолютивной  части  постановления  суда:  не    менять постоянного   места   жительства,   работы,   учебы   без     уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль  за поведением  условно  освобожденного,  не  посещать  определенные   места, осуществлять  материальную  поддержку  семьи,  и  другие,  способствующие закреплению его исправления.

В статье 175 УК РК, закреплено правовое положение лиц, отбывших наказание.  Лица, отбывшие наказание, несут обязанности  и  пользуются  правами, установленными  для  граждан  Республики  Казахстан  с     ограничениями, предусмотренными для лиц, имеющих судимость. Такие ограничения могут быть предусмотрены только законом.

Освобождение от отбывания уголовного наказания влечет прекращение действия  норм,  устанавливающих  ограничения  прав  и  свобод    граждан Республики Казахстан. Исключение согласно комментируемой  статье  сделано лишь для ограничений, составляющих содержание судимости.

Судимость представляет собой правовое состояние  лица,  вызванное фактом осуждения его к уголовному наказанию и выражающееся в совокупности общеправовых (гражданских, административных и иных)  и  уголовно-правовых последствий, выступающих в виде ограничений правового статуса граждан.

Согласно   положениям   ст.   175   УИК   эти   ограничения    могут устанавливаться  лишь  законом.  Такое  решение  законодателя    является следствием изменения общего подхода к правовому статусу личности,  правам и свободам человека. Наиболее полное  отражение  данный  подход  нашел  в нормах  Конституции  Республики  Казахстан,  установившей  требования   к источникам  ограничений  прав  и  свобод  человека  (см.  п.  1  ст.   39 Конституции Республики Казахстан).

Исходя из конституционных  норм  и  положений  ст.  179  УИК  под предлогом судимости лица не  могут  устанавливаться  ограничения  прав  и свобод гражданина нормативными  правовыми,  в  том  числе  ведомственными актами. Тем более они не могут  быть  предусмотрены  в  правовом  статусе судимых граждан указаниями должностных лиц любого уровня.

Не  могут  устанавливаться  такие  ограничения  решениями    местных представительных и  исполнительных  органов.  Данное  положение  является гарантией единства подхода государства к обеспечению  прав  гражданина  в условиях восстановления его социально-правового статуса  после  отбывания наказания. Одновременно это и гарантия соблюдения заключенных Казахстаном международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.

Ограничения,   составляющие   содержание   судимости,     могут устанавливаться  в  интересах  обеспечения  строго  определенного   круга социально-политических  ценностей,  например,  защиты    конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека,  здоровья  и нравственности населения.

Эти основания  ограничений прав и свобод базируются на положениях  п. 1 ст. 39 Конституции Республики Казахстан, ряда международных актов  ООН. Имеются они и в Европейской конвенции о защите прав человека  и  основных свобод.

11. Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль за ним.


Одним из высших принципов УИК РК, наряду с исполнением наказания, является оказание помощи осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль за ними. В статье  176 УИК РК.  определены обязанности  администрации  учреждений,    исполняющих наказания, по содействию в трудовом и  бытовом  устройстве  освобождаемых осужденных.

 Не позднее чем за два месяца до истечения срока  ареста  либо  за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения  свободы администрация  учреждения,  исполняющего  наказание,  уведомляет  местные исполнительные органы и службу занятости по избранному  осужденным  месту жительства о его предстоящем освобождении,  наличии  у  него  жилья,  его трудоспособности и имеющихся специальностях.

С осужденным проводится интенсивная воспитательная работа с целью подготовки его к освобождению, разъясняются его права и обязанности.

Инвалиды I и II групп, а также мужчины старше 60  лет  и  женщины старше 55 лет по их  просьбе  и  представлению  учреждения,  исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты  в  дома  инвалидов  и престарелых.

  Работа по подготовке осужденного к освобождению должна начинаться заблаговременно. Закон обязывает начинать такую работу за два  месяца  до истечения  срока  ареста  либо  за  шесть  месяцев  до  истечения   срока ограничения свободы или лишения  свободы.  Эта  разница  объясняется  как небольшим сроком наказания (как известно, арест может  быть  назначен  на срок не более 6 месяцев),  так  и  степенью  распада  социально  полезных связей, зависящих также от времени  отрыва  осужденного  от  семьи  и  от степени его социально-нравственной  запущенности.  Поэтому  подготовка  к освобождению лиц,  отбывающих  ограничение  свободы  и  лишение  свободы, требует больше времени.

    В результате беседы с осужденным выясняется, нуждается  ли  он  в помощи в трудовом и  бытовом  устройстве.  Если  осужденный  нуждается  в помощи - он обращается с письменным  заявлением,  в  котором  указывается избранное им местожительство и желание трудоустроиться с помощью  органов федеральной службы занятости.

На основании заявления осужденного администрация  исправительного учреждения направляет информацию в  местные  исполнительные  органы  и  в службу занятости по избранному осужденным месту жительства, где  сообщает дату освобождения, наличие у осужденного жилья,  его  трудоспособность  и имеющиеся специальности.

Следует иметь в виду,  что  существовавшие  ранее  ограничения  в прописке в зависимости от  числа  и  характера  совершенных  преступлений отменены. Возможность прописки определяется наличием  жилья  и  согласием родственников, либо возможностью получения  общежития  или  иного  жилого помещения для проживания.

В   исправительном   учреждении   с   осужденным     проводится воспитательная работа, в  ходе  которой  ему  разъясняются  его  права  и обязанности, порядок трудоустройства, возможность  прибегнуть  к  услугам службы занятости и  т.п.  Указание  закона  на  интенсивность  проведения воспитательной работы показывает, что на работу  с  этими  лицами  должно быть обращено особое внимание.

В отношении освобождаемых несовершеннолетних,  которые  не   имеют родителей или иных лиц,  у  которых  они  могут  проживать,  направляется информация также в комиссию по делам несовершеннолетних по прежнему месту жительства. Комиссия, наряду со  службой  занятости,  принимает  меры  по устройству освобождаемого на работу или учебу и обеспечению его жильем.

Если администрация воспитательной колонии придет  к  выводу,  что возвращение   несовершеннолетнего   к   прежнему   месту       жительства нецелесообразно из воспитательных соображений (криминогенная обстановка в семье, связь с преступной средой и т. п.), с согласия несовершеннолетнего могут приниматься меры по его трудовому и бытовому  устройству  по  месту расположения колонии. В этом случае  направляется  информация  в  местные исполнительные  органы,  в  службу  занятости  и  в  комиссию  по   делам несовершеннолетних соответствующего района.

 В  том  случае,  когда  из  исправительного  учреждения  или  из исправительного центра  освобождается  осужденный,  являющийся  инвалидом первой или второй группы, мужчина старше 60 лет, женщина старше  55  лет, по их просьбе и по представлению администрации  учреждения,  исполняющего наказание, органы социальной защиты направляют  их  в  дома  инвалидов  и престарелых.

  В статье 177 УИК РК, закреплено оказание помощи осужденным, освобождаемым  от  отбывания наказания. Лица, освобождаемые от отбывания  наказания  в  виде  ограничения свободы, ареста или лишения свободы, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства или работы, а также продуктами питания или  деньгами  на путь следования  в  порядке,  устанавливаемом  Правительством  Республики Казахстан.

При отсутствии необходимой по сезону одежды, обуви и  средств  на их  приобретение  лица,  освобождаемые  из  мест  лишения        свободы, обеспечиваются одеждой и обувью за счет  средств  государства.  Им  может быть выдано единовременное денежное пособие  в  размере,  устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

Обеспечение питанием,  одеждой,  обувью,  выдача  единовременного денежного  пособия,  а  также  оплата  проезда  лиц,  освобождаемых    от наказания, производятся учреждением, исполняющим наказание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.